ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время внимание педагогов все больше привлекает проблема развития детей. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и созидать. Каждый ребёнок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства детей. Удивление, восторг и влюбленность в прекрасное, открытие красоты в окружающем мире первое и самое необходимое условие для творчества. Перед педагогом стоит сложная задача: - сохранить и развить индивидуальное, особенное, неповторимое в конкретном ребенке. Лично ориентировочный подход позволяет гармонично сочетать усилия семьи и педагога, что даёт возможность дифференцировать учащихся по уровню усвоения умений и навыков, позволяет оценить уровень способностей на каждом этапе обучения, наметить дальнейшие пути их развития. Открытие в себе неповторимой индивидуальности помогает ребенку реализовывать себя в учебе, творчестве, в общении со сверстниками и взрослыми. Помочь в этих устремлениях, призвана программа «Жар-птица» по изобразительному искусству. Направленность программы. По содержанию программа «Жар-птица» имеет художественную направленность и строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов работы, при которых в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у учащихся развиваются творческие начала. Актуальность данной программы заключается в возможности реализации творческих особенностей детей через знакомство с многообразием форм изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что рисование полезно детям. Изучая приемы и элементы изобразительного искусства, учащиеся знакомятся с основами декоративно-прикладного искусства, а также традиционной народной культурой. Учащиеся совершенствуют свои графические навыки, развивают вкус, воображение, мелкую моторику рук. Основная цель программы – формирование способностей, заложенных в ребенке средствами изобразительного искусства. Для достижения поставленной цели решаются задачи: Образовательные: - обучить теоретическим и практическим основам изобразительной грамотности, сформировать умения и навыки рисования с натуры, по представлению. - изучить свойства различных живописных, графических и других материалов. Развивающие: - развивать наблюдательность, точность и внимательность в изображении; - развивать углубленный интерес к окружающему миру и умение познавать его в процессе рисования; - способствовать развитию образного восприятия и мышления. Воспитательные: - воспитывать любовь и интерес к искусству; - воздействовать средствами изобразительного искусства на сознание, чувства, мировоззрение учащихся в целях формирования эстетических идеалов. Отличительные особенности данной программы Программа предусматривает три уровня освоения: начальный, базовый и углубленный. Дети не только учатся приемам и элементам изобразительного искусства, но и знакомятся с традиционными особенностями русской художественной культуры, декоративноприкладного творчества, изучают скульптуру, живопись, раскрывая их красоту, многообразие и самобытность. В процессе работы у ребёнка всегда есть выбор вариантов заданий в меру своих возможностей, способностей и желаний, что способствует творческому подходу к процессу создания работ. Данная программа включает в себя следующие разделы: живопись, рисунок, композицию, декоративно-прикладное искусство, а также национально-региональный компонент. Каждый из обозначенных разделов имеет определенное количество учебного времени и объем тем с дифференцированным подходом к каждому ребенку. Рисунок. Этот раздел программы предусматривает освоение навыков передачи формы, пропорций и конструктивного строения изображаемых предметов, закономерностей светотени, пространственных соотношений. Живопись. Пользуясь живописными средствами, ребенок учится «лепить» форму цветом, овладевает техническими приемами акварельной живописи, гуашевой, осваивает основы цветоведения, учится световоздушнуго среду и материальность предметов. Композиция. Обучение композиции в предполагаемой программе следует понимать как передачу определённых "правил" создания картины (выделение центра, равновесия и т.п.) и как развитие умения чувствовать зависимость изображаемого от его соотношений с листом: способы вычленения фрагмента натуры, размещения. Декоративно-прикладное искусство. Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций из батика и витража, знакомства с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. В программу включен регионально-национальный компонент, что соответствует идее национального возрождения. Условия реализации программы Программа «Жар-птица» является модифицированной и рассчитана на учащихся 7-16 лет. В данной программе большее внимание уделяется творческим разработкам и индивидуальной работе, участию в районных и краевых выставках-конкурсах. Посещение занятий проходит на добровольной основе, три раза в неделю по 2 часа. Годовая нагрузка 216 часа. Программа предусматривает доступность заданий для всех желающих, с учетом индивидуальных способностей и возможностей учащихся. Программа вариативна и допускает некоторые изменения в содержании занятий, форме их проведения, количестве часов отведенных на изучения отдельных тем. Занятия проводятся в учебном кабинете-мастерской, а также на пленэре. На занятиях чаще всего используется комбинированная форма, которая включает в себя теоретическую часть (беседа, объяснение, показ образцов изделий, учебная игра) и практическую часть – освоение приёмов работы, изготовление образцов и изделий на их основе. Программа включает в себя мастер-классы, конкурсы, экскурсии. Освоение программы сопровождается созданием выставок детских работ как тематических, так и итоговых. Образовательный процесс осуществляется при помощи различных методов обучения: •объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); •репродуктивный (воспроизводящий); Уровни освоения программы: начальный, базовый, углубленный. Ожидаемый результат начального освоения. По окончанию обучения по программе учащиеся должны: 1. получить начальные навыки в работе карандашом, кистью и красками; 2. приобрести интерес к рисованию с натуры; 3. Иметь представление о рисовании и живописи; 4. Знать три основных цвета (синий, красный, желтый) и способы получения на их основе зеленого, оранжевого и фиолетового цветов; 5. Понимать профессиональные термины – контур, пятно, натура, темноесветлое, строение предмета, вспомогательная линия, рисование с натуры (по памяти), по представлению, набросок, иллюстрация, палитра, композиция (размещение), пропорции и т.д. уметь: 1. правильно держать и пользоваться карандашом, кистью, палитрой, бумагой, красками. 2. Использовать различный нажим карандаша. Разводить краски водой (в гуаши – белилами), одноразовое и многослойное покрытие, смешивать краски. 3. При рассмотрении предмета понимать его строение и особенности его окраски. 4. Размещать изображение на бумаге, выбирать его положение в зависимости от основных пропорций изображаемого предмета. 5. Наблюдать, вспоминать и изображать, как выглядят предметы, как они размещены в природе, стараться использовать в рисунках на темы. 6. Подбирать или составлять орнамент для декоративной работы. Ожидаемый результат базового освоения. По окончанию обучения по программе учащиеся должны знать: 1. цилиндрическая и прямоугольная форма, наклон и сокращение сторон прямоугольника, сокращение круга (перспектива), основание предмета, поверхность, 2. свет, тень, падающая тень; фон, сложный цвет, сближение цвета, теплое-холодное, штрих, 3. формат бумаги, первый, второй планы, 4. отдельные виды декоративной росписи, названия промыслов уметь: 1. по возможности точно рисовать в наблюдательной перспективе предметы округлой, цилиндрической и прямоугольной формы, передавая их положение по отношению к рисующему; 2. применять линии различной толщины для зрительного усиления впечатления, что ближе, а что дальше; 3. различать светосилу света и тени и передавать это в работе; 4. получать более сложные цвета путем смешения и наложения красочных слоев; 5. разделять цвета на гаммы (теплая, холодная); 6. получать пятна и тона в рисунке разным способом (затушёвка, заштриховка, растирка), 7. работать резинкой, исправляя рисунок, а, не стирая его; 8. чувствовать и оценивать красоту в сочетаниях цветов. Ожидаемый результат углубленного освоения. По окончанию обучения по программе учащиеся должны знать : 1. Линейная и воздушная перспектива (линия горизонта, перспективные сокращения, точка схода); 2. Главное, второстепенное, композиционный центр; 3. Подготовительный материал к работе над сюжетной композицией, выбор сюжета по теме композиции, отбор изобразительных средств. уметь: 1. Передавать объем и пространственное положение предмета средствами перспективы; 2. Выделять главное цветом и тоном в работах с натуры и в сюжетных заданиях; 3. Выбирать сюжет по теме и намечать средства работы над ним; 4. Различать и использовать в живописи дополнительные цвета; 5. Выполнять натюрморт из 2-3 предметов, поставленных на гладком фоне. Контроль за результативностью учебного процесса Отслеживание результатов образовательного уровня учащихся с целью анализа и дальнейшей корректировки программы проводится с помощью мониторинга и диагностики: - входная аттестация проводится в первые дни обучения для выявления уровня подготовки учащихся, их интересов и способностей (тестирование, наблюдение, пробное выполнение элементарных упражнений); - текущая аттестация определяет степень усвоения учебного материала в середине года (наблюдение, зачетная работа, выполнение работ по образцам); - итоговая аттестация проводится в конце учебного года для определения степени усвоения знаний и умений, полученных в процессе освоения образовательной программы (анкетирование, наблюдение, выполнение творческой работы). Учебно-тематический план № Темы 1.п/п Вводное занятие. Входная аттестация начальный уровень Количество часов Всего Теория Практика 2 0,5 1,5 2. Рисунок - основа изобразительного искусства 50 2 48 3. Живопись – искусство цвета. Текущая аттестация Скульптура – форма и объем 50 2 48 20 1 19 Композиция, ее основы Навыки декоративно-прикладной и оформительской работы 50 28 2 2 48 26 4. 5. 6. № Темы 7.п/п Беседы об изобразительном искусстве. Итоговая аттестация. ИТОГО Количество часов Всего Теория Практика 16 3,5 12,5 216 13 203 Содержание учебно-тематического плана Тема №1. Вводное занятие. Знакомство с программой занятий, правилами техники безопасности, правилами поведения и работы организацией рабочего места материалами, оборудованием. Входная аттестация. Тема №2. Рисунок - основа изобразительного искусства. История рисунка, виды рисунка. Средства рисунка - линия, пятно, штрих. Наброски. Зарисовки. Графическое изображение деревьев разных пород (зарисовки на пленэре). Изображение силуэта деревьев пятном. Этюд по памяти. Передача перспективы аллеи, уходящих вдоль стволов, фонарей; передача графическими средствами световоздушного состояния, пространственных планов, характера деревьев. Рисование зверей и птиц - линейные наброски, наброски пятном, светотеневые зарисовки неподвижных фигур животных. Передача графическими средствами характера формы с элементами объема и фактуры поверхности. Изучение возможностей пятна и графического материала. Тема №3. Живопись - искусство цвета. История живописи. Виды и жанры живописи. Волшебные кисточки. Выразительно-изобразительные средства живописи: мазок, пятно, живописный штрих, линия, заливка. Равномерное наложение красочного слоя; отмывка, тональная растяжка. Тема №4. Скульптура – форма и объем. Познание объемнопространственных свойств, тренировка руки и глаз, познание объекта в реальной полноте форм, что облегчает в дальнейшем работу над изображением тех же предметов в рисунке. Развитие координации, формирование понятия о соотношении формы, массы и пропорции предмета. Тема № 5. Композиция, ее основы . Композиция изобразительной плоскости. Формат, плоскость и пространство. Понятие формата. Виды формата, влияние формата на восприятие. Выбор формата. Композиция формата - размеры изображения, размещения на листе. Линия горизонта её виды. Перспектива. Тема № 6. Навыки декоративно-прикладной и оформительской работы. Понятие декоративно-прикладного искусства, русского народного творчества. Основы витражной техники. Изготовление панно. Материала и инструменты. Батик - рисование горячим воском. История возникновения росписи на ткани. Способы перевода рисунка на ткань. Техника росписи на ткани. Материалы и инструменты, необходимые в работе. Приемы работы с красителями. Основные способы росписи по ткани. Использование при оформлении разнообразных материалов и техник (гуашь, акварель, цветные карандаши; рисунок, аппликация, коллаж, роспись изделия узорами и орнаментами). Изготовление и оформление паспарту для рисунка, фотографии, аппликации. Правила оформления выставочных работ. Тема № 7. Беседы об изобразительном искусстве. Аттестация. Беседы об искусстве и знакомство с произведениями проводятся во время выполнения практических заданий. Учебно-тематический план № п/п 1. Тема Всего 2 2 - 2. 3. Изобразительное искусства и мир природы Школа рисунка 16 20 2 2 14 18 4. Вглядываясь в человека 18 2 16 5. Живопись - искусство цвета 18 2 16 Красота природа в цвете. Текущая аттестация 7. Натюрморт - «тихая жизнь вещей» 8. Основы композиции 14 2 12 36 12 4 2 32 10 24 42 2 4 22 38 8 8 - 6 216 2 34 4 182 9. 10 . . Теория Практика Вводное занятие. Входная аттестация 6. . базовый уровень Количество часов Реальность и фантазия Декоративно-прикладное искусство Оформительская практика, подготовка к конкурсам. Итоговая аттестация 12 Итоговое занятие ВСЕГО 11 Содержание Тема № 1. Вводное занятие. Знакомство с программой, правилами техники безопасности, особенностями творческих работ. Входная аттестация. Тема № 2. Изобразительное искусство и мир природы. Рисование деревьев, кустарников. Основная форма и характер дерева. Прослеживание формы ствола и перехода его в ветви. Передача тоном пространственного расположения масс ветвей и кроны. Графическое изображение деревьев разных пород. Эскизирование (наброски, зарисовки). Рисование зверей и птиц. Линейные наброски, наброски пятном, светотеневые зарисовки неподвижных фигур животных. Передача графическими средствами характера формы, с элементами объема и фактуры поверхности. Тема № 3. Школа рисунка. Многообразие и подобие форм в природе. Формообразование, конструкция. Анализ формы. Передача пропорции. Прослеживание невидимых линий, моделировка формы тоном. Разложение сложной формы на простые и обратно. Рисование шара с натуры (последовательность, светотеневая моделировка). Графитный карандаш. Фронтальная и угловая перспектива. Цельное тоновое решение, тоновые отношения. Тема № 4. Вглядываясь в человека. Методика изображения фигуры человека (пропорции, формообразование). Красота согласованности движения человека. Передача основных пропорций, характера, индивидуальности фигуры и головы человека. Силуэтные рисунки людей различных профессий (акварель, тушь, аппликация). Тема № 5. Живопись - искусство цвета. Восприятие и символика цвета. Рисуем радость и грусть в цвете. Рисуем музыку. Передача цветовых ассоциаций, выражение цветом и формой различных человеческих чувств. Тема № 6. Красота природы в цвете. Пейзаж - отзвук души человека. Шесть законов воздушной перспективы. Передача воздушной перспективы как средства пространства в пейзаже. Изображение пейзажа по памяти, эскизам, впечатлению. Анималистический жанр в живописи. Достижение разнообразия в силуэте и позах, передаче окраски, фактуры шерсти. Тема № 7. Натюрморт — тихая жизнь вещей. Становление натюрморта как самостоятельного жанра. Творческая работа по составлению натюрморта с различным настроением, подчинение правилам законам композиции. Последовательность работы в передаче общего цветового строя, проработка формы и пространства. Тема № 8. Основы композиции. Плоскость и пространство. Двух- и трехмерное пространство. Изображение плоскости в пространстве и пространства в плоскости. Понятие линии горизонта. Виды линии горизонта. Тема № 9. Реальность и фантазия. Возможности человеческой фантазии. Демонстрация рисунков, слайдов способных пробудить детскую фантазию. Рисование по представлению-фантазированию. Создание проектов: фантастических зданий, транспорта, животных (материал по выбору: гуашь, акварель, цветная бумага и т.д.). Тема № 10. Декоративно-прикладное искусство. Способы росписи ткани. Основные, составные и дополнительные цвета. Горячий батик - традиционное искусство Востока. Роспись с применением солевого раствора. Свободная роспись красками с загусткой. Способы закрепления готовой работы. Тема № 11. Оформительская практика и подготовка к конкурсам. Изготовление паспарту. Оформление и подготовка творческих работ к конкурсу. Тема № 12. Итоговое занятие. Тестирование, диагностика личностного роста. Оформление итоговой выставки. Учебно-тематический план № п/п . углубленный уровень Количество часов Тема Всего Теория Практика 1. Вводное занятие 2. Отношение художника к миру природы. Аттестационные занятия 3. Учебный натюрморт 4. Вглядываясь в человека 2 24 2 4 20 42 24 6 2 36 22 5. Красота природы в цвете 6. Мысль- средствами композиции 7. Декоративно-прикладное искусство 24 24 36 2 4 4 22 20 32 8. Основы дизайна 24 4 20 9. Оформительская практика и подготовка к конкурсам 10 Итоговое занятие ВСЕГО: 10 2 8 6 216 1 31 51 185 Содержание Тема №1. Вводное занятие. Ознакомление с учебной программой. Техника безопасности. Специфика занятий, особенности творческих работ, план выставок. Тема № 2. Отношение художника к миру природы. Пейзаж в графике. История возникновения пейзажа как самостоятельного жанра. Виды пейзажа (сельский, городской, парковый, морской, архитектурный, индустриальный). По характеру (героический, исторический, романтический, эпический, настроения). Достижение графическими средствами выразительности пластического решения, характера элементов пейзажа. Пейзаж в технике гротаж. Поиск мотива, работа над эскизами. Тема № 3. Учебный натюрморт. Задачи учебного натюрморта. Этапы выполнения рисунка. Композиционное решение, линейно-конструктивное построение. Передача тоном сложной светотеневой картины. Освоение особенностей системы тоновых отношений. Передача пространства и света. Достижение цельности. Методика работы над рисованием гипсового орнамента. Композиционное размещение на листе. Творческие возможности натюрморта. Выполнение этюда в технике а-ля-прима (акварель). Тематический натюрморт с национально-региональной спецификой. Передача национального колорита. Тема № 4. Вглядываясь в человека. Красота и пластика человеческого тела. Пропорции. Основы пластической анатомии. Передача выражения тела. Создание выразительного силуэта. Графический портрет. Строение головы человека. Пропорции. Последовательность. Живописный этюд фигуры человека (акварель, гуашь). Тема № 4. Красота природы в цвете. «Учимся у мастеров». Новый колорит в пейзаже. Передача свежести впечатлений, остроты восприятия солнечного света, трепета листвы и т. д. Создание цельного колористического произведения. Тема № 5. Мысль - средствами композиции. Разработка эскизов и выполнение, композиций по предложенным темам: (стихотворное произведение, историческое произведение, произведение на современную тему). Тема № 6. Декоративно-прикладное искусство. Акварельная техника (техника плавного перехода одного цвета в другой). Узелковая техника. Принципы стилизации растительных и животных форм в декоративные. Разработка эскизов и их выполнение. Тема № 7. Основы дизайна. Трансформация (трансформация предметных и пространственных плоскостей). Разработка и выполнение декоративной композиции с использованием трансформации. Анализ работ. Модульная композиция. Понятие модуль. Построение сетчатого орнамента. Анализ схем. Тема № 8. Оформительская практика и подготовка к конкурсам. Изготовление рамок, паспарту и подготовка творческих работ к конкурсу. Тема № 9. Итоговое занятие. Отчетная выставка. Методическое обеспечение программы В объединении «Жар-птица» создаются условия для творческого развития - ребенок учится работать разнообразными художественными материалами, учится понимать язык изобразительного искусства, использовать средства художественной выразительности. Вариативный подход к творческим заданиям, разнообразные формы организации занятий (беседы, экскурсии, выставки) значительным образом активизирует детское творчество. Целенаправленное, систематическое использование искусствоведческих бесед активизирует внимание ребенка, работу мысли, эмоциональную и эстетическую отзывчивость. Материально-технические условия: учебное помещение и материалы. В учебном кабинете организованы рабочие места для учащихся в группе. Мебель для хранения фондовых работ, инструментов и материалов. В учебном кабинете есть специальное место, где в течение учебного года оформляется и обновляется выставочная экспозиция из самых лучших работ учащихся. Материалы и оборудование: краски: гуашь, акварель, витражные, акриловые, цветные и простые карандаши; ластик, скотч, ножницы, клей; кисти: колонок No1-5, пони, белка, щетины; постановочный материал; бумага для акварели, альбомы. V-1. Литература для педагога 1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.М. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М.: Издательство «Ось-89».2000. 2. Беда Т.В. Живопись. - М.: Просвещение, 1986. 3. Беда Т.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция.-2-е изд. - М.: Просвещение, 1981. 4. Богуславская И.Н. Русская глиняная игрушка. - М.: Искусство, 1975. 5. Василенко В.Н. Русское прикладное искусство. - М.: Искусство, 1977. 6. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. -М.:Владос-Пресс,2003. 7. Вишневская Н. Хохлома. - М.: Искусство, 1969. 8. Волков И.П. Художественная студия в школе. - М.: Просвещение, 1993. 9. Волков Н.Н. Композиция в живописи, -М.: Искусство, 1977. 10.Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1984. 11.Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. 12.ГерчукЮ.Я. Основы художественной грамоты. - М., 1998. 13.Дополнительное образование детей / Под ред. О.Е. Лебедевой. - М,:Владос, 2000. 14.Дополнительное образование детей: Сборник авторских программ, Ставрополь. 2004. 15.Живопись. Программа для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств. Мин. культуры СССР. - М., 1982. 16.Ковалько В.И. Школа физкультминуток.- М:ВАКО,2005. 17.Конвенция о правах ребенка. Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г. //сборн. нормативных и методических материалов: /От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей.- М.: Владос,2000.-с.34-38. 18.Концепция художественного образования в Российской федерации //Внешкольник. 2002.- № 4.-С.1-4. 19.Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства я методика руководства изобразительной деятельностью детей. -М.: Просвещение, 1981. 20.Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. - М-, 1998. 21.Кузин В.С, Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Просвещение, 1984. 22. Кузин В.С. Наброски и зарисовки. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1981. 23. Кузнецова С.Г. Программы регионального компонента но специальности «Изобразительное искусство» и «Домоведение». - Чита: Изд-во Заб. ГПУ, 2003. 24 .Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: - М.: ВЛАДОС.2005. 25. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Уч.пособие /под редЛ.К.Гребенковой, Л.А. Байковой -М: Педагогическое общество России,2000. 26.Погосова Н.М. Цветовой игротренинг : - СПб.: Речь,2003. 27.Программа дополнительного образования детей: Метод, пособие/сост. Л.Е.Гайнанова.- Чита: ЧИПКР0, 2004. 28.Проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей. - М., 2001 (Серия «Библиотечка педагога-практика»). 29.Психологические тесты/под ред.А.А-Корелиной:2т-М.: Владос.2002. 30.Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. - М.: Просвещение, 198231.Рисунок. Программа для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств. Мин. культуры. - М., 1982. 32.Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Агар, 1998. 33.Сборник авторских программ дополнительного образования детей. -М., 2002. 34.Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии.-М.; Народное образование, 2002 35.Сластёнин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия»,2004. 36.Сокольникова Н.Н. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе.- Москва, 2003. 37.Сокольникова Н.Н. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 кл, в 4 ч — Оттенок. Титул, 1996. 4.1. Основы рисунка, 4.2. Основы живописи, 4.3. Основы композиции, 4.4. Краткий словарь художественных терминов. 38.Соловьева. Искусство рисунка.-М.: Искусство, 1989. 39.Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей.// Внешкольник.-2003.-№ 9.- С. 3-4. 40.Уатт Ф. Как научиться рисовать: Универсальное пособие для детей и взрослых.-М'ЪОО Росмэн-Пресс,2004. 41.Шорохов Е.В. Композиция. Учебник для студентов худож. -граф. фактов пед. ин-тов. -2-е изд. - М.: Просвещение, 1986. 42.Яшухин А.В. Живопись. -М.: Просвещение, 1985. V -2. Литература для учащихся. 1. Диккинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. -М.:000 «Издательство РосмэнПресс»,2004. 2. Забайкалье - золотая моя колыбель: Сказки, легенды, были, сказания /Ред.сост. Куренная Е.Ф.-Новосибирск: Новосибирское кн. изд.,2005. 3. Кузин В.С- Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной, школе 1- 2 классы.:Учеб.для общеобразовательных учеб. заведений: в2ч.-2е изд.-М.:Дрофа,1999. 4. Кузин В.С- КубышкинаЭ.И. Изобразительное искусство в начальной школеЗ-4классы.:Учеб-Для общеобразовательных учеб. заведений: в2ч.-2е изд.-М. :Дрофа, 1999. 5. Левин С.Д. Беседы с юным художником.2 выпуска.-М.: изд. «Советский художник», 1988. 6. Милборн А.Как научится рисовать животных.-М,:000 Изд. «РосмэнПресс»,2004. 7. Платонова Н.И. Тарасов В.Ф. Этюды об изобразительном искусстве.М.: «Просвещение» 1993. 8. Порте Л. Учимся рисовать зверей, рыб, птиц.- М.:000 «Мир книги»;2004. 9. Порте Л. Учимся рисовать окружающий мир.- М.ЮОО «Мир книги»;2004. 10. Порте Л. Учимся рисовать природу.- М.: 000 «Мир книги»;2004. 11. Уатт Ф.Как научиться рисовать: Универсальное пособие для детей и взрослых.- М.: 000 Изд. «Росмэн-Пресс»,2004. 12. Хантли М. Как научиться рисовать корабли.- М.: Издательство Эксмо,2002. 13. Энциклопедический словарь юного художника. - М.: Педагогика, 1983.