жар-птица 2023

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»
ИЗОБИЛЬНЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Жар-птица»
Уровень программы – разноуровневая
Возрастная категория – от 7до 16 лет
Состав группы – от 10 до 15 человек
Срок реализации программы – 1 год
ID-номер программы в Навигаторе - 1718

Составила:
Несова Елена Владимировна
педагог дополнительного образования

г. Изобильный
год разработки 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время внимание педагогов все больше привлекает проблема
развития детей. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление
узнавать и созидать. Каждый ребёнок неповторим, но при всем
индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности
существует довольно много черт, характерных для большинства детей.
Удивление, восторг и влюбленность в прекрасное, открытие красоты в
окружающем мире первое и самое необходимое условие для творчества.
Перед педагогом стоит сложная задача:
- сохранить и развить индивидуальное, особенное, неповторимое в
конкретном ребенке. Лично ориентировочный подход позволяет гармонично
сочетать усилия семьи и педагога, что даёт возможность дифференцировать
учащихся по уровню усвоения умений и навыков, позволяет оценить уровень
способностей на каждом этапе обучения, наметить дальнейшие пути их
развития.
Открытие в себе неповторимой индивидуальности помогает ребенку
реализовывать себя в учебе, творчестве, в общении со сверстниками и
взрослыми. Помочь в этих устремлениях, призвана программа «Жар-птица»
по изобразительному искусству.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Жарптица» (далее программа) соответствует требованиям нормативно-правовых
документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (в ред. От 08.12.2020 г.).
2.Проект Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. Департамент государственной политики в сфере воспитания,
дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения
России от 30.09.2020 г.
3. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по дополнительным общеразвивающим
программам»;
4.Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы):
приложение к письму Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242.
5. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи" (утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28).

6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 12 ноября 2020 года № 2945-р).
7. Устава МБУДО «ЦВР» ИГОСК.
Направленность программы. По содержанию программа «Жар-птица»
имеет художественную направленность и строится на единстве активных и
увлекательных методов и приемов работы, при которых в процессе усвоения
знаний, законов и правил изобразительного искусства у учащихся
развиваются творческие начала.
Актуальность данной программы заключается в возможности
реализации творческих особенностей детей через знакомство с
многообразием форм изобразительного и декоративно-прикладного
искусства.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что
рисование полезно детям. Изучая приемы и элементы изобразительного
искусства, учащиеся знакомятся с основами декоративно-прикладного
искусства, а также традиционной народной культурой. Учащиеся
совершенствуют свои графические навыки, развивают вкус, воображение,
мелкую моторику рук.
Отличительные особенности данной программы
Программа предусматривает три уровня освоения: начальный, базовый и
углубленный. Дети не только учатся приемам и элементам
изобразительного искусства, но и знакомятся с традиционными
особенностями русской художественной культуры, декоративноприкладного творчества, изучают скульптуру, живопись, раскрывая их
красоту, многообразие и самобытность.
В процессе работы у ребёнка всегда есть выбор вариантов заданий в
меру своих возможностей, способностей и желаний, что способствует
творческому подходу к процессу создания работ.
Данная программа включает в себя следующие разделы: живопись,
рисунок, композицию, декоративно-прикладное искусство, а также
национально-региональный компонент.
Каждый из обозначенных разделов имеет определенное количество
учебного времени и объем тем с дифференцированным подходом к каждому
ребенку.
Рисунок. Этот раздел программы предусматривает освоение навыков
передачи формы, пропорций и конструктивного строения изображаемых
предметов, закономерностей светотени, пространственных соотношений.
Живопись. Пользуясь живописными средствами, ребенок учится
«лепить» форму цветом, овладевает техническими приемами акварельной
живописи,
гуашевой.
Осваивает
основы
цветоведения,
учится
световоздушной передачи среды и материальности предметов.
Композиция. Обучение композиции в предполагаемой программе следует
понимать, как передачу определённых "правил" создания картины
(выделение центра, равновесия и т.п.) и как развитие умения чувствовать

зависимость изображаемого от его соотношений с листом: способы
вычленения фрагмента натуры, размещения.
Декоративно-прикладное искусство. Обучение декоративной работе
осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих
декоративных композиций, знакомства с произведениями народного
декоративно-прикладного искусства.
В программу включен регионально-национальный компонент, что
соответствует идее национального возрождения.
Условия реализации программы
Программа «Жар-птица» является
модифицированной и рассчитана на учащихся 7-16 лет. Программа может
реализовываться с применением электронного обучения и дистанционных
технологий http://cvrizob.ru/site/pub?id=138. В данной программе большее
внимание уделяется творческим разработкам и индивидуальной работе,
участию в районных и краевых выставках-конкурсах. Посещение занятий
проходит на добровольной основе, три раза в неделю по 2 часа. Годовая
нагрузка 216 часа. Программа предусматривает доступность заданий для всех
желающих, с учетом индивидуальных способностей и возможностей
учащихся. Программа вариативна и допускает некоторые изменения в
содержании занятий, форме их проведения, количестве часов отведенных на
изучения отдельных тем.
Режим организации занятий. Занятия проводятся 3 раза в неделю по два
часа. Продолжительность занятия 40 минут с 10 минутным перерывом.
Календарный учебный график
на 2022-2023 учебный год
Уровень
обучения

№
группы

Дата
начала
занятий

Дата
окончания
занятий

Кол-во
Кол-во
учебных
учебных
недель в дней в год
год
36
108

Кол-во
учебных
часов
нед./год.
6/216

стартовый

1

01.09.22

31.05.23

базовый

2

01.09.22

31.05.23

36

108

6/216

продвинутый

3

01.09.22

31.05.23

36

108

6/216

Режим занятий

3 раза в
неделю по 2 часа
3 раза в
неделю по 2 часа
3 раза в
неделю по 2 часа

Форма обучения: очная.
Кадровое обеспечение: реализацию данной программы осуществляет
педагог дополнительного образования МБУДО «ЦВР» ИГОСК Несова Елена
Владимировна, стаж работы 20 лет.
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования первой
квалификационной
категории,
обладающий
профессиональными
компетенциями в предметной области, знающий специфику дополнительного
образования, имеющий практические навыки в сфере организации занятий по

декоративно-прикладному творчеству.
Уровень освоения программы: разноуровневый (стартовый, базовый,
углубленный).
Основная цель программы – формирование способностей, заложенных в
ребенке средствами изобразительного искусства.
Для достижения поставленной цели решаются задачи:
Образовательные:
- обучить теоретическим и практическим основам
изобразительной
грамотности, сформировать умения и навыки рисования с натуры, по
представлению.
- изучить свойства различных живописных, графических и других
материалов.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, точность и внимательность в
изображении;
- развивать углубленный интерес к окружающему миру и умение
познавать его в процессе рисования;
- способствовать развитию образного восприятия и мышления.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и интерес к искусству;
- воздействовать средствами изобразительного искусства на сознание,
чувства, мировоззрение учащихся в целях формирования эстетических
идеалов.












Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
Развитие самоконтроля, аккуратности, целеустремленности;
Проявление активности в общении с учащимися и педагогом;
Умение четко ставить цель и выражать свое мнение;
Развитие творческих способностей и навыков, расширение диапазона чувств,
воображения, фантазии;
Приобретение активного эстетического отношения к действительности, к
искусству, к народным художественным традициям;
Приобретение эмоциональной отзывчивости на явления художественной
культуры;
Содействовать профессиональной ориентации учащихся;
Развивать художественный кругозор и совершенствовать эстетический вкус
путём знакомства с особенностями работы в области декоративноприкладного и народного искусства;
Развивать способность регулировать свои чувства сдерживать их
нежелательное проявление;

 Прививать трудолюбие и аккуратность; воспитывать доброжелательное
отношение в коллективе, желание оказывать помощь и поддержку друг
другу; прививать умение ценить свой труд и труд своих товарищей, педагога;
 Развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную
деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои
достижения и достижения других, уметь разрешать конфликтные ситуации).
Метапредметные результаты:
 Учащиеся умеют характеризовать явления, действия, поступки, дают им
объективную оценку на основе полученных знаний и умений;
 Анализируют и находят ошибки при выполнении учебных заданий;
 Определяют цель деятельности на занятии с помощью педагога и
самостоятельно;
 Умеют
отбирать
наиболее
подходящие
для
выполнения
задания материалы и инструменты;
 Умеют самостоятельно решать творческие задачи;
 Последовательно рассматривают предметы, выделяет общие и типичные
признаки, некоторые средства выразительности;
 Правильно используют материалы и инструменты;
 Владеют техническими и изобразительными умениями, для изображения в
разных видах деятельности.
 Экспериментируют с изобразительными материалами; высказывает
предпочтения по отношению к тематике изображения, материалам.
 Умеют планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения
различных художественно- творческих задач;
 Умеют рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
 Умеют организовать место занятий;
 Осознанно стремятся к освоению новых знаний и умений, к достижению
более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные (образовательные) результаты:
 дать представление о видах и жанрах изобразительного искусства;
 формировать представления об основных понятиях: формы предмета,
контрастные
 формы, симметрия и асимметрия, стилизация, орнамент, через
выполнения практических заданий;
 познакомить учащихся с различными типами кистей, приемами работы с
ними;
 закрепить представления учащихся о различных видах красок, их
свойствах и
 особенностях, через знакомство с художественно-выразительными
средствами;
 выработать у детей способность видеть цвет, умение получать на палитре
составные цвета путем смешивания главных красок,

 выражать цветом многообразие характеров и настроение увиденного;
 овладеть практическими навыками работы простым карандашом,
фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью,
восковыми мелками, красками;
 познакомить учащихся с произведениями разных видов и жанров
изобразительного искусства;
 развивать у детей мелкую моторику пальцев рук, воображение, образное
мышление, пространственные представления, сенсорные навыки, через
обучение рисования с натуры, по памяти, по представлению, выполнение
творческих заданий в разнообразных приемах и техниках.
Ожидаемый результат начального освоения
По окончанию обучения по программе учащиеся должны знать:
 Знать три основных цвета (синий, красный, желтый) и способы
получения на их основе зеленого, оранжевого и фиолетового цветов;
 Профессиональные термины – контур, пятно, натура, темное-светлое,
строение предмета, вспомогательная линия, рисование с натуры (по
памяти), по представлению, набросок, иллюстрация, палитра,
композиция (размещение), пропорции и т.д.
уметь:
 Правильно держать и пользоваться карандашом, кистью, палитрой,
бумагой, красками.
 Использовать различный нажим карандаша. Разводить краски водой
(в гуаши – белилами), одноразовое и многослойное покрытие,
смешивать краски.
 При рассмотрении предмета понимать его строение и особенности его
окраски.
 Размещать изображение на бумаге, выбирать его положение в
зависимости от основных пропорций изображаемого предмета.
 Наблюдать, вспоминать и изображать, как выглядят предметы, как
они размещены в природе, стараться использовать в рисунках на
темы.
 Подбирать или составлять орнамент для декоративной работы.
Учебно-тематический план
стартовый уровень
№ Темы
Количество часов
Формы контроля/
Всего Теория Практика аттестации
п/п
1.
2.

Вводное занятие. Инструктаж по
ТБ. Входная аттестация
Рисунок - основа изобразительного
искусства

2

0,5

1,5

50

1

49

Входная
диагностика
Анализ
практических
работ

№ Темы
п/п

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы контроля/
аттестации

3.

Живопись – искусство цвета.
Текущая аттестация

50

1

49

Анализ
практических
работ

4.

Графическая практика

36

0,5

35, 5

Анализ
практических
работ

5.

Композиция, ее основы

50

1

49

Анализ
практических
работ

6.

Навыки декоративно-прикладной и
оформительской работы

26

0,5

25,5

7.

Итоговая аттестации.

2

Анализ
практических
работ
итоговая
диагностика

ИТОГО

216

2
4,5

211,5

Содержание учебно-тематического плана
Тема №1. Вводное занятие. Входная аттестация. Инструктаж по ТБ.
Знакомство с программой занятий, правилами техники безопасности,
правилами поведения и работы организацией рабочего места материалами,
оборудованием.
Тема №2. Рисунок - основа изобразительного искусства.
Теория: История рисунка, виды рисунка. Средства рисунка - линия, пятно,
штрих. Наброски. Зарисовки. Графическое изображение деревьев разных
пород (зарисовки на пленэре).
Практика: Изображение силуэта деревьев пятном. Этюд по памяти.
Передача перспективы аллеи, уходящих вдоль стволов, фонарей; передача
графическими средствами световоздушного состояния, пространственных
планов, характера деревьев. Рисование зверей и птиц - линейные наброски,
наброски пятном, светотеневые зарисовки неподвижных фигур животных.
Передача графическими средствами характера формы с элементами объема и
фактуры поверхности. Изучение возможностей пятна и графического
материала.
Тема №3. Живопись - искусство цвета.
Теория: История живописи. Виды и жанры живописи. Волшебные кисточки.
Практика: Выразительно-изобразительные средства живописи: мазок,
пятно, живописный штрих, линия, заливка. Равномерное наложение
красочного слоя; отмывка, тональная растяжка.
Тема №4. Графическая практика.

Практика: Познание возможностей различных графических материалов:
восковые мелки, масляная пастель, пастель, уголь, мягкий черный карандаш,
акварельные карандаши, черная ручка.
Тема № 5. Композиция, ее основы.
Теория: Композиция изобразительной плоскости. Формат, плоскость и
пространство. Понятие формата. Виды формата, влияние формата на
восприятие. Выбор формата.
Практика: Композиция формата - размеры изображения, размещения на
листе. Линия горизонта её виды. Перспектива.
Тема № 6. Навыки декоративно-прикладной и оформительской работы.
Теория: Понятие декоративно-прикладного искусства, русского народного
творчества. Основные способы росписи.
Практика: Использование при оформлении разнообразных материалов и
техник (гуашь, акварель, цветные карандаши; рисунок, аппликация, коллаж,
роспись изделия узорами и орнаментами). Изготовление и оформление
паспарту для рисунка, фотографии, аппликации. Правила оформления
выставочных работ.
Тема № 7. Итоговая аттестация.
Ожидаемый результат базового освоения
По окончанию обучения по программе учащиеся должны знать:
 цилиндрическую и прямоугольную форму, наклон и сокращение
сторон прямоугольника, сокращение круга (перспектива), основание
предмета, поверхность,
 свет, тень, падающая тень;
 фон, сложный цвет, сближение цвета, теплое-холодное, штрих,
 формат бумаги, первый, второй планы,
 отдельные виды декоративной росписи, названия промыслов.
уметь:
 по возможности точно рисовать в наблюдательной перспективе
предметы округлой, цилиндрической и прямоугольной формы,
передавая их положение по отношению к рисующему;
 применять линии различной толщины для зрительного усиления
впечатления, что ближе, а что дальше;
 различать светосилу света и тени и передавать это в работе;
 получать более сложные цвета путем смешения и наложения
красочных слоев;
 разделять цвета на гаммы (теплая, холодная);
 получать пятна и тона в рисунке разным способом (затушёвка,
заштриховка, растирка),
 работать резинкой, исправляя рисунок, не стирая его;
 чувствовать и оценивать красоту в сочетаниях цветов.

Учебно-тематический план
базовый уровень
Формы
аттестации/контроля
Входная
диагностика

№
Название раздела
Количество часов
п\п
всего теория практика
1. Вводное занятие.
2
0,5
1,5
Инструктаж по ТБ. Входная
аттестация
2. Изобразительное искусство 16
1
15
Анализ
практических работ
и мир природы
3. Школа рисунка
20
1
19
Анализ
практических работ
4. Анималистический жанр
18
1
17
Анализ
практических работ
5. Живопись - искусство цвета 18
1
17
Анализ
практических работ
6. Красота природа в цвете.
14
14
Анализ
практических работ
Текущая аттестация
7. Натюрморт - «тихая жизнь 36
36
Анализ
практических работ
вещей»
8. Основы композиции
24
1
23
Анализ
практических работ
9. Реальность и фантазия
12
12
Анализ
практических работ
10. Декоративно-прикладное
42
2
40
Анализ
практических работ
искусство
11. Оформительская практика, 12
12
Выставка работ
подготовка к конкурсам.
12. Итоговое занятие
2
2
Итоговая
диагностика
208,5
Итого: 216 7,5

Содержание
Тема № 1. Вводное занятие. Знакомство с программой, правилами техники
безопасности, особенностями творческих работ. Входная аттестация.
Инструктаж по ТБ.
Тема № 2. Изобразительное искусство и мир природы.
Теория: Рисование деревьев, кустарников. Основная форма и характер
дерева. Прослеживание формы ствола и перехода его в ветви. Передача
тоном пространственного расположения масс ветвей и кроны.
Практика:
Графическое
изображение
деревьев
разных
пород.
Эскизирование (наброски, зарисовки). Рисование зверей и птиц. Линейные

наброски, наброски пятном, светотеневые зарисовки неподвижных фигур
животных. Передача графическими средствами характера формы, с
элементами объема и фактуры поверхности.
Тема № 3. Школа рисунка.
Теория: Многообразие и подобие форм в природе.
Практика: Формообразование, конструкция. Анализ формы. Передача
пропорции. Прослеживание невидимых линий, моделировка формы тоном.
Разложение сложной формы на простые и обратно. Рисование шара с натуры
(последовательность, светотеневая моделировка).
Графитный карандаш.
Фронтальная и угловая перспектива. Цельное тоновое решение, тоновые
отношения.
Тема № 4. Анималистический жанр.
Теория: Понятие анималистического жанра.
Практика: Образы животных в изобразительном искусстве.
Тема № 5. Живопись - искусство цвета.
Теория: Восприятие и символика цвета.
Практика: Рисуем радость и грусть в цвете. Рисуем музыку. Передача
цветовых ассоциаций, выражение цветом и формой различных человеческих
чувств.
Тема № 6. Красота природы в цвете.
Практика: Пейзаж - отзвук души человека. Шесть законов воздушной
перспективы. Передача воздушной перспективы как средства пространства в
пейзаже. Изображение пейзажа по памяти, эскизам, впечатлению.
Анималистический жанр в живописи. Достижение разнообразия в силуэте и
позах, передаче окраски, фактуры шерсти.
Тема № 7. Натюрморт — тихая жизнь вещей.
Практика: Становление натюрморта как самостоятельного жанра.
Творческая работа по составлению натюрморта с различным настроением,
подчинение правилам законам композиции. Последовательность работы в
передаче общего цветового строя, проработка формы и пространства.
Тема № 8. Основы композиции.
Теория: Плоскость и пространство.
Практика: Двух- и трехмерное пространство. Изображение плоскости в
пространстве и пространства в плоскости. Понятие линии горизонта. Виды
линии горизонта.
Тема № 9. Реальность и фантазия.
Практика: Возможности человеческой фантазии. Демонстрация рисунков,
слайдов способных пробудить детскую фантазию. Рисование по
представлению-фантазированию. Создание проектов фантастических зданий,
транспорта, животных (материал по выбору: гуашь, акварель, цветная бумага
и т.д.).

Тема № 10. Декоративно-прикладное искусство.
Теория: Способы росписи в декоративно-прикладном творчестве.
Практика: Основные, составные и дополнительные цвета. Свободная
роспись красками. Гуашью
Тема № 11. Оформительская практика и подготовка к конкурсам.
Практика: Изготовление паспарту. Оформление и подготовка творческих
работ к конкурсу.
Тема № 12. Итоговое занятие. Тестирование, диагностика личностного
роста. Оформление итоговой выставки.
Ожидаемый результат продвинутого освоения
По окончанию обучения по программе учащиеся должны знать:
 Линейную и воздушную перспективу (линия горизонта, перспективные
сокращения, точка схода);
 Главное, второстепенное, композиционный центр;
 Подготовительный материал к работе над сюжетной композицией,
выбор сюжета по теме композиции, отбор изобразительных средств.
уметь:
 Передавать объем и пространственное положение предмета средствами
перспективы;
 Выделять главное цветом и тоном в работах с натуры и в сюжетных
заданиях;
 Выбирать сюжет по теме и намечать средства работы над ним;
 Различать и использовать в живописи дополнительные цвета;
 Выполнять натюрморт из 2-3 предметов, поставленных на гладком
фоне.
Учебно-тематический план
продвинутый уровень
№
Название раздела
Количество часов
Формы
п\п
всего теория практика аттестации/контроля
1. Вводное занятие. Входная
2
0,5
1,5
Входная
диагностика
аттестация
24

1

23

3.

Отношение художника к
миру природы.
Учебный натюрморт

42

1

41

4.

Вглядываясь в человека

24

1

23

5.

Красота природы в цвете
(живопись, графическая
практика)

24

1

23

2.

Анализ
практических работ
Анализ
практических работ
Анализ
практических работ
Анализ
практических работ

6.
7.
8.
9.

Мысль- идея средствами
композиции
Декоративно-прикладное
искусство
Графическая практика

24

1

23

36

3

33

26

1

25

Оформительская практика
и подготовка к конкурсам

12

12

2

2

10. Итоговое занятие

Итого: 216

9,5

Анализ
практических работ
Анализ
практических работ
Анализ
практических работ
Анализ
практических работ
Итоговая
диагностика

206,5

Содержание
Тема №1. Вводное занятие. Ознакомление с учебной программой. Техника
безопасности. Специфика занятий, особенности творческих работ. Входная
аттестация.
Тема № 2. Отношение художника к миру природы.
Теория: Пейзаж в графике. История возникновения пейзажа как
самостоятельного жанра.
Практика: Виды пейзажа (сельский, городской, парковый, морской,
архитектурный, индустриальный). По характеру (героический, исторический,
романтический, эпический, настроения). Достижение графическими
средствами выразительности пластического решения, характера элементов
пейзажа. Пейзаж в технике гротаж. Поиск мотива, работа над эскизами.
Тема № 3. Учебный натюрморт.
Теория: Задачи учебного натюрморта. Этапы выполнения рисунка.
Практика: Композиционное решение, линейно-конструктивное построение.
Передача тоном сложной светотеневой картины. Освоение особенностей
системы тоновых отношений. Передача пространства и света. Достижение
цельности. Методика работы над рисованием гипсового орнамента.
Композиционное размещение на листе. Творческие возможности
натюрморта. Выполнение этюда в технике а-ля-прима (акварель).
Тематический натюрморт с национально-региональной спецификой.
Передача национального колорита.
Тема № 4. Вглядываясь в человека.
Теория: Красота и пластика человеческого тела. Пропорции. Основы
пластической анатомии.
Практика: Передача выражения тела. Создание выразительного силуэта.
Графический
портрет.
Строение
головы
человека.
Пропорции.

Последовательность. Живописный этюд фигуры человека (акварель, гуашь).
Тема № 5. Красота природы в цвете (живопись, графическая практика).
Теория: «Учимся у мастеров». Новый колорит в пейзаже.
Практика: Передача свежести впечатлений, остроты восприятия солнечного
света, трепета листвы и т. д. Создание цельного колористического
произведения.
Тема № 6. Мысль - идея средствами композиции.
Практика: Разработка эскизов и выполнение, композиций по предложенным
темам:
(стихотворное
произведение,
историческое
произведение,
произведение на современную тему).
Тема № 7. Декоративно-прикладное искусство.
Теория: Акварельная техника (техника плавного перехода одного цвета в
другой). Узелковая техника. Практика: Принципы стилизации растительных
и животных форм в декоративные. Разработка эскизов и их выполнение.
Тема № 8. Графическая практика.
Практика:
Трансформация
(трансформация
предметных
и
пространственных плоскостей).
Практика: Разработка и выполнение декоративной композиции с
использованием трансформации. Анализ работ. Модульная композиция.
Понятие модуль. Построение сетчатого орнамента. Анализ схем.
Тема № 9. Оформительская практика и подготовка к конкурсам.
Практика: Изготовление рамок, паспарту и подготовка творческих работ к
конкурсу.
Тема № 10. Итоговое занятие. Отчетная выставка.
Методическое обеспечение программы
Материально-технические условия: учебное помещение и материалы.
В учебном кабинете организованы рабочие места для учащихся в группе.
Мебель для хранения фондовых работ, инструментов и материалов. В
учебном кабинете есть специальное место, где в течение учебного года
оформляется и обновляется выставочная экспозиция из самых лучших работ
учащихся.
Материалы и оборудование:
 столы,
 стулья,
 мольберты;
 краски: гуашь, акварель, витражные, акриловые, цветные и простые
карандаши;
 уголь, пастель, черные ручки;
 баночки для воды, палитра;
 ластик, скотч, ножницы, клей, точилка для карандашей;
 кисти: колонок No1-5, пони, белка, щетины;






 постановочный материал;
 бумага для акварели, альбомы.
Наглядные и раздаточные пособия:
 методические разработки по темам,
 иллюстрации,
 книги,
 гипсовые наглядные пособия – геометрические тела, декоративные
барельефы,
 бытовая утварь для составления натюрмортов,
 электронные видео и презентации.
Занятия проводятся в учебном кабинете-мастерской, а также на пленэре.
На занятиях чаще всего используется комбинированная форма, которая
включает в себя теоретическую часть (беседа, объяснение, показ образцов
изделий, учебная игра) и практическую часть – освоение приёмов работы,
изготовление образцов и изделий на их основе. Программа включает в себя
мастер-классы, конкурсы, экскурсии. Освоение программы сопровождается
созданием выставок детских работ как тематических, так и итоговых.
Образовательный процесс осуществляется при помощи различных
методов обучения:
 объяснительно-иллюстративный (объяснение
сопровождается
демонстрацией наглядного материала);
 репродуктивный (воспроизводящий).
Распространение в практике обучения рисованию получили такие
словесные методы, как объяснение, рассказ и беседа.
Объяснение должно характеризоваться лаконичностью и четкостью
изложения. В процессе объяснения, учащиеся знакомятся с новыми
понятиями.
Рассказ применяется в основном для сообщения новых знаний, и применение
данного метода целесообразно при изучении теоретических разделов
программы, таких, как: изучение разных видов росписи и др.
Рассказ должен быть логически последовательным, четким, эмоциональным,
доступным для понимания учащихся. На занятиях рассказ всегда переходит в
беседу.
Беседа имеет целью приобретение новых знаний и закреплений их
путем устного обмена мнениями педагога и учащегося. Беседа способствует
активизации мышления воспитанников, обсуждению учебного материала,
установлению связей между теорией и практикой. Большое образовательновоспитательное значение имеют беседы, проводимые после конкурсов,
экскурсий, просмотров видеозаписей. Беседы с учащимися сопровождаются
показом иллюстраций, схем, готовых шаблонов, изделий с использованием
современных визуальных технических средств обучения. Целенаправленное,
систематическое использование искусствоведческих бесед активизирует
внимание ребенка, работу мысли, эмоциональную и эстетическую

отзывчивость.
Демонстрационные методы реализуют принцип наглядности обучения,
обеспечивая непосредственное восприятие учащимися конкретных
предметов и их образов. Демонстрационные методы активизируют
сенсорные и мыслительные процессы учащихся, облегчая им усвоение
нового материала. Наряду с демонстрацией готовых материалов зачастую
выполняются рисунки, эскизы и схемы на мольберте или бумаге.
В объединении «Жар-птица» создаются условия для творческого развития
- ребенок учится работать разнообразными художественными материалами,
учится понимать язык изобразительного искусства, использовать средства
художественной выразительности.
Вариативный подход к творческим заданиям, разнообразные формы
организации занятий (беседы, экскурсии, выставки) значительным образом
активизирует детское творчество.
Контроль за результативностью учебного процесса
Отслеживание результатов образовательного уровня учащихся с целью
анализа и дальнейшей корректировки программы проводится с помощью
мониторинга и диагностики:
 входная аттестация проводится в первые дни обучения для
выявления уровня подготовки учащихся, их интересов и способностей
(наблюдение, пробное выполнение элементарных упражнений);
 текущая аттестация определяет степень усвоения учебного
материала в середине года (наблюдение, выполнение работ по
образцам);
 итоговая аттестация проводится в конце учебного года для
определения степени усвоения знаний и умений, полученных в
процессе освоения образовательной программы (наблюдение,
выполнение творческой работы, зачетная работа).
Протокол результатов аттестации учащихся
20___/20___ учебный год
Вид аттестации_______________________________________________________________
(входная, текущая, итоговая)
Учебное объединение__________________________________________________________
Срок реализации программы____________________________________________________
Номер группы_________год обучения_______количество учащихся в группе___________
Ф.И.О.педагога________________________________________________________________
Дата проведения аттестации_____________________________________________________
Форма проведения_____________________________________________________________
Форма оценка результатов: уровень (высокий, средний, низкий)
Результат аттестации
№ п/п

Фамилия, имя уч-ся

Год
обучения

Результат аттестации

Всего аттестовано _____ учащихся.
Из них по результатам аттестации:
высокий уровень _____ чел.,
средний уровень ______ чел.,
низкий уровень ______ чел.
Подпись педагога_____________________________

Уровни освоения
программы
Высокий

Средний

низкий

результат
Учащиеся
демонстрируют
высокую
заинтересованность в учебной, познавательной и
творческой деятельности, составляющей содержание
Программы. По итогам диагностики показывают
отличное
знание
теоретического
материала,
практическое применение знаний воплощается в
качественный продукт.
Учащиеся
демонстрируют
достаточную
заинтересованность в учебной, познавательной и
творческой деятельности, составляющей содержание
Программы. По итогам диагностики показывают
хорошее
знание
теоретического
материала,
практическое применение знаний воплощается в
продукт, требующий незначительной доработки
Учащиеся
демонстрируют
низкий
уровень
заинтересованности в учебной, познавательной и
творческой деятельности, составляющей содержание
Программы. По итогам диагностики показывают
недостаточное знание теоретического материала,
практическая работа не соответствует требованиям
План воспитательной работы

1.
2.

Название мероприятия
Участие в конкурсах различного уровня
Организация и проведение открытого занятия для
родителей

Сроки проведения
В течение учебного
года
Декабрь, май

Литература для педагога
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.М. Как преодолеть трудности в
обучении детей. - М.: Издательство «Ось-89».2000.
2. Беда Т.В. Живопись. - М.: Просвещение, 1986.
3. Беда Т.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись,
композиция. -2-е изд. - М.: Просвещение, 1981.
4. Богуславская И.Н. Русская глиняная игрушка. - М.: Искусство, 1975.
5. Василенко В.Н. Русское прикладное искусство. - М.: Искусство, 1977.
6. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. -М.: ВладосПресс,2003.
7. Вишневская Н. Хохлома. - М.: Искусство, 1969.
8. Волков И.П. Художественная студия в школе. - М.: Просвещение,
1993.
9. Волков Н.Н. Композиция в живописи, -М.: Искусство, 1977.
10.Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1984.
11.Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987
12.Горяева Н.А. Неменская Л.А. Питерских А.С. Изобразительное
искусство. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2006
13.Грей П. Рисуем пейзажи – М: «ЭКСМО» 2011
14.ГерчукЮ.Я. Основы художественной грамоты. - М., 1998.
15.Дополнительное образование детей / Под ред. О.Е. Лебедевой. - М,
:Владос, 2000.
16.Дополнительное образование детей: Сборник авторских программ,
Ставрополь. 2004.
17.Жегалова С. К. Росписи хохломы – М: «Детская литература» 1991
18.Живопись. Программа для детских художественных школ и
художественных отделений школ искусств. Мин. культуры СССР. М., 1982.
19.Как рисовать животных – Москва: Издательство «МОЗАЙКА
СИНТЕЗ», 2011
20. Калинина Т.В. Цветы и травы. Первые успехи в рисовании. – СПб.:
«Речь», 2009
21.Ковалько В.И. Школа физкультминуток. - М:ВАКО,2005.
22.Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства я
методика руководства изобразительной деятельностью детей. -М.:
Просвещение, 1981.
23.Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. - М-,
1998.
24.Кузин В.С, Изобразительное искусство и методика его преподавания в
начальных классах. М.: Просвещение, 1984.
25.Кузин В.С. Наброски и зарисовки. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1981.
26.Кузнецова С.Г. Программы регионального компонента по
специальности «Изобразительное искусство» и «Домоведение». - Чита:
Изд-во Заб. ГПУ, 2003.
27.Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: - М.: ВЛАДОС.2005.

28.Погосова Н.М. Цветовой игротренинг: - СПб: Речь,2003.
29.Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. - М.:
Просвещение, 198230.Рисунок. Программа для детских художественных школ и
художественных отделений школ
искусств. Мин. культуры. - М.,
1982.
31.Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в
школе - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Агар, 1998.
32.Сластёнин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений. - М.: Издательский центр «Академия»,2004.
33.Сокольникова Н.Н. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе. - Москва, 2003.
34.Сокольникова Н.Н. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся
5-8 кл, в 4 ч - Оттенок. Титул, 1996. 4.1. Основы рисунка, 4.2. Основы
живописи, 4.3. Основы композиции, 4.4. Краткий словарь
художественных терминов.
35.Соловьева. Искусство рисунка. -М.: Искусство, 1989.
36.Уатт Ф. Как научиться рисовать: Универсальное пособие для детей и
взрослых. -МОО Росмэн-Пресс,2004.
37.Шорохов Е.В. Композиция. Учебник для студентов худож. -граф.
фактов пед. ин-тов. -2-е изд. - М.: Просвещение, 1986.
38.Яшухин А.В. Живопись. -М.: Просвещение, 1985.
Литература для учащихся.
1. Диккинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. -М.:000
«Издательство РосмэнПресс»,2004.
2. Забайкалье - золотая моя колыбель: Сказки, легенды, были, сказания
/Ред.-сост. Куренная Е.Ф.-Новосибирск: Новосибирское кн. изд.,2005.
3. Кузин В.С- Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной,
школе 1- 2 классы: Учеб.для общеобразовательных учеб. заведений:
в2ч.-2е изд.-М.: Дрофа,1999
4. Кузин В.С- КубышкинаЭ.И. Изобразительное искусство в начальной
школе З-4 классы.:Учеб-Для общеобразовательных учеб. заведений:
в2ч.-2е изд.-М. :Дрофа, 1999.
5. Левин С.Д. Беседы с юным художником. 2 выпуска. -М.: изд.
«Советский художник», 1988.
6. Милборн А. Как научится рисовать животных. -М: 000 Изд. «РосмэнПресс»,2004.
7. Платонова Н.И.
Тарасов В.Ф.
Этюды
об
изобразительном
искусстве. - М.: «Просвещение» 1993.
8. Порте Л. Учимся рисовать зверей, рыб, птиц. - М.:000 «Мир
книги»;2004.
9. Порте Л. Учимся рисовать окружающий мир. - М.ЮОО «Мир
книги»;2004.
10.Порте Л. Учимся рисовать природу. - М.: 000 «Мир книги»;2004.

11.Шматова О. Самоучитель по рисованию –М: «ЭКСМО» 2009
12. Шматова О.В. Самоучитель по рисованию гуашью. – М.: Эксмо, 2009
13.Уатт Ф. Как научиться рисовать: Универсальное пособие для детей и
взрослых. - М.: 000 Изд. «Росмэн-Пресс»,2004.
14.Хантли М. Как научиться рисовать корабли. - М.: Издательство
Эксмо,2002.
15. Энциклопедический словарь юного художника. - М.: Педагогика, 1983.
16.Энциклопедия. Мировая живопись – М. "ОЛМА-ПРЕСС", 2001

Интернет-источники
1. 441 лучшая пейзажная картина в истории живописи art-dot.ru›peyzazh/
2. Самые красивые пейзажи талантливых пейзажистов mostbeauty.ru›drugoe/samye-krasivye-pejzazhi.html

3. Пейзажи маслом.
https://zen.yandex.ru/t/%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D0%B7%D0%B0%D0%B
6%D0%B8%20%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%BC

Календарный учебный график (стартовый уровень)
№
п/п

Месяц

Число

Время
проведения
занятия

Форма занятия

Колво
часов

Тема занятия

Место
проведения

Форма контроля

1

Групповая

2

2

Практическая работа

2

Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ,
Входная аттестация.
Введение в графическую грамотность (рисунок)

Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

Входная диагностика
Собеседование,
творческое задание
Наблюдение,
творческое задание
Наблюдение,
творческое задание
Наблюдение,
творческое задание

3

Практическая работа

2

Рисунок по шаблону

4

Практическая работа

2

5
6

Практическая работа

8

Краткие сведения о композиции, графическая
практика
Краткие сведения по цветоведению (основные,
родственные, нейтральные цвета и т.д.)

7
8
9

Практическая работа

2

Цветовой контраст и дополнительные цвета

Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

Наблюдение,
творческое задание
Наблюдение,
творческое задание

10

Практическая работа

4

Цветовая палитра времен года (вид за окном)

Теоретическое,
практическое

10

Точка наблюдения, точка схода лучей,
знакомство с линейной перспективой

Учебный
кабинет

Наблюдение,
творческое задание

Практическая работа

4

Воздушная перспектива и ее значение

Учебный
кабинет

Наблюдение,
творческое задание

Практическая работа

2

Линейная перспектива и ее значение (более
углубленное)

Учебный
кабинет

11
12
13
14
15
16
17
18
19

Творческое задание

4

Графическая практика

Учебный
кабинет

Творческое задание

Практическая работа

2

Штриховка по форме предмета (заполнение
изображения цветом, двигаясь по форме)

Творческое задание

23

Практическая работа

2

Тушовка по форме предмета

24
25
26
27
28
29
30
31

Практическая работа

6

Блик, тень, собственная, падающая

Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

Практическая работа

8

Анималистический жанр в искусстве. Рисование
от простого к сложному

Учебный
кабинет

Наблюдение,
творческое задание

2

Текущая аттестация

Выставка

32

Практическая работа

4

Живопись – от темного к светлому (понятие о
световом контрасте)

Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

34
35
36
37
38
39
40

Практическая работа

6

Живопись: приемы и стили окрашивания:
заливка, отмывка, растяжка, мазок).

Учебный
кабинет

Наблюдение,
творческое задание

Практическая работа

6

Осевая симметрия и ее значение в рисовании

Учебный
кабинет

Наблюдение,
творческое задание

Практическая работа

2

Графическая практика

41
42
43
44

Практическая работа

14

Мастерская деда Мороза. Изготовление
сувениров и праздничных открыток и т.д.

Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

Наблюдение,
творческое задание
Наблюдение,
творческое задание

20
21
22

33

Творческое задание
Творческое задание

Наблюдение,
творческое задание

45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71

Практическая работа

2

Текущая аттестация

Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

Наблюдение,
творческое задание
Наблюдение,
творческое задание

Практическая работа

4

Графическая практика от простого к сложному

Практическая работа

4

Живопись. Зимняя палитра

Учебный
кабинет

Наблюдение,
творческое задание

Практическая работа

8

Рисунок от простого к сложному, работа над
объемом

Учебный
кабинет

Наблюдение,
творческое задание

Практическая работа

6

Композиция (наброски,
проработки, завершение)

зарисовки,

Учебный
кабинет

Наблюдение,
творческое задание

Практическая работа

8

Графическая практика (светотень, тональный
масштаб, светосила)

Учебный
кабинет

Наблюдение,
творческое задание

Практическая работа

4

Форма предмета и его фактура в Изоискусстве

Учебный
кабинет

Совместный анализ
работ

Практическая работа

6

Композиция на заданную тему

Учебный
кабинет

Совместный анализ
работ

Практическая работа

4

Плоскостная линия в искусстве и ее значение

Учебный
кабинет

Практическая работа

6

Пропорции и построение в рисунке

Учебный

идеи,

Наблюдение,
творческое задание
Наблюдение,

72
73
74

кабинет
Практическая работа

2

Сила цвета и ее возможности

75
76
77
78
79
80
81
82
83
84

Практическая работа

4

Тональный масштаб и взаимодействие с силой
цвета

Практическая работа

4

Практическая работа

85
86
87

творческое задание

Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

Наблюдение,
творческое задание
Наблюдение,
творческое задание

Будущая форма, ограниченная в пространстве

Учебный
кабинет

Наблюдение,
творческое задание

6

Графическая практика

Учебный
кабинет

Наблюдение,
творческое задание

Практическая работа

6

Цветовой и световой контраст

Учебный
кабинет

Наблюдение,
творческое задание

Практическая работа

4

Рисунок, материал по выбору учащихся

Учебный
кабинет

Совместный анализ
работ

Практическая работа

4

Графическая практика

Учебный
кабинет

Собеседование

89

Практическая работа

2

Живопись весенняя палитра

Творческое задание

90
91
92
93
94
95
96
97
98

Практическая работа

6

Композиция «Мы твои наследники - Победа»

Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

Практическая работа

4

Вглядываясь в человека

Учебный
кабинет

Творческое задание

Практическая работа

10

Графическая практика с натуры. Рисование
просты вещей от яблока до несложных
композиций.

Учебный
кабинет

Творческое задание

88

Творческое задание

99
100
101
102

Практическая работа

6

Живопись (гризайль) с натуры в черно-белой и
цветовой гамме

Учебный
кабинет

Творческое задание

103

Практическая работа

2

Рисунок

Творческое задание

104

Практическая работа

2

Графическая практика (материал по выбору
учащегося)

105
106
107
108

Практическая работа

6

Живопись композиция

Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

Групповая

2

Итоговая аттестации.

Учебный
кабинет

Итоговая диагностика

216

Творческое задание
Творческое задание

Календарный учебный график (базовый уровень)
Месяц

Число

Время
проведения
занятия

Форма занятия

Колво
часов

1.

Групповая

2

2.

Практическое

3.
4.
5.
6.

Тема занятия

Место
проведения

Форма контроля

2

Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ,
Входная аттестация.
Рисунок

Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

Практическое

6

От простого к сложному

Учебный
кабинет

Входная
диагностика
Наблюдение,
творческое
задание
Собеседование,
творческое
задание

Практическое

2

Графические возможности простого
карандаша

Учебный
кабинет

7.

Практическое

2

Возможности акварельного карандаша
(выразительность)

Учебный
кабинет

8.
9.
10.
11.
12.

Практическое

6

Школа рисунка

Учебный
кабинет

Практическое

4

Изобразительное искусство и мир природы

Учебный
кабинет

13.
14.
15.
16.

Практическое

6

Построение деревьев, кустов. Основные
формы, их особенности и различия

Учебный
кабинет

Практическое

8

Анималистический жанр от простого к

Учебный

Наблюдение,
творческое
задание
Наблюдение,
творческое
задание
Наблюдение,
творческое
задание
Собеседование,
творческое
задание
Наблюдение,
творческое
задание
Наблюдение,

сложному

кабинет

творческое
задание

2

Живопись, черное и белое, глубина и объем
(гризайль)

Учебный
кабинет

Практическое

4

Живопись – искусство цвета

Учебный
кабинет

Практическое

8

Приемы и стили окрашивания (заливка,
отмывка, растяжка, лессировка и мазок)

Учебный
кабинет

Наблюдение,
творческое
задание
Наблюдение,
творческое
задание
Творческое
задание

Практическое

4

Графическая практика

Учебный
кабинет

29.
30.

Практическое

4

Объём – как средство выразительности в
искусстве

Учебный
кабинет

31.
32.

Практическое
Практическое

2
4

От простого к сложному
Живопись – контраст в цвете, как расстановка
акцентов.

Учебный
кабинет

Практическое

6

Смысловая нагрузка пространственных видов
искусства

Учебный
кабинет

Практическое

8

Рисунок.
Формообразование,
разложение
сложных форм на простые и геометрические
фигуры.

Учебный
кабинет

17.
18.
19.
20.

Практическое

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.

Наблюдение,
творческое
задание
Наблюдение,
творческое
задание
Наблюдение,
творческое
задание
Наблюдение,
творческое
задание
творческое
задание

40.
41.

Практическое

4

Рисунок - конструирование

Учебный
кабинет

творческое
задание

43.
44.

Практическое

4

Живопись – зимняя палитра, пейзаж за окном

Учебный
кабинет

творческое
задание

45.
46.

Практическое

4

Пространство в пейзаже

Учебный
кабинет

47.

Групповая

2

Текущая аттестация

Наблюдение,
творческое
задание
Текущая
диагностика

48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.

Групповая
Практическое

2
6

Инструктаж по технике безопасности
Центр равновесия, как основа композиции

Практическое

6

Практическое

42.

63.

Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

Творческое
задание

Живопись – зимняя палитра, пейзаж за окном

Учебный
кабинет

Творческое
задание

6

Рисунок. Построение от простого к сложному

Учебный
кабинет

Творческое
задание

Практическое,
теоретическое

4

Рисунок. Основные и важные понятия о
рисовании с натуры.

Учебный
кабинет

Творческое
задание

Практическое

4

Светотень, как основа объем

Учебный
кабинет

Творческое
задание

Практическое

2

Живопись – этюд с натуры

Практическое

2

Живопись – этюд по памяти

Учебный
кабинет
Учебный

Творческое
задание
собеседование

64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.

Практическое

4

Живопись – этюд по воображению

кабинет
Учебный
кабинет

Творческое
задание

Практическое

8

Рисунок, способы построения: объём, форма,
проработка

Учебный
кабинет

Творческое
задание

Практическое

12

Линия, как один из основных элементов
рисунка
(пространственные
способы
написания, лаконичность)

Учебный
кабинет

Творческое
задание

Практическое

4

Живопись – сила цвета и света, глубина и
объем

Учебный
кабинет

Творческое
задание

Практическое

4

Тональный масштаб и его значение

Учебный
кабинет

Творческое
задание

Практическое

6

Композиция
и
законы
освещения
перспективные сокращения формы

и

Учебный
кабинет

Творческое
задание

Практическое

6

Контраст и сила
выразительности

средство

Учебный
кабинет

Творческое
задание

дополнительная

Учебный
кабинет

Творческое
задание

Практическое

6

Светосила и цвет,
возможность в ИЗО

цвета,

как

как

89.
90.
91.
92.
93.

Практическое

Практическое

94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.

Живопись – цветовой и световой контраст, как
средство выразительности в ИЗО

Учебный
кабинет

Творческое
задание

2

Графическая практика

Практическое

6

Композиция на заданную тему: «Спасибо деду
за Победу» (материал по выбору учащихся)

Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

Творческое
задание
Творческое
задание

Практическое

6

Живопись: объем, яркость и сила цвета,
контраст как выделение главного

Учебный
кабинет

Творческое
задание

Практическое

6

Графическая практика

Учебный
кабинет

Творческое
задание

Практическое

8

Композиция на заданную тему

Учебный
кабинет

Творческое
задание

Практическая
работа
Групповая

2

Графическая практика. Итоговая аттестация

Учебный
кабинет

Итоговая
диагностика

2

Итоговое занятие. Мини выставка

Учебный
кабинет

Выставка

8

216

Календарный учебный график (продвинутый уровень)
№
п\п
1.

Месяц

Число

Время
проведения
занятия

Форма занятия

Групповая

2.
3.
4.

Практическое

Кол-во
часов

Тема занятия

2

Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ,
Входная аттестация.
Графическая практика

4

Рисунок. Искусство и мир природы.

2

Место
проведения

Форма контроля

Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

Входная
диагностика
Творческое задание
Собеседование,
творческое задание

5.
6.

Практическое

4

Графическая практика

Учебный
кабинет

Наблюдение,
творческое задание

7.
8.

Практическое

4

Школа рисунка

Учебный
кабинет

Наблюдение,
творческое задание

9.

Практическое

4

Работа с натуры

Учебный
кабинет

Наблюдение,
творческое задание

Практическое

6

Форма и построение. Простой карандаш – как
основа

Учебный
кабинет

Творческое задание

Практическое

4

Рисунок

Учебный
кабинет

Наблюдение,
творческое задание

16.

Практическое

2

Графическая практика

17.
18.
19.
20.

Практическое

6

Живопись

Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

Наблюдение,
творческое задание
Наблюдение,
творческое задание

Практическое

2

Графическая практика

10.
11.
12.
13.
14.
15.

Учебный

Наблюдение,

21.

Практическое

2

Живопись

22.
23.

Практическое

4

Анималистический жанр материал по выбору
учащихся)

кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

Практическое

6

Линейная и воздушная перспектива. Ведущая роль
в построении композиции

Учебный
кабинет

Практическое

4

Живопись (черное и белое)

Учебный
кабинет

Творческое задание

Практическое

4

Живопись: цвет и ее сила

Учебный
кабинет

Наблюдение,
творческое задание

31.
32.
33.
34.
35.

Практическое

8

Рисунок

Учебный
кабинет

Наблюдение,
творческое задание

Практическое

4

Выражение формой художественных идей

Учебный
кабинет

Наблюдение,
творческое задание

37.
38.
39.
40.
41.

Практическое

10

Композиция

Учебный
кабинет

Совместный анализ
работ

42.
43.
44.
45.

Практическое

4

Живопись

Учебный
кабинет

Творческое задание

Практическое

4

Наброски и зарисовки

Учебный
кабинет

Наблюдение,
творческое задание

36.

творческое задание
Наблюдение,
творческое задание
Наблюдение,
творческое задание
Текущая
диагностика

46.

Практическое

2

Графическая практика

Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

Наблюдение,
творческое задание
Наблюдение,
творческое задание

47.

Практическое

2

48.
49.

Практическое
Практическое

2
2

Текущая аттестация. Инструктаж по технике
безопасности
Графическая практика
Рисунок

Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

Наблюдение,
творческое задание
Наблюдение,
творческое задание

50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.

Практическое

10

Живопись

Практическое

6

Рисунок. Объем предмета. Светотень, как основа
объема

Учебный
кабинет

Наблюдение,
творческое задание

Практическое

6

Основы тонального масштаба, тональное
растягивание цвета

Учебный
кабинет

Творческое задание

Практическое

4

Форма предмета и фактура в ИЗО

Учебный
кабинет

Наблюдение,
творческое задание

63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.

Практическое

8

Композиция

Учебный
кабинет

Наблюдение,
творческое задание

Практическое

10

Линия, как основной элемент в построении
формы. Пространственная линия и ее
возможности

Учебный
кабинет

Наблюдение,
творческое задание

72.

Практическое

4

Рисунок

Учебный
кабинет

Наблюдение,
творческое задание

Практическое

4

Тональный масштаб и его значение

Учебный
кабинет

Творческое задание

Практическое

6

Композиция

Учебный
кабинет

Наблюдение,
творческое задание

Практическое

6

Рисунок (натюрморт)

Учебный
кабинет

Наблюдение,
творческое задание

Практическое

8

Живопись

Учебный
кабинет

Наблюдение,
творческое задание

Практическое

8

Рисунок

Учебный
кабинет

Наблюдение,
творческое задание

73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.

Практическое

6

Композиция на заданную тему

Учебный
кабинет

Практическое

8

Графическая практика

Учебный
кабинет

Практическое

6

Живопись

Учебный
кабинет

Творческое задание

Творческое задание

100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.

Практическое

10

Тематическая композиция

Учебный
кабинет

Творческое задание

Практическое

6

Рисунок

Учебный
кабинет

Творческое задание

Групповая

2

Итоговая аттестации.

216

Учебный
кабинет

Выставка. Итоговая
диагностика


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».