Безопасное колесо

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»
ИЗОБИЛЬНЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
(МБУДО «ЦВР» ИГОСК)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-гуманитарной направленности
«Безопасное колесо»
Уровень программы: разноуровневая
Возрастная категория: от 7 до 12 лет
Состав группы: от 10 до 15 обучающихся
Срок реализации программы – 2 года
ID-номер программы в Навигаторе:2354
Составила:
Шмидт Антонина Викторовна
методист МБУДО «ЦВР» ИГОСК

г. Изобильный, Ставропольский край
год разработки программы 2023

Пояснительная записка
Программа учебной группы «Безопасное колесо» разработана в рамках
Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской
Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах
и дорогах».
Программа соответствует требованиям нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (в ред. От 08.12.2020 г.).
2.Проект Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. Департамент государственной политики в сфере воспитания,
дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения
России от 30.09.2020 г.
3. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеразвивающим программам»;
4.Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к
письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября
2015 г. № 09-3242.
5. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28).
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября
2020 года № 2945-р).
7. Устава МБУДО «ЦВР» ИГОСК.
Направленность программы - социально-гуманитарная. Данная программа
направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах,
гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни
и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во
всевозрастающем процессе автомобилизации страны.
Актуальность программы. Безопасность дорожного движения является одной
из важных социально-экономических и демографических задач Российской
Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный
материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным
гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы
производства людей трудоспособного возраста. Гибнут или становятся инвалидами
дети. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным
из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и
подростков.
Таким образом, задачи сохранения жизни и здоровья участников дорожного
движения (за счет повышения дисциплины на дорогах, качества дорожной



инфраструктуры, организации дорожного движения, повышения качества и
оперативности медицинской помощи пострадавшим и др.) и, как следствие,
сокращения демографического и социально-экономического ущерба от дорожнотранспортных происшествий и их последствий согласуются с приоритетными
задачами социально-экономического развития Российской Федерации.
Актуальность программы базируется на анализе родительского спроса на
образовательные услуги в формировании совокупных устойчивых форм поведения
на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также
умения и навыки пропагандисткой работы, целью которой является объединение
детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного
травматизма. С раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное
отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой
поведения каждого культурного человека. Выполнение всех требований Правил
дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения
транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Новизна, отличительная особенность программы заключается в создании
условий для формирования безопасного образовательного пространства при
взаимодействии с сотрудниками ГИБДД, медицинскими работниками; а также
предполагает систематичную разноплановую деятельность, использование
современных педагогических технологий (проектирование, информационные и
игровые), творческих форм и методов обучения и воспитания обучающихся.
Программа адаптирована с учетом интересов обучающихся, социального заказа
территории, а также специфики образовательного процесса, возможностей
реализации и материально-технической базы.
Данная программа обеспечивает непрерывность обучения, начиная с младшего
школьного возраста, правильным действиям на улицах и дорогах. Закрепление
получаемых знаний путем формирования специальных умений и навыков во время
практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.
Педагогическая целесообразность. Задачи сохранения жизни и здоровья
участников дорожного движения (за счет повышения дисциплины на дорогах,
качества дорожной инфраструктуры, организации дорожного движения, повышения
качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим и др.) и, как
следствие, сокращения демографического и социально-экономического ущерба от
дорожно-транспортных происшествий и их последствий согласуются с
приоритетными задачами социально-экономического развития Российской
Федерации.
Характеристика
обучающихся
по
программе.
Характеристика
обучающихся по программе (адресат программы): Данная программа является
модифицированной и рассчитана для детей 7-12 лет. Программа адресована
мальчикам и джевочкам. Младший школьный возраст является периодом
интенсивного развития и качественного преобразования познавательных
процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся
осознанными и произвольными. Посещение занятий проводится на добровольной
основе. Набор в группы проводится по желанию и интересам детей (мальчики и
девочки). Специальной подготовки не предусматривается, учитываются
3

индивидуальные особенности каждого обучающегося. Группы могут быть
сформированы одного возраста или разных возрастных категорий, количество
обучающихся от 10 до 15 человек.
Объем и срок реализации программы. Реализация программы рассчитана на
два года обучения: 1 год обучения – 216 часов, 2 год обучения – 216 часов. Объем
программы – 432 часа.
Режим занятий: Занятия проводятся 3 раза в неделю по два часа.
Продолжительность занятия 40 минут с 10 минутным перерывом.
Условия реализации программы. Программа реализуется в очном формате.
Возможна дистанционная форма (реализуется в условиях карантина) проведения
занятий – самостоятельное изучение с последующим опросом или тестированием,
публикация заданий, их решение обучающимися с последующей проверкой и
обратной связью (http://cvrizob.ru/site/pub?id=127). При разработке программы
учитывались возрастные особенности учащихся. Содержание занятий, объем и
интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья
обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к
сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом
последующем этапе обучения. Программа «Безопасное колесо» вариативна и
допускает некоторые изменения в содержании занятий, форме их проведения,
количестве часов, отведенных на изучения отдельных тем. При реализации данной
программы используются как групповые, так и индивидуальные занятия, также
проведение массовых мероприятий. Программа уделяет внимания пропаганде
знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через
реализацию творческих возможностей детей и подростков и с этой целью
используются следующие формы:
-проведения теоретических занятий;
-практические занятия (вождение велосипеда, оказание доврачебной помощи при
ДТП);
-агитбригада (пропаганда правил дорожного движения);
-театрализованное представление;
-КВН;
- рейды в классы (проверка фликеров, «Мой безопасный маршрут в школу»);
-выпуск стенгазет, листовок;
-встреча с работниками ГИБДД;
-конкурсы, викторины, игры.
Используются следующие педагогические технологии: коллективно-творческое
дело, игровые технологии.
Методы и средства обучения
Словесные – рассказ, объяснение, беседа, лекции, консультации.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске,
стендов, видеофильмов.
Практические – выполнение практических заданий, игровые ситуации, с помощью
которых проверяется знание Правил дорожного движения, решение задач,
кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу с целью изучения программного
4

материала. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и
посторенние пройденного материала.
Метод игры - игры, конкурсы, игры-путешествия, ролевые игры, настольные, игрыконструкторы.
Уровень освоения программы: разноуровневая.
Календарный учебный график.
Календарный учебный график устанавливает конкретные календарные сроки
реализации Программы в соответствии с учебным планом с учётом праздничных и
выходных дней
Календарный учебный график
Уровень
обучения

№
группы

Дата
начала
занятий

Дата
окончания
занятий

Кол-во
учебных
дней в год

31.05.24

Кол-во
учебных
недель в
год
36

72

Кол-во
учебных
часов
нед./год.
6/216

стартовый

1

01.09.23

базовый

1

01.09.24

31.05.25

36

72

6/216

Режим
занятий
3 раза в
неделю
по 2 часа
3 раза в
неделю
по 2 часа

Праздничные дни: 4 ноября - День народного единства.
23 февраля – День защитника Отечества,
8 марта – Международный женский день,
1 мая – Праздник Весны и Труда,
9 мая – День Победы,
Зимние каникулы с 01.01.2024 года по 08.01.2024 года
Кадровое обеспечение: Программу реализует педагог дополнительного,
обладающий профессиональными компетенциями в предметной области, знающий
специфику дополнительного образования, имеющий практические навыки в сфере
организации занятий по правилам дорожного движения.
Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся
устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи программы:
Образовательные:

Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил
дорожного движения и осознанное к ним отношения;

Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил
дорожного движения;

Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской
помощи;
Развивающие:

Повысить интерес школьников к велоспорту;
5


Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожнотранспортной ситуации;
Воспитательные:

Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного
поведения на дорогах и улицах;

Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и
дорожную этику.
Учебно-тематический план
(1 год обучения, стартовый уровень)
№ Название тем, разделов
1. Раздел 1. Юные инспектора
дорожного движения
2. Раздел 2. Дети и проблемы
дорожной безопасности.
3. Раздел 3. Организация
дорожного движения
4. Раздел 4. Основы медицинских
знаний
5. Раздел 5. Правила езды на
велосипеде, мопеде, мотоцикле.
Фигурное вождение на
велосипеде.
6. Раздел 6. Итоговое занятие зачет
7. Аттестация: входная, текущая
Итого:

Количество часов

Формы
всего теория практика аттестации/контроля
беседа
10
6
4
10

8

2

Беседа, экскурсия

88

40

48

54

16

38

46

16

30

Опрос, творческое
задание
Тестирование,
практикум
Тестирование.
Соревнование

4

4

4
216

4
128

88

Тестирование,
олимпиада
Тестирование

Содержание программы.
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые
взаимосвязаны между собой.
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Входная аттестация (2 ч.)
Раздел 1: Введение: юные инспектора дорожного движения (10 ч.)
Цели, задачи ЮИД. История движения ЮИД. Основные направления работы отряда
ЮИД. Структура и организация работы отряда ЮИД. Обязанности и права юного
инспектора движения. Атрибуты юного инспектора движения: значок,
удостоверение, одежда; отрядная символика. Краткий анализ ситуации дорожнотранспортного травматизма в г. Изобильном, позиция людей по отношению к
соблюдению ПДД, убеждение детей в необходимости знать законы улиц и дорог,
обеспечивая этим свою безопасность. Вводный инструктаж перед проведением
занятий.
Практика.
6

Оформление уголка по безопасности ПДД. Изготовление плана-карты безопасного
маршрута из дома в школу и обратно. Просмотр фото- и видеоматериалов.
Раздел 2: Дети и проблемы дорожной безопасности (10 ч.)
Современный транспорт - зона повышенной опасности. Причины транспортных
аварий. Опасности при посадке в транспорт и высадке из него, при торможении, при
аварийной ситуации.
Основные требования к пешеходам: знание правил дорожного движения,
дисциплинированность, самообладание, умение психологически переключиться на
зону повышенной опасности, умение предвидеть и избегать опасности.
Правила поведения в общественном и индивидуальном транспорте. Правила
поведения при аварийной ситуации. Пассажир – заложник (правила поведения).
Практика. Экскурсия с целью закрепления полученных знаний.
Раздел 3: Организация дорожного движения (88 ч.)
Тема 1. Законы дорожного движения история и современность.
История появления первых автомобилей. Автомобильный транспорт: грузовые,
специальные, легковые автомобили. Общественный транспорт. Участники
движения: пешеходы, водители, пассажиры. Опасные места в районах проживания
учащихся. Служба ГИБДД. Дисциплина участников ДД. Пропаганда знаний ПДД.
Оказание первой медицинской помощи. Дорога, её элементы и правила поведения
на дороге. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Общие
вопросы порядка движения. Остановка и стоянка транспортных средств.
Практика.
Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов. Работа по макету,
анализ дорожных ситуаций вблизи территории школы.
Тема 2: Светофор. Появление светофора на дорогах. Виды светофоров. Сигналы
светофоров. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок.
Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования
движения через железнодорожные переезды. Переход дороги по сигналам
светофора. При отсутствии светофора.
Тема 3: Знаки регулировщика. Первый жезл регулировщика. Создание отделов и
инспекций регулирования дорожного движения. Современный регулировщик. Знаки
регулировщика.
Практика: Работа с макетом дорожных ситуаций.
Тема 4: Дорожные знаки.
Первые дорожные знаки. Назначение и роль дорожных знаков в регулировании
дорожного движения. Современные дорожные знаки и их группы.
Предупреждающие
знаки.
Запрещающие
знаки.
Знаки
приоритета.
Предписывающие знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки
дополнительной информации. Случаи, когда значения временных дорожных знаков
противоречат указаниям стационарных знаков. Места установки дорожных знаков.
Практика: Изготовление макетов дорожных знаков.
Тема 5: Дорожная разметка.
Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения. Виды разметки.
Горизонтальная разметка и ее назначение. Вертикальная разметка и ее назначение.
7

Пользование разметкой, ориентирование в движении. Расположение транспортных
средств на проезжей части. Интервал и дистанция. Полоса торможения и разгона.
Тема 6: Перекресток.
Перекрестки и их виды. Определение регулируемых и нерегулируемых
перекрестков. Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на
перекрестках. Проезд перекрестков. Правила перехода перекрестка. Порядок
движения на перекрестке при регулировании движения регулировщиком и
светофором. Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик.
Проезд перекрестков со светофорным регулированием. Преимущество трамваев на
регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые
перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных
дорог.
Практика: Решение ситуационных задач. Работа с макетом дорожных ситуаций.
Дорожные знаки по пути в школу.
Тема 7: Дорожно-транспортные происшествия (причины и последствия).
Определение ДТП. Причины попадания детей в ДТП. Состояние дорожнотранспортного травматизма среди детей. Последствия ДТП. Разбор конкретных
ДТП.
Дорожные ловушки: закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»;
пешеход на проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая;
на пешеходном переходе; пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле дома;
пешеход, идущий вдоль проезжей части. Места перехода проезжей части. Правила
движения пешеходов вдоль дорог.
Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам. Наша дорога в школу.
Правила пользования транспортом. Правила перехода улицы после выхода из
транспортных средств.
Практика: Решение ситуационных задач по теме.
Тема 8: Культура поведения пешехода, пассажира, водителя.
Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД. Транспортная
культура. Федеральный закон о «Безопасности дорожного движения». Основы
страхования: договоры с родителями, попечителями, другими родственниками.
Профилактика ДТП. Традиционно-массовые мероприятия.
Решение задач, карточек по ПДД.
Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.
Разработка викторин по ПДД в уголок.
Выпуск тематических газет.
Проведение общешкольных мероприятий по ПДД.
Проведение занятия «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят».
Помощь агитбригады в создании схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом».
Подготовка и проведение игры «Зеленый огонек».
Подготовка и проведение «Недели безопасности» (по особому плану).
Подготовка и проведение игр по ПДД в классах.
Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо» в школе.
Выступление в классах по пропаганде ПДД.
Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД.
8

Подготовка и участие в городском конкурсе «Безопасное колесо».
Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов,
газет, сочинений…)
Раздел 4: Основы медицинских знаний (54 ч.)
Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП.
Аптечка автомобиля и ее содержимое.
Раны, их виды, оказание первой помощи.
Вывихи и оказание первой медицинской помощи.
Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.
Виды повязок и способы их наложения.
Обморок, оказание помощи.
Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.
Обморожение. Оказание первой помощи.
Сердечный приступ, первая помощь.
Практика.
Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.
Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении.
Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах,
обмороке, сердечном приступе.
Раздел 5: Правила езды на велосипеде. Фигурное вождение велосипеда. (46 ч.)
История создания велосипедов. Велосипед как транспортное средство. Виды
велосипедов. Обязанности водителей велосипедов, мопедов, мотоциклов, скутеров.
Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду.
Экипировка. Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных
сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные
требования к движению велосипедистов: Правила проезда велосипедистами
нерегулируемых перекрестков. Основные виды нарушений ПДД велосипедистами и
мотоциклистами. Ответственность за допущенные нарушения. Правила проезда
велосипедистами пешеходного перехода Движение групп велосипедистов.
Практика: Составление памятки: «Юному велосипедисту». Прохождение
отдельных препятствий на велосипеде. Фигурное вождение велосипеда.
Преодоление на велосипеде естественных препятствий
Препятствия (прохождение трассы):
- змейка;
- восьмерка;
- качели;
- перестановка предмета
- рельсы «Желоб»;
- ворота с подвижными стойками;
- скачок;
- коридор из коротких досок.
Раздел 6: Итоговые занятия (4ч.)
Тестирование. Олимпиада. Зачет. Выпуск газеты.
9

Учебно-тематический план
(2 год обучения, базовый уровень)
№ Название тем, разделов
1.
2.

3.
4.
5.
6.

7.
8.

Количество часов

Формы
всего теория практика аттестации/контроля
Аттестация: входная, текущая
Тестирование
4
4
Раздел 1. Безопасное поведение
Викторина
30
4
26
на улицах и дорогах в опасных
ситуациях (закрепление
пройденного материала)
Раздел 2. Дети и проблемы
Наблюдение
24
4
20
дорожной безопасности
Раздел 3. Организация
Опрос, творческое
30
4
26
дорожного движения
задание
Раздел 4. Основы медицинских
Тестирование,
30
4
26
знаний
практикум
Раздел 5. Правила езды на
Тестирование.
50
4
46
велосипеде. Фигурное
Соревнование
вождение на велосипеде.
Раздел 6. Участие в конкурсах,
Соревнования
44
44
мероприятиях.
Итоговое занятие - зачет
Тестирование,
4
4
олимпиада
Итого: 216
20
196
Содержание программы.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Входная аттестация
Раздел 1: Безопасное поведение на улицах и дорогах в опасных ситуациях
(закрепление пройденного материала)
Цели, задачи ЮИД. История движения ЮИД. Основные направления работы отряда
ЮИД. Структура и организация работы отряда ЮИД. Обязанности и права юного
инспектора движения. Атрибуты юного инспектора движения: значок,
удостоверение, одежда; отрядная символика. Краткий анализ ситуации дорожнотранспортного травматизма в г. Изобильном, позиция людей по отношению к
соблюдению ПДД, убеждение детей в необходимости знать законы улиц и дорог,
обеспечивая этим свою безопасность. Вводный инструктаж перед проведением
занятий.
Практика.
Оформление уголка по безопасности ПДД. Изготовление плана-карты безопасного
маршрута из дома в школу и обратно. Просмотр фото- и видеоматериалов.
Раздел 2: Дети и проблемы дорожной безопасности
10

Теория: Участие в дорожном движении – с первых дней жизни. Транспорт и
проезжая часть. Привычки, приобретенные в быту, нельзя переносить на дорогу.
Опасность, связанная с движением транспортных средств. Основные положения
Правил дорожного движения для пешеходов. Обязанности пассажиров
общественного транспорта.
Недисциплинированность детей и подростков на улице – сознательное нарушение
ПДД. Переоценка своих возможностей, легкая отвлекаемость – причины несчастных
случаев с детьми и подростками. Факторы, отвлекающие внимание школьников от
наблюдения за дорогой. Качества, которыми должен обладать юный пешеход:
ответственность за свое поведение на улице, дисциплинированность, умение
предвидеть возможную опасность, быстро и правильно оценивать обстановку.
Требования к пешеходу, переходящему проезжую часть.
Взаимоотношения детей с сотрудниками ГИБДД. Основа правильного поведения –
владение специальными навыками: психологическое переключение внимания на
зону повышенной опасности.
Практика: Экскурсии по городу. Посещения музея ГИБДД. Посвящение 1кл. в
«Юные пешеходы»; Выставка рисунков, поделок по ПДД «Народная мудрость на
службе ГИБДД»
Раздел 3. Безопасное поведение на улицах и дорогах в опасных ситуациях
(закрепление пройденного материала).
Изучение типичных опасных дорожных ситуаций. Выход на проезжую часть перед
близко идущим транспортом – опасность для пешехода-нарушителя. Аварийные
ситуации для пешеходов и транспортных средств. Создание аварийных ситуаций по
причине заноса транспортного средства, неожиданного падения пешехода, плохой
видимости. Невозможность мгновенной остановки автомобиля.
Практика: Занятия в автогородке. Разработка и проведение игр «Страна
Светофория»; «Гонка патрулей» игра по станциям.
Раздел 4: Основы медицинских знаний
Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП.
Аптечка автомобиля и ее содержимое.
Раны, их виды, оказание первой помощи.
Вывихи и оказание первой медицинской помощи.
Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.
Виды повязок и способы их наложения.
Обморок, оказание помощи.
Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.
Обморожение. Оказание первой помощи.
Сердечный приступ, первая помощь.
Практика.
Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.
Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении.
Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах,
обмороке, сердечном приступе.
11

Раздел 5: Правила езды на велосипеде. Фигурное вождение велосипеда.
Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду.
Экипировка. Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных
сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные
требования к движению велосипедистов: Правила проезда велосипедистами
нерегулируемых перекрестков. Основные виды нарушений ПДД велосипедистами и
мотоциклистами. Ответственность за допущенные нарушения. Правила проезда
велосипедистами пешеходного перехода Движение групп велосипедистов.
Практика: Прохождение отдельных препятствий на велосипеде. Фигурное
вождение велосипеда.
Преодоление на велосипеде естественных препятствий
Препятствия (прохождение трассы):
- змейка;
- восьмерка;
- качели;
- перестановка предмета
- рельсы «Желоб»;
- ворота с подвижными стойками;
- скачок;
- коридор из коротких досок.
Раздел 6: Традиционно-массовые мероприятия.
Решение задач, карточек по ПДД.
Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.
Разработка викторин по ПДД в уголок.
Выпуск тематических газет.
Проведение занятия «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят».
Подготовка и проведение игры «Зеленый огонек».
Подготовка и проведение «Недели безопасности».
Подготовка и проведение игр по ПДД.
Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД.
Подготовка и участие в районном смотре-конкурсе «Законы дрог уважай».
Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов,
газет, сочинений…)
Итоговые занятия. Тестирование. Зачет. Выпуск газеты.
Календарный учебный график Приложение 2.
Ожидаемый результат:
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:

самостоятельности в принятии правильных решений;

убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения
правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;

внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного
движения;

здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического совершенства.
Предметными результатами является формирование следующих умений:
12

 знать основные части улицы и дороги, общие правила ориентации, правила
перехода улиц и дорог.
 знать названия, назначения и возможные места установки изучаемых дорожных
знаков.
 определять наиболее опасные участки улиц и дорог, где не следует переходить
улицу.
 знать название, назначение дорожных знаков, изучаемых за два года обучения и
места их установки.
 знать значение сигналов светофора, регулировщиков.
 знать правила безопасного поведения на городских и загородных дорогах.
 самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог,
входить и выходить из общественного транспорта.
 знать группы знаков и их назначение, место установки, назначение дорожной
разметки и виды.
 знать где разрешено школьникам кататься на велосипедах.
 знать правила безопасного поведения школьников при движении группой и
колонной по улице.
 безопасно переходить улицу, дорогу самостоятельно и с группой учащихся.
Метапредметными
результатами является
формирование
следующих
универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
 определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно;
 учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в
ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
 учиться планировать практическую деятельность;
 с помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения
задания материалы и инструменты;
 учиться предлагать свои приёмы и способы решения важных жизненных
ситуаций;
Познавательные УУД:
 ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно
использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового
знания и умения;
 добывать новые знания: находить необходимую информацию;
 перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать
простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
 донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
 слушать и понимать речь других;
 договариваться сообща;
 умеют выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.
Учащиеся должны:
знать:
13

 правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за
нарушение ПДД;
 серии дорожных знаков и их представителей;
 способы оказания первой медицинской помощи;
 техническое устройство велосипеда.
уметь:
 работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
 работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
 читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
 оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
 пользоваться общественным транспортом;
 управлять велосипедом.
иметь навыки:
 дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира,
велосипедиста;
 взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
 участия в конкурсах, соревнованиях.
 активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Формы аттестации/контроля
Формы и содержание аттестации:
- входная аттестация проводится в форме собеседования педагога с обучающимися в
начале учебного года (сентябрь); (Задания Приложение 1)
- текущая аттестация проводится в середине учебного года (конец декабря);
(Задания Приложение 1)
- итоговая аттестация проводится по окончании полного курса программы (май)
проводится в форме тестирования и вождения велосипеда.
Критерии оценок
Баллы выставляются каждому обучающемуся по пятибалльной шкале по каждому
показанию. Все баллы суммируются, и вычисляется среднеарифметический балл,
которые заносятся в графу «Итог освоения программы в баллах», Таблицы оценки
результативности обучающихся смотреть в приложении 1.
Уровень освоения программы выставляется по следующей шкале: Если средний
арифметический балл обучающегося составил:
от 1 до 2,5 – уровень низкий
от 2,6 до 4 – уровень средний
от 4,1 до 5 – уровень высокий
1.Знание дорожных знаков.
Каждому обучающемуся предлагается выполнить 15 заданий на знания дорожных
знаков и ПДД. Каждый правильный ответ на вопрос начисляется 1 балл.
15 баллов – оценка 5
13-14 баллов – оценка 4
9-7 баллов – оценка
2. Первая помощь (медицина)
14

Обучающимся предлагаются билеты с теоретическими вопросами по оказанию
первой доврачебной помощи. В каждом билете содержится 5 вопросов с тремя
вариантами ответов к каждому, один из которых верный. За каждый правильный
ответ начисляются баллы.
5 баллов – оценка 5
4 балла – оценка 4
3 балла – оценка 3
2 балла – не зачет
3. Знание велосипеда (теория)
Обучающимся выдается рисунок велосипеда. Каждый обучающийся определяет
устройство велосипеда. За правильный ответ начисляются баллы
5 баллов – оценка 5 - нет ошибок
4 балла – оценка 4 – 2 ошибки
3 балла -оценка 3 – 3-4 ошибки
2 балла - оценка 2 - 5 и более ошибок
4. Фигурное вождение (практика)
(Задания Приложение 1)
Материально-техническое обеспечение:
 кабинет по безопасности дорожного движения ОУ;
 учебная площадка по безопасности дорожного движения ОУ
Занятия проводятся в кабинете и на площадке
Техническое оснащение:
 столы;
 стулья;
 компьютер с экраном и проектором;
 плакаты по ПДД;
 препятствия из автогородка.
 Правила дорожного движения.
 билеты по ПДД, медицине.
 разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных
представлений
 видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД
Информационное обеспечение:
 обзор аналитической информации;
 оформление информационных стендов;
 банк данных (разработки занятий, беседы для обучающихся, лекции и беседы
для родителей, разработки мероприятий)
 контрольные срезы, тесты
 методические пособия для изучения ПДД по программе.
В тематический план включен следующий материал:
1. Правила дорожного движения:
•
общие положения;
•
обязанности пешеходов;
15

•
сигналы светофора;
•
правила для водителей;
•
дорожные знаки;
•
практические занятия.
2. Основы доврачебной медицинской помощи:
• общие принципы оказания доврачебной помощи;
• техника наложения повязок;
•
первая помощь при общих ранениях;
•
первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей;
•
первая помощь при несчастных случаях;
•
первая помощь при ожогах и отморожениях;
•
транспортировка при различных видах травм.
3. Фигурное вождение велотранспортных средств.
Формы подведения итогов реализации программы:

соревнования

конкурсы

агитбригады
Основные методы, используемые для реализации программы:
В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.
В воспитании – (по Г.И. Щукиной) – методы формирования сознания личности,
методы организации деятельности и формирования опыта общественного
поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
Работа по программе «Безопасное колесо» основывается на различных видах
деятельности:
- Создание уголка безопасности дорожного движения;
- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
- Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;
- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских
знаний и применения знаний на практике;
- Проведение практических занятий по вождению велосипеда;
- Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной
безопасности;
- Проведение игр, конкурсов, соревнований.
На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение
пройденного материала. Программа рассчитана на занятия в оборудованном
кабинете, где имеются тематические стенды по изучению ПДД и профилактике
ДДТТ.
В практической работе по реализации программы можно использовать
следующие формы деятельности:
1. Викторина «Олимпиада автоэрудитов (по истории ПДД).
2. Создание ситуации выбора (разбор дорожно-транспортных происшествий).
3. Уроки творчества (составление викторин, сочинение писем водителю, стихов по
ПДД, рисование рисунков, плакатов, выступление с агитбригадами)
4. Соревнования, состязания (по вождению велосипеда, по оказанию первой
медицинской помощи пострадавшему в ДТП).
16

5. Час вопросов и ответов (встречи с инспектором ГИБДД, медсестрой, работа в
группах).
6. Викторины, конкурсы, кроссворды.
7. Игра «Да – нет» (при проверке знаний по правилам ДД).
8. Проведение «минуток» по профилактике несчастных случаев на дороге в группе,
в своих классах.
9. Составление схемы «Безопасный маршрут Дом – школа – дом» в начальных
классах.
10. Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов, викторин по
ПДД.
Методы и средства обучения
Словесные – рассказ, объяснение, беседа, лекции, консультации.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске,
стендов, видеофильмов.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с
помощью которых проверяется знание Правил дорожного движения, решение задач,
кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу с целью изучения программного
материала. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и
посторенние пройденного материала.
Метод игры - игры, конкурсы, игры-путешествия, ролевые игры, настольные, игрыконструкторы.

17

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бармин А.В. изучаем правила дорожного движения 1-4 класс(Текст):
тематические занятия, классные часы, викторины/ А.В. Бармин – волгоград:
Учитель, 2018 – 266 с.
2. Бубнов В.Г. атлас добровольного спасателя (Текст0: первая медицинская
помощь на месте происшествия: учебное пособие/ В.Г. Бубнов, Н.А. Бубнова;
под редакцией Г.А. Короткина – 4-е издание стериотип. – М.: АСТ: Астрель,
2018 – 79 с.: ил.
3. В.А. Великородная, О.Е. Жиренко, Т.М, Кумицкая Классные часы по
гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М: «ВАКО», 2006
4. Виноградова Н.Ф. Программа и поурочно-тематическое планирование по
курсу «Безопасность на дорогах» для детей мл. шк. возраста: кн. для учителя.
– М.: ЭНАС-КЛАСС: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007
5. Горько В.В. Страхование автогражданской ответственности (Текст):
комментарии, пояснения, ответы на вопросы. В.В. Горько. – М: Издательский
дом Третий Рим, 2016 – 32 с.
6. Знаки дорожного движения: демонстрационные карточки и пояснения правил
дорожного движения для обучения дома и в школе. – М.: ООО «Эльф маркет»
7. В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на
улицу. - М: «ВАКО», 2014, - 192 с.
8. Крутецкая В.А. правила зоровья и оказания первой медицинской помощи
(Текст): серия «Начальная школа»/ В.А. Крутецкая. – СПб.: Издательский Дом
«Литера», 2017 – 64 с.: ил.
9. Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. –
М: «ВАКО», 2006. – 208 с.
10.Методические рекомендации по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма в общеобразовательных школах. М -1998.
11. Н.А. Максименко Дарите детям любовь. Материалы в помощь классному
руководителю. Лекции для родителей. – Волгоград: Учитель, 2006.
12.Методические рекомендации по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма в общеобразовательных школах. – Москва -1988.
13.Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и
воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для
общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/
Под общ. ред. В.А. Федорова. – М.: Издательский Дом Третий Рим
14.Правила дорожного движения РФВ редакции от 2021 года https://pddrussia.com/ .
15.«Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного
травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2009.
16.Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: система работы
в образовательном учреждении /авт. – сост. Т.А. Кузьмина, В.В. Шумилова.Волгоград: учитель, 2007.-111с.
18

17.Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по
изучению Правил дорожного движения /авт.-сост. В.Е. Амелина. – М.: Глобус,
2006. - 264 с.- (классное руководство).
18.Фролов М. П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах: Учебное
пособие для 1-2 классов. – М.: ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.-80 с.(Безопасность на улицах и дорогах)
19.Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001
года,
№
196-ФЗ.
https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=392044#l0
20.Элькин Г. Н. Правила безопасного поведения на дороге. – С-Петербург ИД
«Литера», 2008. – 63с.
21.Якупов А. М. Безопасность на улицах и дорогах 1 класс: Иллюстрированный
материал к методическому пособию для учителя. – М.: ООО “Издательство
АСТ-ЛТД”, 1997.-16с.- (Безопасность на улицах и дорогах).
Список литературы для учащихся:
1. Бабина Р. П. Азбука дорожной безопасности Учебное пособие для учащихся 1
класса - г. Назрань: издательство АСТ-ЛТД, 1997.-24с.- (Учебное пособие для
учащихся).
2. Бабина Р.П. Советы дяди Степы 1 класса - г. Назрань: издательство АСТ-ЛТД,
1997.-24с.- (Учебное пособие для учащихся).
3. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие Учебное пособие для
учащихся начальной школы (1-4 класс) - г. Назрань.: издательство АСТ-ЛТД,
1997.-32 с.- (Учебное пособие для учащихся)
4. Безопасность в дорожно-транспортных ситуациях: пособие для учащихся / А.Л.
Рыбин, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. - М.:
Просвещение, 2008.-142с.
5. С. Ю. Волоков. Для самых маленьких. Про правила дорожного движения. М.:
«Омега», 1998
6. М. В. Дружинина. Моя улица. Стихи, головоломки, загадки, путаницы. М.:
«Дрофа-Плюс», 2004
7. Журнал «Внешкольник». - №4, 2002, №11, 2004
8. Знаки дорожного движения: демонстрационные карточки и пояснения правил
дорожного движения для обучения дома и в школе. – М.: ООО «Эльф маркет»
9. Малов В.И. Я познаю мир. Автомобили/Детская энциклопедия. М.:ООО
«Издательство АСТ», 2002г.
10.А. Мальгинова, И. Попов, А. Пролхоров, С. Шайхинуров, И. Шевчук. Смешуроки
на дороге. Школа Смешариков. М. «Эксмо», 2009
11.CD диск «Игра по Правилам дорожного движения» – изд-во ЗАО «Новый диск».
12.Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом»: Учебно-методическое
пособие по Правилам дорожного движения для учащихся – СПб.: Изд. Дом
«МиМ», 1997.
13.Юсин А.А. Я купил велосипед.- М.: Молодая гвардия, 1984

19

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Протокол результатов аттестации учащихся
20___/20___ учебный год
Вид аттестации________________________________________________________________
(входная, текущая, итоговая)
Учебное объединение__________________________________________________________________
Срок реализации программы___________________________________________________________
Номер группы_________год обучения_______количество учащихся в группе____________
Ф.И.О.педагога________________________________________________________________
Дата проведения аттестации_____________________________________________________
Форма проведения_____________________________________________________________
Форма оценка результатов: уровень (высокий, средний, низкий)
Результат аттестации
№ п/п

Фамилия, имя уч-ся

Год
обучения

Результат аттестации

Всего аттестовано _____ учащихся.
Из них по результатам аттестации:
высокий уровень _____ чел.,
средний уровень ______ чел.,
низкий уровень ______ чел.
Подпись педагога_____________________________

Таблица оценки результативности обучающихся
№ Фамилия, имя
обучающегося

ПДД

Критерии оценки результатов
Оказание
Устройство
первой помощи
велосипеда

20

Фигурное
вождение

Итоговая
оценка

Контрольные вопросы и задания.
Тема: «Светофор»
1.Что означает красный сигнал светофора?
2.Что означает желтый сигнал светофора?
3.Что означает зеленый сигнал светофора?
4. Какой сигнал пешеходного светофора запрещает переходить улицу?
5.При каком сигнале пешеходного светофора можно переходить улицу?
Упражнения (на площадке). На перекрестках устанавливают светофоры,
управляемые учащимися. Обучающиеся по группам играют роль транспорта и
пешеходов. Для упрощения движения транспорту запрещается делать левый и
правый повороты. При переходе улиц учащимися особое внимание уделяется
пониманию ими сигналов пешеходного светофора.
Тема: «Мы пассажиры».
Контрольные вопросы.
1. Где нужно ожидать трамвай, троллейбус, автобус?
2. Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?
3. Через какую дверь нужно входить в автобус, троллейбус, трамвай?
4. Как нужно вести себя в общественном транспорте?
5. Как надо обходить стоящие трамвай, автобус, троллейбус?
Упражнения (на площадке). Несколько учащихся двигаются по «улицам» с
плоскими макетами трамвая, троллейбуса, автобуса. По пути следования они
останавливаются. Группы учащихся, соблюдая правила движения, обходят
остановившийся «городской транспорт». Далее учащиеся меняются местами,
упражнения продолжаются.
Тема: «Знаки на дорогах».
Контрольные вопросы.
1. Зачем нужны дорожные знаки!
2Расскажите, какие вы знаете дорожные знаки и что они обозначают.
3. Где устанавливается знак «Железнодорожный переезд без шлагбаума»?
4. В каких местах устанавливается знак «Дети»?
5. Какие дорожные знаки вам встречаются по дороге в школу?'
Упражнения (на площадке). Одну из улиц площадки, установив на ней
соответствующие знаки и указатели, превращают в улицу с односторонним
движением и проводят на ней практические занятия по переходу улиц с
односторонним движением. Роль транспорта и пешеходов выполняют учащиеся.
При выполнении упражнений «пешеходы» должны идти спокойным шагом,
«транспорт» должен двигаться быстрее.
Далее проводятся упражнения на закрепление знаний учащихся, по дорожным
знакам, для чего на площадке устанавливают необходимые дорожные знаки.
Тема: «Сигналы регулировщика».
21

1. Покажите, как подает регулировщик сигнал, соответствующий зеленому сигналу
светофора.
2. Покажите, как регулировщик подает сигнал, соответствующий желтому сигналу
светофора.
З. Покажите, как регулировщик подает сигнал, соответствующий красному сигналу
светофора.
Упражнения (в учебном кабинете и на площадке). В кабинете на столе-макете с
использованием моделей транспортных средств и фигур регулировщика и
пешеходов учащиеся упражняются в движении транспорта и пешеходов по сигналу
регулировщика.
На площадке: на перекрестках движение регулируют юные инспекторы движения,
а учащиеся, разделенные на группы, играют роль транспорта и пешеходов. После
нескольких упражнений учащиеся меняются ролями.
Оценивание вождения велосипеда в Автогородке
Обучающийся должен проехать все контрольные пункты по специальному
маршруту «Автогородка» на велосипеде за 10 минут, соблюдая требования
дорожных
знаков,
разметки,
жестов
регулировщика.
Необходимо
продемонстрировать при этом умение ориентироваться в ситуациях, приближённых
к реальным дорожным условиям. Маршрутный лист с указанием порядка
прохождения и количеством КП (контрольный пункт) обучающийся получает на
старте.
Штрафные баллы начисляются за следующие нарушения:
– пропуск контрольного пункта – 5 баллов;
– движение по полосе встречного движения – 10 баллов;
– несоблюдение требований жестов регулировщика и сигналов светофора – 5
баллов;
– не предоставление преимущества проезда пешеходу – 5 баллов;
– несоблюдение требований дорожных знаков или разметки – 3 балла;
– совершение манёвра без подачи сигнала рукой о повороте или остановке – 2 балла;
– неправильное расположение велосипеда на проезжей части – 3 балла;
– за нарушение временного регламента – 5 баллов;
– иные нарушения правил дорожного движения, предусмотренные условиями
автогорода – 1 балл
Оценивание фигурного вождения велосипеда в Автогородке
Обучающемуся необходимо продемонстрировать умение в управлении велосипедом
при езде через препятствия. За каждый неверно выполненный элемент фигурного
вождения начисляются штрафные балы.
Препятствие «Круг»:
– не взята цепочка – 3;
– бросание цепочки – 3;
– касание цепочкой поверхности площадки (каждое касание) – 1;
22

– касание цепочкой центральной стойки (каждое касание) – 1;
– смещение опоры – 1;
– касание велосипеда рукой, держащей цепочку – 2;
– опрокидывание стойки – 2.
Препятствие «Восьмёрка»:
– падение 1 фишки (кегли) – 1;
– выезд за пределы препятствия (за каждую не пройденную фишку/кеглю) – 1;
– выезд за пределы препятствия (пропуск 10 и более фишек/кеглей) – 20;
– падение 10 и более фишек/кеглей – 20
«Прицельное торможение»:
– нога или ноги участника находятся за пределами ограждения – 1;
– велосипед находится за пределами ограждения – 2;
– падение планки – 3
«Кривая дорожка»:
– падение фишки (за каждую) – 1
– сдвиг фишки (за каждую) – 1;
– выезд за пределы габаритов препятствия (за каждый выезд) – 2.
«Змейка»:
– сдвиг фишки – 1;
– не проехал между фишками передним колесом – 3;
– не проехал между фишками задним колесом – 2;
– выезд за пределы ограничительных линий (за каждый выезд) – 2.
«Наклонная доска»:
– съезд с доски одним колесом – 2;
– съезд с доски двумя колёсами – 3;
– неудачное преодоление препятствия (страхующий помощник судьи поддержал
участника) – 4.

23

Приложение 2
Календарный учебный график
№
п/п
1.

Месяц

Число

Время
проведения
занятия

Форма занятия

Кол-во
часов

Тема занятия

групповая

2

Вводное занятие, инструктаж по ТБ. Входная
аттестация.
Раздел 1: Введение: юные инспектора дорожного
движения
Введение. История создания детского объединения
юных инспекторов движения.

10
групповая

2

групповая

2

Структура и организация работы отряда ЮИД.

групповая

2

Групповая,
индивидуальная
Групповая,
индивидуальная

2

Обязанности и права юного инспектора движения.
Атрибуты юного инспектора движения.
Оформление уголка по безопасности дорожного
движения и стенда отряда «Перекресток».
Оформление уголка по безопасности дорожного
движения и стенда отряда «Перекресток».
Раздел 2: Дети и проблемы дорожной
безопасности
Современный транспорт – зона повышенной
опасности.

2
10

групповая

2

групповая

2

Юные пешеходы.

групповая

2

Дети – пассажиры.

групповая

2

Правила поведения в общественном и
индивидуальном транспорте.

групповая

2

Место
проведения
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
экскурсия

Экскурсия по городу.
88
10
групповая

2

Раздел 3: Организация дорожного движения
Тема 1. Законы дорожного движения (история и
современность)
История и развитие Правил дорожного движения в
России. Первые автомобили.

Учебный
кабинет

Форма
контроля
тестирование

беседа
Фронтальный
опрос
опрос
Творческие
задания
Творческие
задания
Опрос
Беседа
Дидактическая
игра
Опрос,
викторина
Анализ по
итогам
экскурсии

беседа

групповая

2

групповая

2

Автомобильный транспорт. Общественный
транспорт.
Участники движения: пешеходы, водители,
пассажиры. Опасные места в районе проживания
учащихся.

групповая

2

Дорога, её элементы и правила поведения на дороге.

групповая

2

групповая

2

групповая

2

групповая

8
2

Общие вопросы порядка движения.
Остановка и стоянка транспортных средств.
История и развитие Правил дорожного движения в
России. Первые автомобили.
Автомобильный транспорт. Общественный
транспорт.
Тема 2: Светофор

групповая

2

Виды светофоров.

групповая

2

Сигналы светофоров.

Групповая,
индивидуальная

2

Групповая

12
2

Групповая

2

Групповая,
индивидуальная
Групповая,
индивидуальная
Групповая,
индивидуальная
Групповая,
индивидуальная

2

Порядок перехода и проезда улиц и дорог по
сигналам транспортного и пешеходного светофоров.
Тема 3: Знаки регулировщика
Первый жезл регулировщика. Создание отделов и Учебный
инспекций регулирования ДД.
кабинет
Учебный
Современный регулировщик. Знаки регулировщика.
кабинет
Специальная
Тренировка в подаче сигналов регулировщика.
площадка
Учебный
Обновление материалов на стендах по ПДД.
кабинет
Учебный
Решение ситуационных задач.
кабинет
Учебный
Компьютерное тестирование
кабинет

2
2
2

Появление светофора на дорогах.

25

Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

Устный опрос
Устный опрос

Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

Устный опрос

Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Специальная
площадка

Устный опрос

Устный опрос
Устный опрос
Дидактическая
игра

Устный опрос
Устный опрос
Выполнение
заданий
Устный опрос
Устный опрос
Выполнение
заданий
Творческое
задание
Выполнение
заданий
Анализ
результатов
тестирования

14

Тема 4: Дорожные знаки

групповая

2

Назначение и роль дорожных знаков в
регулировании дорожного движения. История
дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы.

групповая

2

Предупреждающие знаки.

групповая

2

групповая

2

групповая

2

групповая

2

Групповая,
индивидуальная

2

Изготовление макетов дорожных знаков.

групповая

8
2

Тема 5: Дорожная разметка
Дорожная разметка как способ регулирования
дорожного движения. Виды разметки.

групповая

2

Горизонтальная разметка и ее назначение.

групповая

2

Вертикальная разметка и ее назначение.

Групповая,
индивидуальная

2

Расположение транспортных средств на проезжей
части.

16

Тема 6. Перекресток

групповая

2

Перекрестки и их виды.

групповая

2

Проезд перекрестков.

групповая

2

Правила перехода перекрестка.

Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

Учебный
кабинет
Учебный
Знаки приоритета. Запрещающие знаки.
кабинет
Учебный
Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний.
кабинет
Учебный
Информационные знаки. Знаки сервиса. Таблички.
кабинет
Учебный
Места установки дорожных знаков.
кабинет

26

Учебный
кабинет

Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Выполнение
контрольных
заданий
Творческое
задание

Учебный
Устный опрос
кабинет
Учебный
Устный опрос
кабинет
Учебный
Устный опрос
кабинет
Специальная
Выполнение
площадка
контрольных
заданий
Учебный
кабинет
Устный
Устный опрос
опрос
Устный
Устный опрос
опрос
Устный
Устный опрос
опрос

групповая

2

Порядок движения на перекрестке при
регулировании движения регулировщиком и
светофором.

Групповая,
индивидуальная

2

Групповая,
индивидуальная
Групповая,
индивидуальная

4

Профилактика ДТП: Подготовка выступления
агитбригады.

2

Выступление агитбригады в начальной школе

14

Тем 7: Дорожно-транспортные происшествия
(причины и последствия)
Определение ДТП. Причины попадания детей в
ДТП.

Перекресток: решение ситуационных задач.

Групповая,
индивидуальная
Групповая,
индивидуальная

2

Групповая,
индивидуальная

2

Групповая,
индивидуальная

2

Групповая,
индивидуальная

2

групповая

2

групповая

2

групповая

2

2
Последствия ДТП. Разбор конкретных ДТП.
Дорожные ловушки. Решение задач по теме.
Места перехода проезжей части. Правила движения
пешеходов вдоль дорог.
Текущая аттестация
Движение учащихся по тротуарам и пешеходным
переходам. Наша дорога в школу.
Правила пользования транспортом.
Правила перехода улицы после выхода из
транспортных средств.
Решение задач по билетам ГИБДД
6

групповая

2

Тема 8: Культура поведения пешехода,
пассажира, водителя
Транспортная культура. Федеральный закон «О
27

Устный
опрос
Специальная
площадка
Актовый зал
Актовый зал

Устный опрос
Выполнение
контрольных
заданий
Творческие
задания
Анализ
выступления

Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

Устный опрос

Учебный
кабинет

Выполнение
контрольных
заданий

Учебный

Беседа

Выполнение
контрольных
заданий
Учебный
Выполнение
кабинет
контрольных
заданий
Специальная Выполнение
площадка
контрольных
заданий
Учебный
Выполнение
кабинет
контрольных
заданий
Учебный
Опрос
кабинет
Учебный
Дидактическая
кабинет
игра

групповая

2

безопасности дорожного движения
Меры ответственности пешеходов и водителей за
нарушение ПДД.

групповая

2

Основы страхования.

54
2

Раздел 4: Основы медицинских знаний

Групповая,
индивидуальная
Групповая,
индивидуальная

Аптечка автомобиля и ее содержимое.

6
Виды кровотечений. Способы наложения повязок.

Групповая,
индивидуальная

8

Групповая,
индивидуальная

8

Групповая,
индивидуальная

8

Групповая,
индивидуальная

8

Групповая,
индивидуальная

8

Групповая,
индивидуальная

6

Переломы, их виды. Оказание первой помощи
пострадавшему.
П/З: Наложение жгута, различных видов повязок,
шины.

Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.
Обморок, оказание помощи.
Правила оказания первой помощи при солнечном и
тепловом ударах.
Обморожение. Оказание первой помощи.
Сердечный приступ, первая помощь.

Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.
46

Раздел 5: Правила езды на велосипеде, мопеде,
28

кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

Беседа
Беседа
Опрос
Тестирование,
анализ
практической
работы
Тестирование,
анализ
практической
работы
Тестирование,
анализ
практической
работы
Тестирование,
анализ
практической
работы
Тестирование,
анализ
практической
работы
Тестирование,
анализ
практической
работы
Тестирование,
анализ
практической
работы

мотоцикле. Фигурное вождение велосипеда
групповая

2

История создания велосипедов. Виды велосипедов.

групповая

2

групповая

4

групповая

4

Обязанности водителей велосипедов, мопедов,
мотоциклов, скутеров.
Основные виды нарушений ПДД велосипедистами и
мотоциклистами. Ответственность за допущенные
нарушения.
Езда на велосипеде, технические требования,
предъявляемые к велосипеду. Экипировка.

Групповая,
индивидуальная

4

Групповая,
индивидуальная

4

Групповая,
индивидуальная

2

Групповая,
индивидуальная

10

Тренировочные занятия:
Преодоление на велосипеде искусственных
препятствий.

Групповая,
индивидуальная
Групповая,
индивидуальная

6

Движение групп велосипедистов.

6

Движение групп учащихся на проезжей части на
велосипедах.
Раздел 6: Итоговые занятия

Групповая,
индивидуальная
Групповая,
индивидуальная

Подача предупредительных сигналов
велосипедистом световыми приборами и рукой.
Правила проезда велосипедистами пешеходного
перехода и нерегулируемых перекрестков.
Составление памятки: «Юному велосипедисту».

4
2

Зачет по ПДД. Тестирование.
2
216

Подведение итогов работы отряда ЮИД.
ИТОГО:

29

Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

Опрос
Опрос
Дидактическая
игра

Учебный
Тестирование
кабинет
Специальная Тестирование,
площадка
анализ
практической
работы
Специальная Тестирование,
площадка
анализ
практической
работы
Специальная
Анализ
площадка
творческого
задания
Специальная Соревнование
площадка
Специальная
площадка
Специальная
площадка
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

Соревнование
Соревнование
Выполнение
контрольных
заданий
Самоанализ

Календарно-тематическое планирование
(стартовый уровень)

№
п/п

Раздел и тема

Вводное занятие, инструктаж по
ТБ. Входная аттестация.
Раздел 1: Введение: юные инспектора
дорожного движения
Введение. История создания детского
объединения юных инспекторов
2.
движения.
Структура и организация работы
отряда ЮИД.
Обязанности и права юного
3.
инспектора движения. Атрибуты
юного инспектора движения.
Оформление уголка по безопасности
4.
дорожного движения и стенда отряда
«Перекресток».
Оформление уголка по безопасности
5.
дорожного движения и стенда отряда
«Перекресток».
Раздел 2: Дети и проблемы дорожной
безопасности
Современный транспорт – зона
6.
повышенной опасности.
7.
Юные пешеходы.
8.
Дети – пассажиры.
Правила поведения в общественном и
9.
индивидуальном транспорте.
10.
Экскурсия по городу.
Раздел 3: Организация дорожного
движения
Тема 1. Законы дорожного
движения (история и
современность)
История и развитие Правил
1. дорожного движения в России.
Первые автомобили.
Автомобильный транспорт.
2.
Общественный транспорт.
Участники движения: пешеходы,
3. водители, пассажиры. Опасные места
в районе проживания учащихся.
Дорога, её элементы и правила
4.
поведения на дороге.
Общие вопросы порядка движения.
5. Остановка и стоянка транспортных
средств.
Тема 2: Светофор
1.

всего
часов

В том
числе

Дата по плану

теория

практика

2

2

10

6

4

4

2

2

2
10

8

2

2
2
2
2
2
88

40

48

10

6

2

2
2
2

2

2
2
8

6

2

Дата
фактическая

6. Появление светофора на дорогах.
7. Виды светофоров.
8. Сигналы светофоров.
Порядок перехода и проезда улиц и
9. дорог по сигналам транспортного и
пешеходного светофоров.
Тема 3: Знаки регулировщика
Первый жезл регулировщика.
10.Создание отделов и инспекций
регулирования ДД.
Современный регулировщик. Знаки
11.
регулировщика.
Тренировка в подаче сигналов
12.
регулировщика.
Обновление материалов на стендах
13.
по ПДД.
14.Решение ситуационных задач.
15.Компьютерное тестирование
Тема 4: Дорожные знаки
Назначение и роль дорожных знаков
в регулировании дорожного
16.
движения. История дорожных знаков.
Дорожные знаки и их группы.
17.Предупреждающие знаки.
Знаки приоритета. Запрещающие
18.
знаки.
Предписывающие знаки. Знаки
19.
особых предписаний.
Информационные знаки. Знаки
20.
сервиса. Таблички.
21.Места установки дорожных знаков.
Изготовление макетов дорожных
22.
знаков.
Тема 5: Дорожная разметка
Дорожная разметка как способ
23.регулирования дорожного движения.
Виды разметки.
Горизонтальная разметка и ее
24.
назначение.
Вертикальная разметка и ее
25.
назначение.
Расположение транспортных средств
26.
на проезжей части.
Тема 6: Перекресток
27.Перекрестки и их виды.
28.Проезд перекрестков.
29.Правила перехода перекрестка.
Порядок движения на перекрестке
30.при регулировании движения
регулировщиком и светофором.
Перекресток: решение ситуационных
31.
задач.
32. Профилактика ДТП: Подготовка
33.выступления агитбригады.
34.Выступление агитбригады в

2
2
2
2
12

4

8

2
2
2
2

14

10

2
2
4

2
2
2
2
2
2
2
8

6

2

2
2
2
2
16

8
2
2
2

8

2
2
2
2
2
31

начальной школе.
Тем 7: Дорожно-транспортные
происшествия (причины и
последствия)
Определение ДТП. Причины
35.
попадания детей в ДТП.
Последствия ДТП. Разбор
36.
конкретных ДТП.
Дорожные ловушки. Решение задач
37.
по теме.
Места перехода проезжей части.
38.Правила движения пешеходов вдоль
дорог.
39.Текущая аттестация
Движение учащихся по тротуарам и
40.пешеходным переходам. Наша дорога
в школу.
Правила пользования транспортом.
41.Правила перехода улицы после
выхода из транспортных средств.
42.Решение задач по билетам ГИБДД
Тема 8: Культура поведения
пешехода, пассажира, водителя
Транспортная культура. Федеральный
43.закон «О безопасности дорожного
движения
Меры ответственности пешеходов и
44.
водителей за нарушение ПДД.
45.Основы страхования.
Раздел 4: Основы медицинских знаний
Аптечка автомобиля и ее
46.
содержимое.
Виды кровотечений. Способы
47.
наложения повязок.
Переломы, их виды. Оказание первой
48.
помощи пострадавшему.
П/З: Наложение жгута, различных
49.
видов повязок, шины.
Ожоги, степени ожогов. Оказание
50.
первой помощи.
Обморок, оказание помощи.
51.Правила оказания первой помощи
при солнечном и тепловом ударах.
Обморожение. Оказание первой
52.помощи.
Сердечный приступ, первая помощь.
Транспортировка пострадавшего,
53.
иммобилизация.
Раздел 5: Правила езды на велосипеде,
мопеде, мотоцикле.
Фигурное вождение велосипеда
История создания велосипедов. Виды
54.
велосипедов.
Обязанности водителей велосипедов,
55.
мопедов, мотоциклов, скутеров.

14

6

8

2
2
2
2
2

2
2

2
2
6

6

-

2
2
2
16

54

38

2

46

2

4

2

6

2

6

2

6

2

6

2

6

2

4

16

30

2
2
32

Основные виды нарушений ПДД
велосипедистами и мотоциклистами.
56.
Ответственность за допущенные
нарушения.
Езда на велосипеде, технические
57.требования, предъявляемые к
велосипеду. Экипировка.
Подача предупредительных сигналов
58.велосипедистом
световыми приборами и рукой.
Правила проезда велосипедистами
59.пешеходного перехода
и нерегулируемых перекрестков.
Составление памятки: «Юному
60.
велосипедисту».
61.Тренировочные занятия:
62.Преодоление на велосипеде
63.искусственных препятствий.
64.Движение групп велосипедистов.
Движение групп учащихся на
65.
проезжей части на велосипедах.
Раздел 6: Итоговые занятия

2

2

2

2

2

2

2

2
2
2
10

2

4

2

4

4

4

66.Зачет по ПДД. Тестирование.
Подведение итогов работы отряда
67.
ЮИД.
ИТОГО:

2
2
216

88

33

128


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».