Буратино 2023 год на сайт

Пояснительная записка
Что такое театр? Это лучшее по утверждению К.С. Станиславского,
средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это
чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать
развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность,
формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной
пропасти между взрослыми и детьми
Театральное искусство, как многоуровневый синтез различных искусств,
в котором сочетается актерское мастерство, и пение, и танец, а при создании
декораций к разнообразным спектаклям, выступлениям и изобразительное
искусство, раскрывает возможности и способности ребенка. Театральное
искусство работает с психофизической целостностью ребёнка, раскрывает
философские
представления
о
мире
в
конкретных
чувственных образах и развивает навыки, помогающие не только на
профессиональных сценических подмостках, но и в обыденной жизни.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Буратино» (далее Программа) разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (в ред. От 08.12.2020 г.).
2.Проект Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. Департамент государственной политики в сфере воспитания,
дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения
России от 30.09.2020 г.
3. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по дополнительным общеразвивающим
программам»;
4.Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы):
приложение к письму Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242.
5. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи" (утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28).
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 12
ноября 2020 года № 2945-р).
7. Устава МБУДО «ЦВР» ИГОСК.
Направленность программы. Содержание программы «Буратино» имеет
художественную направленность. Она предназначена для развития
индивидуальных творческих способностей, формирования у учащихся интереса

к театральному искусству и изучению культурного и исторического наследия
своей малой Родины.
Актуальность программы базируется на анализе родительского спроса на
образовательные услуги в обучении театральной деятельности. Средствами
театрального искусства достигается воспитание творческой индивидуальности
ребенка, развитие интереса к искусству театра и актерской деятельности,
компонентов музыкально-сценической деятельности. Театр — это вид
искусства, основанный на отражении сути вещей при помощи слова, музыки,
движения, танца и мимики.
Отличительной особенностью данной программы является то, что освоение
программы строится на использовании игровых методик, упражнений на
развитие актерского мастерства и сценической речи, необходимых для развития
творческих качеств, способностей, навыков учащихся.
Театрализованная
деятельность
позволяет
формировать
опыт
социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное
произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную
направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). И не только
познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театр учит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление
самому нести в жизнь прекрасное и доброе. В театрализованных играх с
помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка,
разыгрываются
определённые
литературные
произведения.
Дети
знакомятся не только с их содержанием, воссоздают конкретные образы, но и
учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев
произведений.
Новизна программы состоит в том, что в ней систематизированы средства и
методы театрально-игровой деятельности. В основе программы лежит идея
использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать
личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства
ритма, пластики движений. Занятия строятся на развивающей основе
театральных игр и этюдов, актерских тренингов, творческих заданий,
театрализаций.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы
состоит в широком использовании активных методов обучения, включая
игровые элементы, а также формирование театрального коллектива, где
возможно творческое общение и устойчивое стремление к нему. Реализация
программы позволяет включить механизм воспитания каждого члена
коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации.
Особенности театрального искусства: коллективность, синтетичность, наличие
хронотопа, взаимодействие со зрителем, сиюминутность, неповторимость.
Специфика театрального искусства, как искусства человековедения, где
объектом исследования и изображения, а также исполнителем является сам
человек, выходящий на прямое, непосредственное общение с другим человеком
- зрителем, создает особые предпосылки для формирования социально
активной, творческой личности, способной изменить мир. Целесообразность

программы состоит во включении механизма воспитания каждого члена
коллектива. Занятия театральным искусством включает в работу физический,
эмоциональный, интеллектуальный аппарат человека. Программа способствует
подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных
социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование
процесса развития и воспитания детей. В основе программы лежит идея
использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать
личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства
ритма, пластики движений.
Условия реализации программы. Программа вариативна и допускает
некоторые изменения в содержании занятий, форме их проведения, количестве
часов, отведенных на изучения отдельных тем, что позволит найти
оптимальный вариант работы с той или иной группой учащихся. Программа
развивает познавательный интерес к художественным произведениям.
Обучение по данной программе осуществляется в виде теоретических и
практических занятий с учащимися. Теоретические занятия проходят в форме
бесед, упражнений, а практические занятия проводятся в форме показа
театральных постановок. При реализации данной программы используются как
групповые, так и индивидуальные занятия. Используются следующие
педагогические технологии: коллективно-творческое дело, игровые
технологии.
Коллективно-творческое дело как нельзя лучше способствует осуществлению
как личностного, так и коллективного развития учащихся посредством
тренингов, этюдов, репетиций, постановок, подготовки и проведения
мероприятий.
Игровые технологии. Игра является самым древним приёмом обучения.
Игровые формы обучения на уроке - эффективная организация взаимодействия
педагога и детей, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования,
неподдельного интереса. Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры у
учащихся
вырабатывается
привычка
сосредотачиваться,
мыслить
самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Именно в игре
можно выявить и развивать актерские и лидерские качества каждого учащегося
Программа может реализовываться с применением электронного обучения
и дистанционных технологий.
Характеристика обучающихся по программе (адресат программы): Данная
программа является модифицированной и рассчитана для детей 7-11 лет.
Посещение занятий проводится на добровольной основе. Набор в группы
проводится по желанию и интересам детей (мальчики и девочки). Специальной
подготовки не предусматривается, учитываются индивидуальные особенности
каждого обучающегося. Группы могут быть сформированы одного возраста
или разных возрастных категорий, количество обучающихся от 10 до 15
человек.
Младший школьный возраст. Этот этап длится с 7 до 11 лет и связан с
существенными изменениями в жизни и поведении ребенка. Он поступает в
школу, и игровая деятельность сменяется учебной. Активно развивается











интеллектуально-познавательная
сфера.
Возрастные
психические
новообразования: произвольность, внутренний план действий, рефлексия и
самоконтроль.
Психологические особенности развития в младшем школьном возрасте.
На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные
изменения не только в физическом развитии, но и в психическом развитии
ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется
личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и
взрослыми. Переход к систематическому обучению предъявляет высокие
требования к умственной работоспособности детей, которая у младших
школьников еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая. И хотя на
протяжении возраста эти параметры повышаются, в целом продуктивность и
качество работы младших школьников примерно наполовину ниже, чем
соответствующие показатели старшеклассников.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная
деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в
развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках этой
деятельности
складываются
психологические
новообразования,
характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших
школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на
следующем возрастном этапе.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и
качественного преобразования познавательных процессов: они начинают
приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и
произвольными.
Интенсивное развитие нервно-психической деятельности, высокая
возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на
внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением, что требует
бережного отношения к их психике, умелого переключения с одного вида
деятельности на другой.
В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность
психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в
темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают
мальчиков.
Объем и срок реализации программы. Программа рассчитана на один год
обучения. Количество учебных часов 216. Занятия проводятся 3 раза в неделю
по два часа. Продолжительность занятия 40 минут с 10 минутным перерывом.
Календарный учебный график.
Календарный учебный график устанавливает конкретные календарные
сроки реализации Программы в соответствии с учебным планом с учётом
праздничных и выходных дней

Календарный учебный график
на 2023-2024 учебный год
Уровень
обучения

№
груп
пы

Дата
начала
занятий

Дата
окончани
я занятий

стартовый

1

01.09.23

31.05.24

Кол-во
учебных
недель в
год
36

Кол-во
учебных
дней в
год
72

Кол-во
учебных
часов
нед./год.
6/216

Режим занятий

3 раза в неделю
по 2 часа

Праздничные дни: 4 ноября - День народного единства.
23 февраля – День защитника Отечества,
8 марта – Международный женский день,
1 мая – Праздник Весны и Труда,
9 мая – День Победы,
Зимние каникулы с 01.01.2024 года по 08.01.2024 года
Форма обучения: очная
Уровень освоения программы: стартовый.
Кадровое обеспечение: Программу реализует педагог дополнительного,
обладающий профессиональными компетенциями в предметной области,
знающий специфику дополнительного образования, имеющий практические
навыки в сфере организации занятий по театральному искусству.
Цель программы - развитие творческих умений и навыков средствами
театрального искусства, организация их досуга путем вовлечения в
театральную деятельность.
Для достижения поставленной цели решаются основные задачи:
Обучающие:
- обучить теоретическим и практическим основам театральной грамотности;
- познакомить детей с театральной терминологией, с видами театрального
искусства, с устройством зрительного зала и сцены;
- обучить приемам выразительности речи;
- обучить основам коллективной творческой работы.
- сформировать умение концентрировать и распределять внимание;
- сформировать навыки сценической речи, актёрского, сценического,
мастерства;
- сформировать умение пользоваться гримом;
- сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, способность
воспринимать его особенности;
Развивающие:
- развитие мышечно-двигательного восприятия и мышечной памяти;
- развитие речевого аппарата и пластической выразительности движений;
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию
произведений театрального искусства;

- развитие памяти, произвольного внимания, образного мышления, творческой
активности, пластики, выразительность речи.
- развитие у обучающихся интерес к театрально-игровой деятельности.
- развитие навыков коллективного взаимодействия;
- развитие коммуникативных и организаторских качеств;
- развитие ораторского мастерства.
Воспитательные
- приобщение к наследию отечественного и мирового театрального искусства;
- воспитание интереса и любови к театру;
- воспитание уважения к другим, терпения, аккуратности, ответственности;
- воспитание доброжелательности в отношениях со сверстниками.
Ожидаемые результаты освоения программы
Личностные:
-готовность и способность к саморазвитию;
-развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
-иметь сформированную мотивацию к данному виду деятельности;
- иметь мотивацию к творческой самореализации;
- доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,
стремление прислушиваться к мнению одногруппников;
-умение соблюдать правила игры, договариваться друг с другом в небольших
группах;
-способность входить в творческое состояние во время игры в спектакле;
-способность действовать на сцене от имени своего героя;
-способность создавать характер своего героя;
-сохранять образ своего героя до окончания спектакля;
-действовать от имени своего героя;
-уметь добиться высоких результатов.
Метапредметные:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
- самостоятельно включаться в творческую деятельность;
- развитие интереса к культурным традициям разных народов;
-знать о нормах поведения на сцене;
-иметь представление о видах театрального искусства;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной;
-проявляет взаимоуважение, взаимопомощь;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.
- уметь осознано строить речевое высказывание в устной форме;
- уметь выражать свои мысли полно и точно;
- иметь первоначальные умения самоконтроля;
-осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью педагога
позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». работать в группе,

-обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
-развитие памяти, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения и др.
-развитие навыков коллективного взаимодействия.
Предметные результаты:
Будут знать:
- особенности театра как вида искусства, иметь представление о видах и жанрах
театрального искусства;
- навыки создания художественного образа;
- как использовать актерское мастерство;
- свойства и признаки устной речи;
- сферы применения разговорного стиля;
- культуру речевого поведения.
- первичные навыки сценического движения;
- первичные навыки сценической речи;
- первичные навыки работы над ролью;
- основы сценической «лепки» фразы (логика речи).
- навыки создания художественного образа с помощью грима.
Будут уметь:
- владеть основами работы над текстом;
- отличать правдивую интонацию от фальши;
- владеть основами речевого тренинга;
- говорить свободно и ясно.
- достигать состояния актёрской раскованности, уметь проживать тот или иной
литературный сюжет, импровизировать;
- владеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя
комфортно в новой обстановке.
Учебно-тематический план
№
пп

Наименование тем

1.

Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ.
Входная аттестация
История происхождения
театра
Актерская азбука.
Актерское мастерство

2.
3.

4.

Сценическая речь

стартовый уровень
Количество часов
Формы
аттестации и
контроля
Всего
Теоретич. Практич.
4
2
2
Опрос
Опрос

4

4

36

6

30

38

6

32

Контрольные
упражненияэтюды
Контрольные
упражнения-

5.

Сценическое движение

12

2

10

6.

10

4

6

7.

Костюмы, реквизит,
декорации
Грим

10

4

6

8.

Работа над спектаклем

90

4

86

9.

Участие
в
мероприятиях.
Аттестация
(текущая,
итоговая)

8

8

4

4

10.

ИТОГО

216

32

этюды.
Творческий
этюд
Собеседование
Творческое
задание
Показ
спектакля
Анализ
мероприятий
Опрос,
творческое
задание. Показ
спектакля

184

Cодержание учебно-тематического плана
Тема № 1. Вводное занятие. Знакомство учащихся с традициями и правилами
поведения в ЦВР. Требование по охране труда и правилами безопасности.
Знакомство с программой. Входная аттестация.
Тема № 2. История происхождения театра. Театр Древней Греции. Актеры
древности. Здание театра. Драма. Комедия. Театральные жанры: драма,
комедия, опера, балет
Тема № 3. Актерская азбука. Театральная терминология. Сценическое
движение. Пластический этюд. Дикция, артикуляция Знакомство с
интонационными средствами выразительности.
Тема 4. Сценическая речь. Основы техники сценической речи: дыхание,
направленность звука, дикция, культура речи. Скороговорка, проглатывание
слогов и окончания слов, вялость речи, манерность речи.
Практика: работа над голосом. Работа над речевым аппаратом. Работа над
дыханием. Выразительное чтение художественного текста. Общие и частные
исполнительские задачи. Декламация, исполнительское мастерство.
Тема 5. Сценическое движение.
Теория: развитие психофизического аппарата, основы акробатики, работа с
равновесием, с предметами. Техника безопасности.
Практика: упражнения на развитие плечевого пояса «Ветряная мельница»,
«Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор». Тренинг: «Тележка»,
«Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Элементы акробатики:
кувырок вперед, кувырок назад, кенгуру, кузнечик. Сценические падения:
падения вперед согнувшись, падение назад на спину
Тема 6. Костюмы, реквизит, декорация. Элементы костюмов сказочных
персонажей. Эскизы костюмов, оформление сцены.
Тема 7. Грим.

Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Способы
накладывания грима.
Практика: приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев
выбранной пьесы. Достижения выразительности: обычный, эстрадный,
характерный, абстрактный Накладывание грима воспитанниками друг другу.
Сказочный грим. Старческий грим.
Тема 8. Работа над спектаклем.
Теория: особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция,
завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие
лица спектакля.
Практика: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение
основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия.
Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающие через основной
конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы,
идеи. Общий разговор о замысле спектакля. Распределение ролей. Работа над
ролью. Репетиции.
Тема 9. Участие в мероприятиях.
Тема 10. Итоговая аттестация. Показ спектакля.
Формы контроля
Для оценки эффективности реализации дополнительной общеразвивающей
программы проводятся следующие виды контроля: начальный контроль,
промежуточный контроль, итоговый контроль.
Начальный контроль проводится на занятиях в соответствии с учебной
программой в форме педагогического наблюдения и результатам показа этюдов
и миниатюр, выполнения специальных игр и упражнений.
Промежуточный контроль проводится по окончании первого полугодия.
Итоговый контроль. Итоговая аттестация проводится в следующих формах:
театрализованный показ.
Уровни освоения программы по критериям определяются в пределе от 0 до 3
баллов.
3 балла - высокий, (характерна творчески преобразующая деятельность детей,
самостоятельная работа, творческие изменения, высокий уровень мотивации).
2 балла – средний, (активная познавательная деятельность, проявляют
творческую инициативу при выполнении заданий, выражена мотивация на
рост, самостоятельность при выполнении заданий).
1 балл - начальный, (репродуктивный, мотивированный на обучение
(занимаются с интересом; нуждаются в помощи педагога).
0
баллов - низкий уровень.
Контрольно-измерительные материалы (Приложение 1)
Методическое обеспечение программы
Для реализации данной программы необходимы определенные условия
работы: возможность использования на занятиях элементов театрального








костюма, декораций. Для спектакля необходимы: сценическая площадка,
театральные костюмы, грим.
Немаловажную роль в эффективности реализации образовательной
программы играет методическое обеспечение образовательного процесса. Оно
включает в себя описание форм занятий, приемов и методов организации
учебно-воспитательного процесса, форм подведения итогов. Учащимся в
возрасте 7-11 лет свойственно быстро переключаться с одного вида
деятельности на другой. Желательно избегать настойчивого закрепления
материала, выученного текста. В этом возрасте происходит преимущественно
непроизвольное запоминание. Своеобразным аккумулятором всех начал
является слово - это и есть процесс активной жизни ребенка. Чтобы углубить
знания и навыки необходимо возвращаться к пройденным темам, текстам,
этюдам, играм на новом, более глубоком уровне.
При реализации программы используются: репродуктивный метод (педагог
сам
объясняет
материал);
объяснительно-иллюстративный
метод
(иллюстрации, демонстрации); метод игрового содержания, метод
импровизации. Использование разнообразных форм обучения повышает
продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу.
В процессе обучения применяются формы занятий: групповые занятия,
индивидуальные, теоретические, практические, игровые. (Приложение 2)
Материально-технические условия:
Учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно-гигиеническим требованиям.
Ширма-кулиса, костюмы.
Обручи, скакалки.
Канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, бумага формата А 4; клей;
степлеры, файлы, папки.
Дидактические материалы. Подборка упражнений тренинга. Подборка
скороговорок, потешек, прибауток, небылиц, пословиц.
Литературоведческий материал. Подбор стихотворений, рассказа, сказок,
биографий поэтов.
Воспитательная работа на 2023-2024 год
1. Сентябрь. Совместное обсуждение репертуара на 1 квартал.
2. Октябрь. Викторина «Кто-то в теремочке живет»
3. Октябрь. Акция «Твори добро», ко Дню пожилого человека
4. Ноябрь. Беседа-диалог «Зачем нужны декорации?»
5. Декабрь. Совместное обсуждение репертуара на 2,3 квартал.
6. Январь. Видеосалон-просмотр и обсуждение видеозаписи с новогодней
постановкой.
7. Февраль. Анализ и обсуждение самостоятельных этюдов
8. Март. Беседа: Коллективность-искусство театра
9. Апрель. Викторина: «Путешествие в сказку»
10. Май. Просмотр и обсуждение видеоспектакля по выбору обучающихся.
11. Май. Анализ и обсуждение спектакля

Литература для педагогов:
М. Просвещение 1991г.
Театральные

1. Л.В.Артемова
игры для
школьников.
2. Э.Б.Александрова. Люблю театр! – М.,1971.
3. Афанасенко Е.Х., Клюнеева С.А., Шишова К.Б., Коняшов А.И. Детский
музыкальный театр: программы, разработки, рекомендации. - Волгоград:
Учитель, 2009.
4. Д.Л. Брудный. С чего начинается театр. – М., 1986.
5. Горбина Е.В. В театре нашем для вас поём и пляшем. Музыкальные
сказки-спектакли для школьников. Янаев В.Х., Куров В.Н.- Ярославль:
Академия Холдинг, 2001.
6. Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6
лет.
Методическое
пособие
для
воспитателей
дошкольных
образовательных учреждений. М.: "Просвещение" 2004.
7. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоциональнонравственной сферы у дошкольников. М.: Издательство "Скрипторий
2003", 2006.
8. Ю.В. Колчеев, Н.М. Колчеева. Театрализованные игры.- М., 2003.
9. Кошманская И. П. Театр в детском саду. Ростов н /Д: изд- во " Феникс",
2004.
10.Л.Ф. Макарьев. С утра до вечера в театре. –Л., 1973.
11.Маркидонов С.А. Авторская учебная программа по дополнительному
образованию Детский музыкальный театр в школе. Для учащихся 1-11
классов. - Иркутск, 2004.
12.Мерзлякова С.И. Фольклор-Музыка-Театр. Программы и конспекты
занятий педагогов дополнительного образования.
13.Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. М.:1986г.
14.Б. Странская «Искусство» Ленинград 1982г.Ленинградскому гос.
Большому театру кукол 50 лет.
15.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М. :
Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
16.Опарина Н. А. Театр-Это волшебный край! М.: " Социум" 1999г.
17.Поляк Л.Я. Театр сказок. Спб: " Детство-Пресс", 2001г.
18.Е.З. Ракитина. В зеркале сцены. – М., 1975.
19.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. Программа " Театр -Творчество
-Дети": Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного
образования и музыкальных руководителей детских садов.- М.: 2004.
20.Фомина О.А. Детский музыкальный театр, как одна из эффективных форм
современного интеграционного художественного образования.- Рязань:
21.ДЮЦХТ, 2011.
22.Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с
детьми 5-6 лет / Под редакцией О.Ф.Горбуновой. М.:Мозаика- Синтез,
2008.
23.Эльконин, Д.Б. Психология игры. - М., 2009 – 113с.

Литература для учащихся:
1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников. [Текст] - М.:
Просвещение, 2015. - 126 с.
2. Бочкарева, Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников.
Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию.
[Текст] - Ульяновск, ИПКПРО, 2010. - с.3
3. Венгер, Л.А., Мухина В.С. Психология. [Текст] - М., 2016. - 483 с.
4. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок. [Текст] - М., 2015.
5. Генов, Г.В. Театр для малышей. - М.: Просвещение, 2015. - 154 с.
6. Ершова, А. Вреден ли театр дошкольникам? // Обруч. - 2013. - № 4. - С.3-4.
7. Жуковская, Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду. [Текст] - М., 2015.
8. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2т. - М., 2016. Т. 1. 682 с.
9. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. Характер,
коммуникабельность. [Текст] - Ярославль: Академия развития, 2011. - 240 с.
10. Макаренко, Л. Здравствуй театр: К проблеме приобщения детей старшего
дошкольного возраста к театральному искусству // Дошкольное воспитание. 2007. - № 1. - С.39-44.
11. Маханева, М.Д. Театральная деятельность дошкольника // Дошкольное
воспитание. - 2009. - № 11. - С.6-14.с.
12. Неменова, Т. Развитие творческого проявления детей в процессе
театральных игр // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 1. - С.19.
13. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика,
2008. - 28 с.
Интернет-ресурсы:
1. Культура и Образование. Театр и кино // Онлайн Энциклопедия «Кругосвет».
// www: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino.
2. Энциклопедия: Музыка. Театр. Кино. Театральная библиотека: пьесы, книги,
статьи, драматургия. //www: http://biblioteka.teatr-obraz.ru
3. Театральная энциклопедия. // www: http://www.theatre-enc.ru.
4. Хрестоматия актера. // www: http://jonder.ru/hrestomat

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п

1
2
3
4

5
6

7

8
9
10

11
12
13
14
15
16

Название темы

всего

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Входная аттестация.
История происхождения театра
История происхождения театра.
Древняя Греция. Актеры древнего мира.
Разновидности театров: кукольный,
оперы и балета, драматический (видео)
Актерская азбука. Актерское
мастерство
Уроки актерского мастерства
Разогревающие, дыхательные
упражнения, ролевые упражнения.
Театральная терминология
Музыкальная грамота. Звуки
музыкальные и шумовые. О чем может
рассказать звук? Игра «Отгадай, что
происходит» (запись - лес ночной, утро
в лесу, собаки большие, маленькие и
т.д)
Художественное чтение. Рассказываем
русские народные сказки «Курочка
Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок»
Рассказываем стихотворения
Техника речи. Артикуляционная
гимнастика, скороговорки,
«Непослушный язычок». Дыхательная
гимнастика.
Этюд. Виды этюдов. Элементы
бессловесного действия.
Ролевые упражнения («Марионетки»,
«Скульптор и глина», «Разговор через
стекло». Читаем, поем, играем.
Выбор драматического отрывка
(миниатюры).
Этюдные пробы. Показ и обсуждение.
Работа над созданием образа
сказочных персонажей.
Характер, речь персонажа, походка

2
2
4
2

Количество часов
теор. прак. Дата Факт.
по
плану
2
2
4
2
-

2

2

-

36

6

30

2

1

1

2
2

1
1

1
1

2

-

2

2
2

1

2
1

2

1

1

2

0

2

2

2

2
2

2
2

2

1

1

17
18
19
20
21
22

23

24

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41

Этюдный тренаж. «Собака
принюхивается», «Золотые капельки»
Упражнения на раскрепощение и
развитие актерских навыков
Упражнения на раскрепощение и
развитие актерских навыков
Упражнения на раскрепощение и
развитие актерских навыков
Элементы сценического действия.
Упражнения на раскрепощение и
развитие актерских навыков
Сценическая речь
Техника устной речи: темп, ритм, тон.
Чтение, заучивание стихотворного
текста
Формирование навыка артикуляции.
Мышечная свобода ротовой полости,
резонирование звука в области «маски»
Этюдный тренаж «Вкусная конфета»,
«Вот он какой», «Добрый мальчик» и
др.
Дыхательная, артикуляционная
гимнастика.
Дикционные упражнения.
Упражнения на развитие речевых
характеристик голоса
Чистоговорки, скороговорки, потешки,
стихи. Интонация, паузы, логические
ударения.
Работа над литературным текстом.
Работа над литературным текстом.
Пластическая выразительность.
Ритмопластический тренинг. Разминка.
Упражнения на развитие речевых
характеристик голоса
Работа над литературным текстом.
Текущая аттестация
Работа над литературным текстом.
Работа над литературным текстом.
Работа над литературным текстом.
Упражнения на развитие речевых
характеристик голоса
Работа над литературным текстом.
Сценическое движение

2

2

2

2

2

2

2

2

2
2

2
2

38
2

6

32
2

2

1

1

2

2

2

1

1

2
2

1

1
2

2

1

1

2
2
2
2
2

1

1
2
2
1
2

1

2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2

2
12

2
10

2

42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73

Работа над образом. Сценическое
движение.
Работа над созданием образа сказочных
персонажей.
Характер, речь персонажа, походка
Работа над образом
Работа над образом
Работа над образом
Костюмы, реквизит, декорации
Декорации сцены к спектаклю.
Реквизит спектакля.
Изготовление декораций
Изготовление реквизита, костюмов.
Изготовление реквизита, костюмов.
Грим
Отражение сценического образа при
помощи грима.
Способы накладывания грима.
Создание эскизов грима для героев
выбранной пьесы. Достижения
выразительности: обычный, эстрадный,
характерный, абстрактный.
Сказочный грим. Старческий грим.
Накладывание грима воспитанниками
друг другу
Работа над спектаклем
Работа над отдельными эпизодами.
Творческие пробы.
Образ и характер персонажа.
Выразительность речи, мимики, жестов.
Репетиции отдельных сцен
Репетиции отдельных сцен
Репетиции отдельных сцен
Работа над выразительностью
персонажей.
Поиск выразительных средств, приемов.
Закрепление мизансцен.
Закрепление мизансцен отдельных
эпизодов.
Репетиция
Репетиция
Репетиция
Репетиция
Репетиция

2

1

1

2

1

1

4
1
1

2
2
2
2
6
1
1
2
1
1
6

2
2
2
2
10
2
2
2
2
2
10
2
2
2

1
1
4
2
2

2

2
2

2
2

90
2
2
2
2
2
2
2
2

4

2
2
2

1

2
2
2
2
2

1
1

1

86
2
1
2
1
2
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2

74
75
76
77
78
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108

Репетиция
Репетиция
Репетиция
Репетиция
Репетиция
Репетиция
Репетиция
Изготовление костюмов, реквизита,
декораций
Изготовление костюмов, реквизита,
декораций
Изготовление костюмов, реквизита,
декораций
Выбор музыкального оформления.
Репетиция
Репетиция
Репетиция
Репетиция
Репетиция
Репетиция
Репетиция
Репетиция
Репетиция
Репетиция
Репетиция
Репетиция
Репетиция
Репетиция
Репетиция
Репетиция
Репетиция
Показ спектакля
Участие в мероприятиях.
Праздник осени
Новогодний бал
А, ну-ка парни
8 Марта
Итоговая аттестация
ИТОГО

2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2

2

2

2

2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
8
2
2
2
2
2
216

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
8
2
2
2
2
2

Приложение 1
Входной контроль: опрос
1.
2.
3.
4.
5.

Что такое театр?
Из чего складывается театральное искусство?
Что должен уметь делать актер?
Профессии, связанные с театром.
Что должен уметь делать актер?

Актерское мастерство
Начальный контроль
Показать 10 эмоций.
Интерес, Радость, Удивление, Печаль, Гнев, Отвращение, Презрение, Страх,
Стыд, Вина.
7-10 эмоций – 3 балла
4-6 эмоций – 2 балла
1-3 эмоции – 1 балл
0 эмоций – 0 баллов
2.Сценическая речь. Проговорить несколько скороговорок.
Бык тупогуб, тупогубенкий бычок, у быка бела губа была тупа. Ехал Грека
через реку, видит грека в реке рак, Сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека
цап.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
1-2 ошибки (оговорки) – 3 балла 4-5 ошибок (оговорок) - 2 балла
5-8 ошибок (оговорок) - 1 балл
Не смогли сказать – 0 баллов
2.Сценическое движение. Пройти по воображаемому канату.
1 спотыкание и 1 легкое покачивание – 3 балла
2-3 спотыкания и 2-3 легких покачивания – 2 балла
3-6 спотыканий и легких покачиваний – 1 балла
Не смогли пройти – 0 баллов

1

Тестовые задания
С чего начинается театр?

2

Кто исполняет роли в театре?

3

Где играют артисты?

4

Кто пишет пьесу?

5

Кто шьет костюмы для актеров театра?

6

Кто отвечает за звук в театре?

7

Кто маскирует актёров перед спектаклем?

8

Кто руководит актёрами на сцене?
ник

9
Чёткое произношение текста – это..?
•
дикция
•
10.Мини-спектакль это..?

Промежуточный контроль
Промежуточный контроль: опрос, практические задания.
1.
2.
3.
4.

Как называли первых актеров на Руси?
Что развивает речь?
Назови три любых элемента воплощения.
Назовите профессии, связанные с театром.

Практические задания:
1. Этюд - изображение птиц и животных
2. Музыкальные этюды.

Контрольный критерий
Этюдное изображение животных и птиц.
Учащийся должен представлять животных, птиц, их повадки, поведение,
уметь изобразить движения различных животных с помощью выразительных
пластических движений.
Контрольно-измерительный
материал:
этюдный
показ
животных
(индивидуальный и групповой)
.

Низкий уровень
Учащийся представляет
повадки и поведение
некоторых живых
существ, но не может
воспроизвести их с
помощью пластических
движений.

Средний уровень

Высокий уровень

Учащийся скованно и Учащийся изображает
зажато
показывает Различных животных
некоторые
элементы и птиц с помощью
поведения животных и пластических движений.
птиц.

Контрольный критерий
Создание образа, используя характер и настроение музыкальных
произведений.
Учащийся должен прослушать музыкальную заставку и под характер
музыки изобразить заданный персонаж.
Контрольно-измерительный материал:
Музыкально – игровые этюдные задания.

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Учащийся не
сопоставляет характер
музыкального
произведения и
изображение заданного
персонажа.

Учащийся представляет
персонаж, но не в
характере и настроении
заданного музыкального
произведения.

Учащийся четко
улавливает характер
музыкального
произведения и
изображает заданный
персонаж в соответствии
с музыкой.

Итоговый контроль: постановка спектакля.

Протокол результатов аттестации учащихся
20___/20___ учебный год
Вид аттестации________________________________________________________________
(входная, текущая, итоговая)
Учебное
объединение__________________________________________________________________
Срок реализации
программы___________________________________________________________
Номер группы_________год обучения_______количество учащихся в группе____________
Ф.И.О.педагога________________________________________________________________
Дата проведения _____________________________________________________
Форма проведения_____________________________________________________________
Форма оценка результатов: уровень (высокий, средний, низкий)
Результат контроля
№ п/п

Фамилия, имя уч-ся

Всего аттестовано _____ учащихся.
Из них по результатам аттестации:
высокий уровень _____ чел.,
средний уровень ______ чел.,
низкий уровень ______ чел.
Подпись педагога_____________________________

Год
обучения

Результат аттестации

Приложение 2
1. Актерское мастерство
Театральные тренинги
эмоциями, жестами, мимикой, воображаемыми

Работа
с
предметами.
Обучающийся должен
представить
показать жестами эмоцию,
ситуацию или воображаемый предмет, а также совершить простейшие
физические действия с ним.
Игра «Мы не скажем, а покажем»: дети, действуя одними жестами и эмоциями
демонстрируют ту или иную ситуацию, задачу: злость, раскаянье, «Рубахапарень», задавака, забияка, пижон/интеллигент, обида, радость, зависть. Также
показывают действия различных профессий: готовят еду, шьют одежду, делают
медицинские процедуры, делают макияж, готовят бутерброды, работают
диктором на ТВ, сторожат склад, экскурсовод в музее, гладят белье.
Действие в предлагаемых обстоятельствах.
Умение представить себя и партнера в воображаемых обстоятельствах,
выполнять одни и те же действия в различных воображаемых ситуациях.
Игра «Путешествие» – обучающиеся действуют по группам или по одному,
детям предлагаются различные предлагаемые обстоятельства, например: вы
находитесь в лесу, на необитаемом острове, в магазине игрушек и т.д.
Обучающиеся должны уметь представить себя и других в предлагаемых
обстоятельствах и разыграть историю.
2. Сценическая речь
Скороговорки в движении
Топали мы топали, дотопали до тополя, до топаля дотопали, да ноги то
отопали. Параллельно с проговариванием обучающиеся делают ряд действий:
топают ногами, хлопают руками, кладут руки на плечи партнеру.
Батл со скороговорками
Коси коса пока роса – ребята становятся в круг и по очереди произносят
скороговорку. В это время они кидают произвольно мяч в любые руки,
скороговорку же говорят по часовой стрелке. В звуковом посыле должны быть
задействованы два регистра: средний и нижний.
Звучание
Обучающийся показывает свои голосовые возможности. Стоя на сцене он
произносит текст сначала тихо, потом по нарастающей до очень громкой
подачи, но не переходя на крик.
3. Сценическое движение
Распределение себя в пространстве, координация, работа над ритмом
Индивидуальная работа - показ музыкально – театральных миниатюр,
связанных с музыкальной темой (грустная, торжественная, веселая, ритмичная).
Групповая работа - под музыкальное сопровождение двигаются все дети, в
заданном музыкой характере, распределяет себя в пространстве.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».