золушка 2023 г.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы» Изобильненского городского округа
Ставропольского края
(МБУДО «ЦВР» ИГОСК)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«ЗОЛУШКА»
Уровень программы: стартовый
Возрастная категория: от 7 лет до 13 лет
Состав группы: от 10 до 15 обучающихся
Срок реализации: 1 год
ID-номер программы в Навигаторе: 1827

Составила:
Шмидт Антонина Викторовна
методист высшей
квалификационной категории

г. Изобильный
2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Витраж, один из прекраснейших образов монументального искусства,
всегда восхищал человека. Его история уходит корнями в средневековье. При
храмах были витражные мастерские, а в них витражных дел мастера. И до
сегодняшнего дня величественная красота витражей заставляет испытывать
чувство восторга.
А с появлением новых материалов и технологий витражная роспись
стала доступной многим. Данный вид творчества является относительно
новым, так как витражные краски появились не так давно (10 лет назад), но
являются отличным декоративным средством для создания замечательных
изделий, заслуживающих отдельного погружения в их технологию. Особенно
это интересно для детей, так как витражные и акриловые краски просты в
обращении, но имеют прекрасную декоративную функцию.
Любой ребенок стремится подчеркнуть свою индивидуальность, найти
эстетическое самовыражение, получать наслаждение от общения с
окружающим миром. Зная основные приемы витражной росписи можно
приобщиться к интересному виду декоративно-прикладного искусства,
реализовать свой творческий потенциал и подготовиться к сознательному
выбору будущей профессии.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Золушка» способствует решению проблем социальной адаптации и
творческого
развития детей.
Формирует
интерес
к
культуре,
художественному творчеству.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Золушка» (далее Программа) соответствует требованиям нормативноправовых документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (в ред. От 08.12.2020 г.).
2.Проект Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. Департамент государственной политики в сфере воспитания,
дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения
России от 30.09.2020 г.
3. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по дополнительным общеразвивающим
программам».
4.Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы):
приложение к письму Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242.
5. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи" (утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28).

6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 12 ноября 2020 года № 2945-р).
7. Устава МБУДО «ЦВР» ИГОСК.
Направленность программы. Содержание программы «Золушка»
имеет художественную направленность. При реализации данной программы
создаются благоприятные условия для интеллектуального и духовного
воспитания личности ребенка, развития познавательной активности и
творческой самореализации обучающихся.
Актуальность данной программы базируется на анализе
родительского спроса на образовательные услуги в обучении витражной
росписи. Содержание программы основано на принципе наглядности и
доступности. Учтены познавательные и коммуникативные потребности
учащихся, а также психологические особенности данной возрастной группы.
Отличительной особенностью данной программы является более
дифференцированный подход в обучении обучающихся. Учитываются
индивидуальные особенности каждого ребенка – дается возможность
каждому проявить себя самостоятельно, активно, испытать радость
творческого созидания, почувствовать себя юным ваятелем. Все темы,
вошедшие в программу, изменяются по принципу усложнения материала с
учетом усвоения предыдущего.
В дополнительном образовании витраж относится к нетрадиционным
техникам рисования. Технология его выполнения интересна и доступна, как
и взрослому, так и ребенку. Именно поэтому витражная роспись открывает
большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и
самовыражению в целом. Научившись выражать свои чувства в творчестве,
ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать
робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он
уверен - получится, и красиво.
Витражная роспись - новый вид декоративной росписи, ею можно
легко украсить любые стеклянные, зеркальные поверхности, фотоальбомы и
фоторамки, изготовить поздравительные открытки, составить оконные
коллажи, панно и картины. Мобильность изготовленных экспонатов
позволит оформлять любые выставки, в том числе и выездные. Программой
предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение
основами витражной росписи, на приобщение учащихся к активной
познавательной и творческой работе. Процесс обучения строится на единстве
активных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе
усвоения знаний, законов и правил витражной росписи у обучающихся
развиваются творческие начала.
Новизна программы состоит в том, что, приобретая практические
умения и навыки в области художественного творчества, дети получают
возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание
создавать нечто новое своими силами.
Занятия витражной и точечной росписью развивают мелкую моторику
и внимательность, формируют усидчивость и терпение, совершенствуют

личные качества – абстрактное мышление, художественный вкус, расширяют
и углубляют кругозор.
Рисуя, учащийся развивает своё пространственное мышление,
глазомер, учится объединять отдельные части в композицию. Появляется
навык планировать свои действия, подбирая соответствующие замыслу цвета
и материалы. Чувства, которые испытывает ребёнок, - будь то радость,
восхищение или же горесть и переживание, он может выразить с помощью
красок. Поэтому, рассматривая детский рисунок, педагог может заглянуть во
внутренний мир ребёнка, понять, что его тревожит, что он любит, как
относится к себе и окружающим, о чём мечтает. Психологами давно доказано
положительное влияние арт-терапии. А витражная роспись, благодаря
яркости, - самая настоящая терапия цветом.
Педагогическая
целесообразность
данной
образовательной
программы позволяет решить некоторые проблемы, такие как, занятость
свободного времени учащихся, пробуждение интереса детей к новой
деятельности, познания новой информации, общение со сверстниками.
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и
воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии,
пространственного
мышления,
колористического
восприятия,
она
способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в
процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной
отзывчивости.
Педагогическое кредо – разбудить в каждом ребёнке стремление к
художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа
вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех учащихся,
ведь в объединение принимаются дети с различным уровнем подготовки, что
обязывает педагога учитывать индивидуальные особенности детей,
обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Во время обучения, обучающиеся приобретают навыки общения.
Учатся помогать друг другу, делятся идеями. Создают индивидуальные и
совместные творческие работы. Программа предусматривает эстетическое
воспитание учащихся, развитие их художественного вкуса.
В программе прослеживаются межпредметные связи с другими
образовательными областями. При выполнении схем точечной росписи,
эскизов витражной росписи, работе над композицией применяются знания из
областей черчения, рисования. Также изучаются основы цветоведения и
композиции. Второй год обучения включает в себя изучение основ
орнамента, стилизации и декорирования при помощи красок, контуров. Это
даёт возможность детям создать собственную творческую работу.
Превратить любую мечту в жизнь.
Характеристика обучающихся по программе (адресат программы):
Данная программа является модифицированной и рассчитана для детей 7-13
лет. Посещение занятий проводится на добровольной основе. Набор в группы
проводится по желанию и интересам детей (мальчики и девочки).
Специальной
подготовки
не
предусматривается,
учитываются







индивидуальные особенности каждого обучающегося. Группы могут быть
сформированы одного возраста или разных возрастных категорий,
количество обучающихся от 10 до 15 человек.
Характеристика обучающихся. Младший школьный возраст. Этот этап
длится с 7 до 11 лет и связан с существенными изменениями в жизни и
поведении ребенка. Он поступает в школу, и игровая деятельность сменяется
учебной. Активно развивается интеллектуально-познавательная сфера.
Возрастные психические новообразования: произвольность, внутренний план
действий, рефлексия и самоконтроль.
Он способен сосредоточиться в течение длительного времени на конкретном
занятии: высидеть спокойно за партой урок и слушать объяснения педагога.
Умеет планировать, выполнять задачи в определенной последовательности,
например, выполнить задание, которое ему дал педагог.
Он определяет границы своих знаний и выявляет причину, почему, допустим,
он не может решить задачу, чего именно для этого не хватает.
Ребенок учится контролировать свои действия, например, сначала сделать
уроки, потом пойти гулять.
Он испытывает дискомфорт от того, что взрослый человек (педагог) не
может уделить то количество внимания, в котором он привык получать его
дома.
Младший школьник может более-менее точно оценить произошедшие
изменения с его личностью: что умел раньше и что умеет сейчас, учится
выстраивать отношения в новом коллективе, подчиняться дисциплине.
У детей в возрасте от 9 до 13 лет продолжает формироваться стремление
на все иметь свою точку зрения. У них также проявляются суждения о
собственной социальной значимости – самооценка. Она складывается
благодаря развитию сознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим
мнением они дорожат. Однако к 12-13 годам у ребенка складывается новое
представление о самом себе, когда самооценка утрачивает значимость от
ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка
теперь выражает отношение, в котором образ самого себя относится к
идеальному Я. Младший школьный возраст – завершение развития
самосознания
Объем и срок реализации программы. Программа рассчитана на один
год обучения. Количество учебных часов 216.
Режим организации занятий. Количество учебных часов 216. Занятия
проводятся 2 раза в неделю по 3 часа. Продолжительность занятия 40 минут с
10 минутным перерывом.
Календарный учебный график
Календарный учебный график - составная часть Программы, составлен в
соответствии с календарно-учебным графиком МБУДО «ЦВР» ИГОСК на
2023-2024 учебный год.
Календарный учебный график устанавливает конкретные календарные
сроки реализации Программы в соответствии с учебным планом с учётом

праздничных и выходных дней
Календарный учебный график
на 2023-2024 учебный год
Уровень
обучения

№
груп
пы

Дата
начала
занятий

Дата
окончания
занятий

Кол-во
учебных
недель в год

Кол-во
учебных
дней в год

стартовый

1

01.09.2023

31.05.2024

36

108

Кол-во
учебных
часов
нед./год.
6/216

Режим занятий

2 раза в неделю
по 3 часа

Праздничные дни: 4 ноября – День народного единства;
23 февраля – День защитника Отечества;
8 Марта – Международный женский день;
1 мая – Праздник Весны и Труда
9 мая – День Победы.
Зимние каникулы: с 01 января по 08 января 2024 года
Форма обучения очная
Уровень освоения программы: стартовый. Программа стартового уровня
предусматривает: обучение основным приемам и навыкам росписи по стеклу,
знакомство с общими сведениями о витраже, областью применения,
особенностями используемого в работе материала, обучение навыкам в
пользовании основными инструментами, приемы декора витражных работ.
Эффекты и устранение ошибок. Также даются основы цветоведения,
композиции и рисунка. Выставочная деятельность.






Цель
программы:
способствовать
формированию
творческих
способностей обучающихся путём освоения приёмов и техник
художественной росписи по стеклу, создать условий для творческого
развития детей через приобщение к искусству художественной и
декоративной росписи, развитие художественного вкуса, воспитание
самостоятельной, способной к самовыражению личности.
Для достижения поставленной цели решаются основные задачи:
Образовательные:
формирование устойчивого интереса к художественному творчеству,
решение проблем социальной адаптации детей;
овладение новыми подручными материалами и приобретение новых знаний в
области декоративно-прикладного искусства, изучение основных понятий и
определений, пополнение словарного запаса детей, получение знаний об
особенностях витражной, точечной росписи, изучение её основных видов и
отличительных признаков каждого метода;
обучение основам цветоведения и композиции, формирование у
обучающихся практических умений и навыков выполнения работ,
знакомство с новыми инструментами и материалами;













развитие мотивации аргументировано и развёрнуто оценивать свои работы и
работы
сверстников,
обращая
внимание
на
обязательность
доброжелательного отношения к другим.
Развивающие:
развитие личностных свойств (самостоятельность, наблюдательность,
терпеливость, др.), и основных психологических функций (внимание,
воображение, др.) Развитие коллективного творчества и социальной
активности детей;
развитие образного эстетического восприятия, образных представлений,
формирование эстетического суждения, потребности в саморазвитии и
самопознании;
развитие художественно-графических умений и навыков, точных движений
руки и мелкой моторики пальцев.
Воспитательные:
воспитание независимой, эмоционально отзывчивой и творческой личности;
формирование художественного вкуса, зрительной культуры;
воспитание социальных качеств, необходимых для жизни в коллективе,
формирование навыков межличностного общения и взаимопомощи.
Учебно-тематический план
Стартовый уровень
«Основы технологии витражной росписи»

№
п/п
1
2
2.1

Тема
Введение в программу. Волшебный
витраж. Входная аттестация
Контурная заливная роспись по
стеклу
Контурная заливная роспись по
стеклу. Технология росписи.
Инструменты и материалы.

Общее
кол-во
часов

Теория

2

Практика

2

50

8

42

8

2

6

Формы аттестации/
контроля
Опрос, тренировочное
задание, входная
диагностика
Выставка,
контрольный опрос
Беседа, контрольный
опрос
Контрольный опрос,
анализ практических
работ
Контрольный опрос,
анализ практических
работ

2.2

Основы цветоведения. Изображение
растительных мотивов

12

2

10

2.3

Основы композиции. Изображение
пейзажа

16

2

14

14

2

12

92

14

78

8

2

6

Контрольный опрос,
практическая работа

22

3

19

Практическая работа

2.4
3
3.1
3.2

Изображение животного в технике
контурной заливной росписи по
стеклу
Многослойная техника
Многослойная техника росписи по
стеклу. Инструменты и материалы.
Эффекты росписи по стеклу
Декоративный натюрморт в
многослойной технике росписи по

Практическая работа

3.3
3.4

стеклу
Изображение героев мультфильмов и
сказочных персонажей
Иллюстрация к сказке

5.2

Портрет в многослойной технике
росписи по стеклу
Выполнение картины на свободную
тему в многослойной технике
Точечная роспись по стеклу
Точечная роспись по стеклу.
Инструменты и материалы.
Технология росписи
Орнамент. Стилизация растительных
мотивов
Декорирование изделий из стекла
Декорирование изделий из стекла с
помощью бисера, блёсток, глитера и
т.д. Инструменты и материалы.
Технология росписи и декора
Декорирование изделия по выбору

6

Изготовление сувениров

3.5
3.6
4
4.1
4.2
5
5.1

7

8
9

Творческая работа,
индивидуальные часы. Подготовка
детей к участию в муниципальных,
межрегиональных, всероссийских
конкурсах, выставках, фестивалях.
Воспитательные мероприятия и
экскурсии
Выставочная работа. Итоговое
занятие
Итого:

анализ практических
работ
анализ практических
работ
анализ практических
работ
анализ практических
работ

16

2

14

20

3

17

12

2

10

14

2

12

18

3

15

6

1

5

Контрольный опрос,
анализ практических
работ

12

2

10

Практическая работа

12

2

10

6

1

5

6

1

5

18

2

16

16

1

15

6

6

2

2

216

30

Контрольный опрос,
практическая работа
Практическая работа
анализ практических
работ
анализ практических
работ, результаты
конкурсов
Фотоотчеты с
комментариями
Выставка работ,
итоговая аттестации

186

Содержание программы
«Введение в программу». Входная аттестация. Инструктаж по ТБ.
Тема 1. «Волшебный витраж».
Теория: Содержание работы, знакомство с программой. Организационные
вопросы. Инструктаж по технике безопасности при работе со стеклом.
Художественная роспись по стеклу – витраж, как один из видов декоративноприкладного искусства. История возникновения и развития витража. Виды
витража. Материаловедение. Инструменты и материалы: краски по стеклу,
контурные и декоративные составы. Кисти для росписи. Палитра. Обработка
стекла перед нанесением красок. Уход за инструментами. Эффекты витража.
Практика: Тренировочные работы (нанесение контура на стекло, работа по
готовому эскизу, нанесение красок).
2. Раздел «Контурная заливная роспись по стеклу»
2.1. Тема «Контурная роспись по стеклу. Технология росписи.
Инструменты и материалы».

Теория: Знакомство с технологией работ контурной росписи. Разновидности
контуров по стеклу и керамике, техника нанесения. Правила переноса
рисунка на стекло. Красители и инструменты.
Практика: Тренировочные работы (контурная роспись по стеклу).
2.2. Тема «Основы цветоведения. Изображение растительных мотивов».
Теория: Цветовой круг. Правила сочетания цветов. Основные цвета: желтый,
синий, красный. Производные цвета, хроматические и ахроматические цвета.
Холодные и теплые цвета. Гармония цветовых сочетаний. Психологическое
воздействие цвета на человека.
Практика: Рисование элементов природы: деревьев, цветов, кустарников с
применением знаний основ цветоведения (цветик-семицветик, изображение
растительного мотива в тёплой или холодной гамме, контрастные осенние
листья и т. д.).
2.3. Тема «Основы композиции. Изображение пейзажа».
Теория: Основные элементы композиции. Композиция как система
размещения ее элементов и составляющих. Правила подбора цветовой гаммы
при составлении композиции. Знакомство с жанром «пейзаж». Изучение
основ воздушной и линейной перспективы, особенностей цветовой гаммы
времени суток и времён года. Передача настроения в пейзаже.
Практика: Тренировочные работы. Выбор сюжета, работа по готовому
эскизу, самостоятельная подготовка эскиза, изображение пейзажа в технике
контурной росписи по стеклу, работа контуром, заливка красками.
Оформление работы.
2.4. Изображение животного в технике контурной росписи по стеклу.
Теория: Знакомство с анималистическим жанром. Работа с иллюстрациями,
фотографиями и по наблюдению. Животные родного края. Правила
построения фигуры животного, анатомические особенности, основные
пропорции, характерные особенности. Стилизация.
Практика: Тренировочные работы по готовому эскизу или по
самостоятельно разработанному. Выбор животного, подготовка основы,
изображение животных в технике контурной росписи по стеклу, оформление
работы, анализ.
3. Раздел «Многослойная техника»
3.1. Тема «Многослойная техника росписи по стеклу. Инструменты и
материалы. Эффекты росписи».
Теория: Знакомство с многослойной техникой росписи по стеклу.
Инструменты и материалы. Правила нанесения рисунка на стекло и работы с
контуром, витражными красками. Техника безопасности.
Практика: Проверка нанесения контура. Приемы росписи. Способы
устранения ошибок. Эффекты многослойной техники. Тренировочные
работы.
3.2. Тема «Декоративный натюрморт в многослойной технике росписи
по стеклу».
Теория: Основные элементы композиции в декоративном натюрморте.
Композиция как система размещения ее элементов и составляющих. Правила
подбора цветовой гаммы при составлении композиции. Знакомство с жанром

«натюрморт». Пропорции и масштаб. Работа с натурой, иллюстрациями,
фотографиями и литературой.
Практика: Поиск колористического решения. Самостоятельное создание
эскиза или работа по готовому эскизу. Перенос рисунка на стекло. Нанесение
контура, заливка красками. Декорирование. Оформление работы, анализ.
3.3.Тема «Изображение героев мультфильмов и сказочных персонажей».
Теория: Выбор персонажа. Выделение особенностей персонажа. Работа с
иллюстрациями.
Практика: Перенос рисунка на стекло, нанесение контурного состава,
роспись. Устранение ошибок. Декорирование и оформление работы.
3.4. Тема «Иллюстрация к сказке».
Теория: Знакомство с сюжетной композицией. Повторение основ
композиции. Работа с иллюстрациями и литературой. Выбор литературного
героя. Характерные особенности персонажа. Изучение пропорций человека.
Практика: Тренировочные работы (схематическое построение). Работа над
эскизом иллюстрации или по готовому эскизу, цветовое решение.
Выполнение
сюжетной
композиции
в
многослойной
технике.
Декорирование. Оформление работы, анализ.
3.5. Тема «Портрет в многослойной технике росписи по стеклу».
Теория: Знакомство с жанром «портрет». Изучение пропорций в портрете.
Стилизация. Тренировочные работы (построение лица, создание цветов
оттенков кожи).
Практика: Создание портрета человека (мужчина, женщина, ребенок).
Работа над эскизами или по готовому образу. Выбор цветовой гаммы.
Перенос рисунка на стекло. Нанесение контура. Роспись в многослойной
технике. Декорирование. Оформление работы, анализ.
3.6. Тема «Выполнение картины на свободную тему в многослойной
технике».
Теория: Работа с иллюстрациями и литературой. Выбор темы.
Практика: Самостоятельная разработка эскиза или работа по готовому
эскизу. Поиск колористического решения. Перенос рисунка на стекло.
Нанесение контура. Нанесение красок. Декорирование. Оформление работы,
анализ.
4. Раздел «Точечная роспись по стеклу»
4.1. Тема «Точечная роспись по стеклу. Инструменты и материалы.
Технология росписи».
Теория: Знакомство с техникой точечная роспись по стеклу. Терминология.
Инструменты и приспособления для точечного витража. Правила нанесения
рисунка на стекло. Приемы заключительной обработки изделия. Техника
безопасности.
Практика: Тренировочные работы. Перенос рисунка на стекло. Оформление
работы, анализ.
4.2. Тема «Орнамент. Стилизация растительных мотивов».
Теория: Орнаменты. Виды орнамента. Правила соединения модулей.
Понятия ритма и симметрии. Тренировочные работы. Поиск декоративных
мотивов (листья, цветы, ягоды и т.д.) Стилизация. Поиск цветового решения.

Практика: Выполнение орнаментальной композиции. Оформление работы,
анализ.
5. Раздел «Декорирование изделий из стекла»
5.1. Тема «Декорирование изделий из стекла. Технология росписи».
Теория: Знакомство с декорированием изделий из стекла. Инструменты и
приспособления, материалы для декора. Правила нанесения материалов для
декорирования. Приемы заключительной обработки изделия. Техника
безопасной работы с изделиями из стекла.
Практика: Тренировочные работы. Перенос рисунка на стекло. Работа с
красками. Декорирование. Оформление работы, анализ.
5.2. Тема «Декорирование изделия по выбору».
Теория: Работа с иллюстрациями и литературой. Выбор темы. Поиск
колористического решения.
Практика: Перенос рисунка на стекло. Нанесение контура. Нанесение
красок. Декорирование. Оформление работы, анализ.
6. Раздел «Изготовление сувениров»
Теория: Учить работать самостоятельно, выполнять оригинальные изделия.
Практика: Изготовление сувениров к праздникам (Новый год, 8 марта,
пасха и т.д.). Распределение часов в течение учебного года.
7. Раздел «Творческая работа, индивидуальные часы»
Теория: Учить работать самостоятельно, выполнять оригинальные изделия.
Практика: Подготовка и изготовление творческих работ для участия в
муниципальных, межрегиональных, всероссийских выставках, конкурсах,
фестивалях.
8. Раздел «Воспитательные мероприятия и экскурсии»
Теория: Организация экскурсий в музеи, Организация воспитательных
мероприятий в учебной группе.
Практика: Посещение выставок, встречи с художниками, мастерами
росписи по стеклу. Оформление кабинета.
9. Раздел «Выставочная работа. Итоговое занятие»
Теория: Виды выставок и их назначение. Композиционные приёмы
оформления выставок. Этикетка, её назначение и правила написания.
Подведение итогов кружка за учебный год. Награждение обучающихся.
Практика: Оформление итоговой выставки
Планируемые результаты
Личностные:
воспитать
творческую,
востребованную
личность,
способную
самостоятельно мыслить и нестандартно решать поставленные задачи;
- воспитать стремления к разумной организации своего свободного времени;
- воспитать чувства взаимопомощи и умения работать в коллективе;
- воспитать общественную активность и инициативу, патриотизм и
гражданскую позицию.
Метапредметные:
развить
эмоциональную
сферу
средствами
художественной
выразительности витражной росписи;

- развить фантазию, воображение и творческие способности;
- развить самостоятельность в творческом подходе к работе.
Предметные:
- сформировать знания, умения и навыки работы росписи по стеклу;
- обучить техникам и приемам росписи, тонкостям и нюансам;
- обучить основам композиции и цветоведения;
- способствовать раскрытию личности ребенка через творческую
деятельности, предвидеть результат;
- способствовать расширению кругозора детей по изобразительному и
декоративно - прикладному искусству.
По окончании учащиеся должны знать:
— правила ТБ при работе со стеклом, колющими и режущими
инструментами, красителями и контурными составами;
— основы цветоведения и композиции;
— жанры изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
— историю художественной росписи по стеклу;
— способы, приемы и различные технологии росписи по стеклу;
— материалы, инструменты и оборудование, необходимые для росписи;
— терминологию, используемую при обучении;
— способы переноса рисунка на стекло;
уметь:
— организовать свое рабочее место;
— работать в техниках: контурная роспись по стеклу, многослойная техника
росписи по стеклу, точечная роспись, декорирование изделий из стекла;
— пользоваться инструментами для росписи;
— выбирать и обработать изделия из стекла для росписи;
— перенести рисунок на стекло;
— грамотно и аккуратно работать со специальными материалами и
инструментами;
— оформить готовую работу.
Условия реализации программы. Данная программа является
модифицированной. В учебные группы принимаются дети, проявившие
интерес к данному виду деятельности, на основании заявления от родителей.
Посещение занятий проводится на добровольной основе. Программа
вариативна и допускает некоторые изменения в содержании занятий, форме
их проведения, количестве часов отведенных на изучения отдельных тем.
Каждый из этапов обучения состоит из взаимопроникающих блоков
теоретического и практического, которые реализуются последовательно,
синхронно или самостоятельно, в зависимости от поставленной задачи.
Программа может корректироваться в зависимости от желаний и
возможности обучающихся. На занятиях чаще всего используется
комбинированная форма, которая включает в себя теоретическую часть
(беседа, объяснение, показ образцов изделий, учебная игра) и практическую
часть – освоение приёмов работы, изготовление образцов и изделий на их

основе. Освоение программы сопровождается созданием выставок детских
работ как тематических, так и итоговых.
Программа может реализовываться с применением электронного
обучения и дистанционных технологий (http://cvrizob.ru/site/pub?id=158).
Методическое обеспечение программы
Для развития навыков творческой работы учащихся, программой
предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных
этапах обучения, что позволяет педагогу учитывать индивидуальные
возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких
результатов в обучении и развитии творческих способностей.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Для успешного освоения учащимися программы используются
различные методы обучения. Основной метод – репродуктивный. Кроме
того, применяются объяснительно-иллюстративный метод (в начале занятия),
частично-поисковые методы (для активизации творческого подхода к
выполнению заданий). Большое внимание уделяется самостоятельной и
творческой работе детей. Научившись основным приемам изобразительного
искусства, учащиеся пытаются самостоятельно их выполнять.
Обучая витражной росписи, в группе следует поддерживать
соревновательный дух, сочетая его с взаимовыручкой, доброжелательным и
дружелюбным отношением друг к другу.
Педагогический подход ориентирован на сотрудничество с учащимися,
создание ситуаций успеха, поддержки, взаимопомощи, достижения
конкретных результатов, преодоление трудностей на пути творческого
самовыражения и самореализации личности ребёнка.
Материально-технические
условия:
учебное
помещение
и
материалы.
В учебном кабинете организованы рабочие места по количеству
учащихся в группе. Мебель для хранения фондовых работ, инструментов и
материалов. В учебном кабинете есть специальное место, где в течение
учебного года оформляется и обновляется выставочная экспозиция из самых
лучших работ обучающихся. Применение наглядных пособий играет
большую роль в усвоении нового материала. Средства наглядности
позволяют дать учащимся разностороннее понятие о каком – либо образце
или выполнении определённого задания, способствуют более прочному
усвоению материала. Наглядные пособия демонстрируют при объяснении
задания или в процессе беседы. К основным видам наглядных пособий,
используемых на занятиях, относятся красочные эскизы и различный
иллюстративный и фотоматериал, которым обычно сопровождают рассказ
или беседу о видах витражной росписи, её истории, о декоративно –
прикладном искусстве.
Материалы.
 бумага для эскизов
 карандаш, ластик, скотч, ножницы








кисти колонок No1-5
палитра одноразовая
витражные краски прозрачные и матовые
контуры для стекла и керамики разных цветов
заготовки для росписи
тарелки прозрачные и матовые, стеклянные фоторамки разного размера
и др.
 тряпочка или салфетки, ватные палочки.
Кадровое обеспечение: реализацию данной программы осуществляет
педагог дополнительного образования МБУДО «ЦВР» ИГОСК, обладающий
профессиональными компетенциями в предметной области, знающий
специфику дополнительного образования, имеющий практические навыки в
сфере организации занятий по декоративно-прикладному творчеству.
Контроль за результативностью учебного процесса
Входная аттестация.
1. Теоретическая часть проходит в форме диалога: вопрос-ответ
- что такое «Витражи», (это стеклянные картины, вместо прозрачных стекол
в оконных или дверных проемах, или интерьерный декор и т.д.);
- какие современные витражи бывают (наборные и роспись по стеклу);
- какие бывают техники витражной росписи (контурный заливной витраж,
многослойный, точечная роспись по стеклу, бесконтурная техника росписи
(витражная живопись), комбинированный сочетающий разные техники в
одном изделии);
- какие материалы необходимы для работы в технике витражной росписи
(стекло, набор витражных красок, контуры по стеклу и керамике).
- какие вспомогательные материалы и инструменты необходимы для занятий
витражной росписью (скотч, ножницы, ватные палочки, салфетки сухие и
влажные, жидкость для обезжиривания стекла);
- какие материалы можно применять для декорирования витражей (цветные
контуры по стеклу и керамике, блестки, стразы, бисер, глитеры).
2. Практическая часть: тренировочная работа - выполнение задания по
готовому эскизу.
Требования к выполненной работе:
- правильное расположение готового эскиза в формате стекла (вертикально
или горизонтально) в зависимости от изображения;
- умение работать контуром по стеклу (правильно его держать, точно по
рисунку эскиза наносить линии на стекло);
- умение работать витражными красками на водной основе;
- аккуратность, четкость линий, качественно выполненное задание.

Низкий уровень: неправильные ответы на вопросы, плохо выполненное
практическое задание (не четко по рисунку выполнены контуром линии,
кривые, жирные, неумение работать витражными красками на водной основе
и т.д.);
Средний уровень: Частично правильные ответы на вопросы, практическая
работа выполнена более чисто, качественно с некоторыми недочетами.
Высокий уровень: Правильные ответы на вопросы, практическая работа
выполнена правильно, линии контуром не жирные и четко повторяю рисунок
эскиза на стекле, витражные краски нанесены аккуратно.
Текущая аттестация проводится в формате мини - выставки, где
выполненные работы за полугодие обсуждаются как самим исполнителем,
так и другими обучающимися. Выставка проводится в учебном кабинете.
Критерии оценки творческих работ:
- четкость и аккуратность контурного рисунка;
- техника нанесения витражных красок (заливка красками, растяжка одного
цвета, растяжка цвета от белого, переход из цвета в цвет);
- гармония цветовых сочетаний.
Низкий уровень: плохо выполненные творческие работы (не четко по
рисунку выполнены контуром линии, кривые, жирные, не аккуратно
выполненная заливка красками и т.д.);
Средний уровень: обучающимся применены знания по колористике,
творческая работа выполнена более чисто, с некоторыми недочетами.
Высокий уровень: творческая работа выполнена правильно, аккуратно,
соблюдены знания по композиции и колористики, цветотеневой растяжке.
Участие и результаты обучающегося в выставках.
Итоговая аттестация проводится в формате выставки, где обучающиеся
представляет свои работы, выполненные в течении учебного года. Выставка
проводится в фойе учреждения.
Критерии оценки творческих работ:
- четкость и аккуратность контурного рисунка;
- техника нанесения витражных красок (заливка красками, растяжка одного
цвета, растяжка цвета от белого, переход из цвета в цвет, гармония цветовых
сочетаний;
- применение обучающимся правил законов композиции, правил подбора
цветовой гаммы при составлении композиции;
- творческие работы, выполненные в техниках витражной росписи:
контурный заливной витраж, многослойной техники, точеной росписи по
стеклу, техники витражной живописи, комбинированной техники;
- умение декорировать и оформлять готовую работу.

Низкий уровень: плохо выполненные творческие работы (не четко по
рисунку выполненные контуром линии, кривые, жирные, не аккуратно
выполненная заливка красками, не применены законы композиции и
цветоведения и т.д.);
Средний уровень: обучающимся применены знания по композиции и
колористики, творческая работа выполнена более чисто, с некоторыми
недочетами.
Высокий уровень: творческая работа выполнена на высоком
художественном уровне, аккуратно, соблюдены знания по композиции,
колористики, цветотеневой растяжке, декорированию и оформлению готовой
работы. Участие и результаты обучающегося в выставках.
Оценочные материалы Приложение 2.
План воспитательной работы

1.
2.

Название мероприятия
Участие в конкурсах различного уровня
Организация и проведение открытого занятия для
родителей

Сроки проведения
В течение учебного
года
Декабрь, май

Литература для педагога
1. Гиллен.А.Роспись по стеклу:15 блестящих идей/ Пер. с англ.Д. А.
Налепиной.М.: ЗАО «Мир Книги Ритейл»; 2015. – 96 с.: ил.
4. Городецкая М.В. Изысканое стекло своими руками: Техника. Приёмы.
Изделия/
2. М.В. Городецкая. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2017. – 152 с.: ил. - (Золотая
библиотека увлечений).
3. Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. / Под ред. Неменского Б.М.
Изобразительное искусство: искусство вокруг нас: учеб. для 3 кл. М.:
Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2007
4. Горяева Н.А., Островская О.В. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное
искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. для 5
кл. М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.
5. Горяева Н.А. “Первые шаги в мире искусства”, -М., “Просвещение”, 1991;
6. Данильченко Л.А. Роспись по стеклу/ Л.А. Данильченко.– М.: Сфера, 2016. –
68с.: ил.
7. Дорожин Ю. Простые узоры и орнаменты. – М.: «Мозаика-синтез», 2005;
8. Дорофеева А. Разноцветные узоры. - М.: «Мозаика-синтез», 2005;
9. Капитунова А.А., Коблова О.А. Дополнительное художественное
образование. Поиски и решения. – М., 2007.
10.Коротеева Е.И. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство.
Искусство и ты: учеб. для 2 кл. М.: Просвещение, ОАО «Московские
учебники», 2006.
11.Логвиненко Г.М. “Декоративная композиция”, -М., “Владос”, 2004;
12.Лотман Ю. “Беседы о русской культуре”, -М., 1985;
13. Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство:
каждый народ – художник: учеб. для 4 кл. М.: Просвещение, ОАО
«Московские учебники», 2007.

14. Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство:
искусство в жизни человека: учеб. для 6 кл. М.: Просвещение, ОАО
«Московские учебники», 2008.
15. Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. М.:
Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2006.
16.Питерских А.С., Гуров Г.Е. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное
искусство: дизайн и архитектура в жизни человека: учеб. для 7-8 кл. М.:
Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.
17.Романовский В.Ф. Стекло и художник. –М.: Наука, 1971. –108 с., ил.
18.Сокольникова Н.М. Основы композиции, Основы рисунка, Основы
живописи. – О., - 1996.
19.Успенская Е, Ивахнов А. “Искусство батика”, -М., “Внешсигма”, 2000;
Литература для учащихся:
1.А. Гир. Роспись по стеклу. - М.: Изд. «Арт-родник», 2004.- 105 с.
2.Перепѐлкина Г.П. Искусство смотреть и видеть: кн. Для внеклас. чтения.
–М.: Просвещение, 1982.
3.Мария ДиСпирито. Витражное искусство и техника росписи по стеклу.–
М.: «Альбом», 2008. – 128 с.: ил
4.Подарки своими руками / Автор сост. Смирнова Л.Н.–М.:Вече, 2002.
5.Юрина Н. Я познаю мир. Игрушки.–М.: Аст, 1999
6. «Гармония цвета». Минск «Харвест» 2004 г.
7. А. Гир.Б Фристоуди. «Роспись по стеклу» Артродник.
8. О.Л. Голубева. «Основы композиции» «Изобразительное искусство»,
Москва,2006.
9. Г. М. Логвиненко. «Декоративнаякомпозиция». «Владос», Москва, 2006 г.
10. С.Ю.Афонькин, А.С. Афонькина. «Орнаменты народов мира». Кристалл
С-Петербурга 1998 г.
11. Ю.Г.Дорожин «Простые узоры и орнаменты». «Мозаика. Синтез».
Москва.
12. «Орнамент» Яков Черников. Изд. «Сварог и К». Москва, 2007
«Учимся рисовать». Г.П. Шалаева Филологическое общество «Слово», 2004 г
13. Эмма Седман «Роспись по стеклу» Практическое руководство. М.: НиолаПресс, 2008
14. Я познаю мир. Детская энциклопедия. История ремесел. /Под общ. ред.
Е.М. Ивановой. М.: АСТ, 2000
Интернет-ресурсы:
1.https://stranamasterov.ru/taxonomy/term/886
2.https://vse-kursy.com/read/900-uroki-vitrazhnoi-rospisi-dlya-achinayuschih.html
3.http://www.museum.ru/

3
3.1

3.2
3.3
3.4

Многослойная техника
Многослойная техника росписи по
стеклу. Инструменты и материалы.
Эффекты росписи по стеклу
Декоративный натюрморт в
многослойной технике росписи по
стеклу
Изображение героев мультфильмов и
сказочных персонажей

92

14

78

8

2

6

Контрольный опрос,
практическая работа

22

3

19

Практическая работа

16

2

14

Иллюстрация к сказке

20

3

17

12

2

10

14

2

12

18

3

15

6

1

5

Контрольный опрос,
анализ практических
работ

12

2

10

Практическая работа

12

2

10

6

1

5

6

1

5

18

2

16

16

1

15

5.2

Портрет в многослойной технике
росписи по стеклу
Выполнение картины на свободную
тему в многослойной технике
Точечная роспись по стеклу
Точечная роспись по стеклу.
Инструменты и материалы.
Технология росписи
Орнамент. Стилизация растительных
мотивов
Декорирование изделий из стекла
Декорирование изделий из стекла с
помощью бисера, блёсток, глитера и
т.д. Инструменты и материалы.
Технология росписи и декора
Декорирование изделия по выбору

6

Изготовление сувениров

3.5
3.6
4
4.1
4.2
5
5.1

7

8
9

Творческая работа,
индивидуальные часы. Подготовка
детей к участию в муниципальных,
межрегиональных, всероссийских
конкурсах, выставках, фестивалях.
Воспитательные мероприятия и
экскурсии
Выставочная работа. Итоговое
занятие
Итого:

6

6

2

2

216

30

186

анализ практических
работ
анализ практических
работ
анализ практических
работ
анализ практических
работ

Контрольный опрос,
практическая работа
Практическая работа
анализ практических
работ
анализ практических
работ, результаты
конкурсов
Фотоотчеты с
комментариями
Выставка работ,
итоговая аттестации

Приложение 1
Календарный учебный график
№
п/п

месяц

число

Время
проведения
занятий

Форма занятий
Групповая

Колво
часов
2

Тема занятия

2.

теоретическое

50
2

3.

практическое

2

1.Введение в программу. Волшебный витраж.
Входная диагностика.
2. Контурная заливная роспись по стеклу.
2.1 Контурная заливная роспись по стеклу. Технология
росписи. Инструменты и материалы.
Технология росписи.

1.

4.

практическое

2

Технология росписи.

5.

практическое

2

Технология росписи.

7.

практическое

2.2 Основы цветоведения. Изображение
растительных мотивов.
Изображение растительных мотивов.

8.

практическое

Изображение растительных мотивов.

9.

практическое

Изображение растительных мотивов.

10.

практическое

Изображение растительных мотивов.

11.

практическое

Изображение растительных мотивов.

6.

12.
13.

теоретическое

теоретическое
практическое

2.3 Основы композиции. Изображение пейзажа.
Изображение пейзажа.

Место
проведения
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный

Форма контроля
Беседа, входная
диагностика
беседа
анализ работ
анализ работ
анализ работ
Беседа
анализ работ
анализ работ
анализ работ
анализ работ
анализ работ
Беседа
анализ работ

14.

практическое

Изображение пейзажа.

15.

практическое

Изображение пейзажа.

16.

практическое

Изображение пейзажа.

17.

практическое

Изображение пейзажа.

18.

практическое

Изображение пейзажа.

19.

практическое

Изображение пейзажа.

20.

теоретическое

21.

практическое

22.

практическое

23.

практическое

24.

практическое

25.

практическое

26.

практическое

27.

индивидуальное

2

28.

индивидуальное

2

29.

теоретическое

94

2.4 Изображение животного в технике контурной
заливной росписи по стеклу.
Изображение животного в технике контурной заливной
росписи по стеклу.
Изображение животного в технике контурной заливной
росписи по стеклу.
Изображение животного в технике контурной заливной
росписи по стеклу.
Изображение животного в технике контурной заливной
росписи по стеклу.
Изображение животного в технике контурной
заливной росписи по стеклу.
Изображение животного в технике контурной заливной
росписи по стеклу.
Творческая работа, индивидуальные часы, подготовка
к конкурсу
Творческая работа, индивидуальные часы, подготовка
к конкурсу
3. Многослойная техника.
3.1 Многослойная техника росписи по стеклу.

кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный

анализ работ
анализ работ
анализ работ
анализ работ
анализ работ
анализ работ
Беседа
анализ работ
анализ работ
анализ работ
анализ работ
анализ работ
анализ работ
анализ работ
Итоги выставки
Беседа

30.

Практическое

Инструменты и материалы. Эффекты росписи по
стеклу.
Многослойная техника росписи по стеклу.

31.

Практическое

Многослойная техника росписи по стеклу.

32.

Практическое

Многослойная техника росписи по стеклу.

34.

Практическое

3.2 Декоративный натюрморт в многослойной
технике росписи по стеклу
Натюрморт, самостоятельная работа

35.

Практическое

Натюрморт, самостоятельная работа

36.

Практическое

Натюрморт, самостоятельная работа

37.

Практическое

Натюрморт, самостоятельная работа

38.

Практическое

Натюрморт, самостоятельная работа

39.

Практическое

Натюрморт, самостоятельная работа

40.

Практическое

Натюрморт, самостоятельная работа

41.

Практическое

Натюрморт, самостоятельная работа

42.

Практическое

Натюрморт, самостоятельная работа

43.

Практическое

Натюрморт, самостоятельная работа

44.

групповое

33.

45.

теоретическое

теоретическое

2

Текущая аттестация
3.3.Изображение героев мультфильмов и сказочных

кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный

анализ работ
анализ работ
анализ работ
Беседа
анализ работ
анализ работ
анализ работ
анализ работ
анализ работ
анализ работ
анализ работ
анализ работ
анализ работ
анализ работ
Анализ выставки
работ
Беседа

46.

Практическое

47.

Практическое

48.

Практическое

49.

Практическое

50.

Практическое

51.

Практическое

52.

Практическое

53.

теоретическое

персонажей
Изображение героев мультфильмов и сказочных
персонажей
Изображение героев мультфильмов и сказочных
персонажей
Изображение героев мультфильмов и сказочных
персонажей
Изображение героев мультфильмов и сказочных
персонажей
Изображение героев мультфильмов и сказочных
персонажей
Изображение героев мультфильмов и сказочных
персонажей
Изображение героев мультфильмов и сказочных
персонажей
Изготовление сувениров, открытки.

54.

Практическое

Изготовление сувениров, открытки.

55.

Практическое

Изготовление сувениров, открытки.

56.

теоретическое

Иллюстрация к сказке

57.

Практическое

Иллюстрация к сказке

58.

Практическое

Иллюстрация к сказке

59.

Практическое

Иллюстрация к сказке

60.

Практическое

Иллюстрация к сказке

61.

Практическое

Иллюстрация к сказке

кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

анализ работ
анализ работ
анализ работ
анализ работ
анализ работ
анализ работ
анализ работ
Беседа
анализ работ
анализ работ
Беседа
анализ работ
анализ работ
анализ работ
анализ работ
анализ работ

62.

Практическое

63.

Практическое

64.

Практическое

65.

Практическое

66.

теоретическое

67.

Практическое

68.

Практическое

69.

Практическое

70.

Практическое

71.

Практическое

72.

Индивидуальное

73.

теоретическое

74.

Практическое

75.

Практическое

76.

теоретическое

77.

Практическое

78.

Практическое

Иллюстрация к сказке

Учебный
кабинет
Иллюстрация к сказке
Учебный
кабинет
Иллюстрация к сказке
Учебный
кабинет
Иллюстрация к сказке
Учебный
кабинет
3.4. Портрет в многослойной технике росписи по
Учебный
стеклу
кабинет
Портрет в многослойной технике росписи по стеклу
Учебный
кабинет
Портрет в многослойной технике росписи по стеклу
Учебный
кабинет
Портрет в многослойной технике росписи по стеклу
Учебный
кабинет
Портрет в многослойной технике росписи по стеклу
Учебный
кабинет
Портрет в многослойной технике росписи по стеклу
Учебный
кабинет
Учебный
Творческая работа, индивидуальные часы.
кабинет
Учебный
Изготовление сувениров, открытки.
кабинет
Изготовление сувениров, открытки.
Учебный
кабинет
Изготовление сувениров, открытки.
Учебный
кабинет
3.5 Портрет в многослойной технике росписи по стеклу Учебный
кабинет
Портрет в многослойной технике росписи по стеклу
Учебный
кабинет
Портрет в многослойной технике росписи по стеклу
Учебный

анализ работ
анализ работ
анализ работ
анализ работ
Беседа
анализ работ
анализ работ
анализ работ
анализ работ
анализ работ
Результаты
конкурсов
Анализ выставки
работ
анализ работ
анализ работ
Анализ
творческих работ
Анализ
творческих работ
Анализ

79.

Практическое

Портрет в многослойной технике росписи по стеклу

80.

Практическое

Портрет в многослойной технике росписи по стеклу

81.

Практическое

Портрет в многослойной технике росписи по стеклу

82.

теоретическое

83.

Практическое

84.

Практическое

85.

Практическое

86.

Практическое

87.

Практическое

88.

Практическое

89.

теоретическое

3.6. Выполнение картины на свободную тему в технике
витражной живописи.
Выполнение картины на свободную тему в технике
витражной живописи.
Выполнение картины на свободную тему в технике
витражной живописи.
Выполнение картины на свободную тему в технике
витражной живописи.
Выполнение картины на свободную тему в технике
витражной живописи.
Выполнение картины на свободную тему в технике
витражной живописи.
Выполнение картины на свободную тему в технике
витражной живописи.
Изготовление сувениров, открытки.

90.

Практическое

Изготовление сувениров, открытки.

91.

Практическое

Изготовление сувениров, открытки.

92.

индивидуальное

Творческая работа, индивидуальные часы.

93.

теоретическое

94.

Практическое

18
2

4. Точечная роспись по стеклу
4.1 Точечная роспись по стеклу. Инструменты и
материалы. Технология росписи
4.2 Орнамент. Стилизация растительных мотивов

кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

творческих работ
Анализ
творческих работ
Анализ
творческих работ
Анализ
творческих работ
Контрольный
опрос
анализ работ

Учебный
кабинет
Учебный

Контрольный
опрос
Анализ выставки

анализ работ
анализ работ
анализ работ
анализ работ
анализ работ
Анализ выставки
работ
анализ работ
анализ работ
результаты
конкурсов

95.

Практическое

Орнамент. Стилизация растительных мотивов

96.

Практическое

Орнамент. Стилизация растительных мотивов

97.

Практическое

Орнамент. Стилизация растительных мотивов

98.

Практическое

Орнамент. Стилизация растительных мотивов

99.

Практическое

Орнамент. Стилизация растительных мотивов

100.

Практическое

Орнамент. Стилизация растительных мотивов

101.

Практическое

Орнамент. Стилизация растительных мотивов

102.

Теоретическое

103.

Теоретическое

5. Декорирование изделий из стекла
5.1 Декорирование изделий из стекла с помощью
бисера, блёсток, глитера и т.д. Инструменты и
материалы.
Технология росписи и декора

104.

Практическое

5.2 Декорирование изделия по выбору

105.

Практическое

Декорирование изделия по выбору

106.

Практическое

Декорирование изделия по выбору

107.

Индивидуальная

108.

Групповая

12

Итого:

Творческая работа, индивидуальные часы.
Выставочная работа. Итоговое занятие
216

кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

работ
анализ работ
анализ работ
анализ работ
анализ работ
анализ работ
анализ работ
анализ работ

Учебный
кабинет

Беседа

Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

Беседа
анализ работ
анализ работ
анализ работ
анализ работ
Итоговая
аттестация

Приложение 2
Мониторинг результатов освоения программы
«Золушка»
стартовый уровень
Уровни
Критерии оценки
Уровень
освоения
освоения
Теоретические знания
Практические навыки и
программы
умения
(%)

Знать необходимые

Пользоваться
инструменты, материалы и
инструментами,
безопасные приёмы труда при приспособлениями,
выполнении новых видов
материалами, применяемыми
работ по росписи стекла;
в
различных
техниках

Знать основные приемы росписи стекла и керамики;
высокий витражной и точечной
100-80%

Самостоятельно
росписи;
создавать эскизы, рисунков и
т.д.;

Осознавать роль
декоративной росписи в

Работать
по
интерьере и использовать её в собственному проекту, а не
одежде и аксессуарах.
по предлагаемому педагогом
«шаблону»

Самостоятельно
организовать свою работу;

Образно мыслить;

Разрабатывать
собственный проект изделия;

Находить ошибки в
работах;

Использовать
дополнительные эффекты и
приемы для росписи стекла,
закреплять
нанесённый
рисунок;

Свободно
владеть
специальной терминологией.

Знать необходимые
 Пользоваться
инструменты, материалы и
инструментами,
безопасные приёмы труда
приспособлениями,
при выполнении новых видов материалами,
работ по росписи стекла;
применяемыми в различных
техниках росписи стекла и
Знать основные приемы
средний 
80-50%
керамики;
витражной и точечной
росписи;
 Самостоятельно
создавать эскизы, рисунков

Осознавать роль

Уровни
освоения

низкий

Критерии оценки
Теоретические знания
Практические навыки и
умения
декоративной росписи в
интерьере и использовать её
в одежде и аксессуарах.

и т.д.;
 Работать
по
собственному проекту, а не
по
предлагаемому
педагогом «шаблону»
 Самостоятельно
организовать свою работу;
 Образно мыслить;
 Разрабатывать
собственный
проект
изделия;
 Находить ошибки в
работах;
 Использовать
дополнительные эффекты и
приемы для росписи стекла,
закреплять
нанесённый
рисунок;
 Свободно
владеть
специальной
терминологией.


Знать необходимые
инструменты, материалы и
безопасные приёмы труда
при выполнении новых видов
работ по росписи стекла;

Знать основные приемы
витражной и точечной
росписи;

Осознавать роль
декоративной росписи в
интерьере и использовать её
в одежде и аксессуарах.

 Пользоваться
инструментами,
приспособлениями,
материалами,
применяемыми в различных
техниках росписи стекла и
керамики;
 Самостоятельно
создавать эскизы, рисунков
и т.д.;
 Работать
по
собственному проекту, а не
по
предлагаемому
педагогом «шаблону»
 Самостоятельно
организовать свою работу;
 Образно мыслить;
 Разрабатывать

Уровень
освоения
программы
(%)

50-30%

Уровни
освоения

Критерии оценки
Теоретические знания
Практические навыки и
умения

Уровень
освоения
программы
(%)

собственный
проект
изделия;
 Находить ошибки в
работах;
 Использовать
дополнительные эффекты и
приемы для росписи стекла,
закреплять
нанесённый
рисунок;
 Свободно
владеть
специальной
терминологией.

Входная аттестация: пробное выполнение элементарных упражнений,
наблюдения педагога.
Текущая аттестация: Тестирование, выполнение работ по образцам,
просмотр и анализ всех выполненных работ, наблюдения педагога.

Протокол результатов аттестации учащихся
20___/20___ учебный год
Вид аттестации________________________________________________________________
(входная, текущая, итоговая)
Учебное
объединение__________________________________________________________________
Срок реализации
программы___________________________________________________________
Номер
группы_________год
обучения_______количество
учащихся
в
группе____________
Ф.И.О.педагога________________________________________________________________
Дата проведения _____________________________________________________
Форма проведения_____________________________________________________________
Форма оценка результатов: уровень (высокий, средний, низкий)
Результат контроля
№ п/п

Фамилия, имя уч-ся

Всего аттестовано _____ учащихся.
Из них по результатам аттестации:
высокий уровень _____ чел.,
средний уровень ______ чел.,
низкий уровень ______ чел.
Подпись педагога_____________________________

Год
обучения

Результат аттестации


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».