Программа Самоцветики

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

ЗАПИСКА

Пение – это психофизиологический процесс, связанный с различным
эмоциональным состоянием ребенка. Правильное пение сопровождается у
детей ощущениями комфорта, что способствует формированию
положительного отношения к самому процессу, а, следовательно, и к
предмету.
Пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу и
умственное развитие учащихся, совершенствует его основные психические
функции. Таким образом, обучение пению детей является мощным средством
их воспитания и развития.
Обучение пению – это не только обучение данному виду искусств. В
процессе занятий активно развивается детский голос, а также решаются
воспитательные задачи, связанные с проблемой формирования личности
учащегося и его общего развития. Поэтому, обучение пению это, прежде всего,
педагогическая задача.
Направленность программы. По содержанию программа «Самоцветики»
имеет художественную направленность и строится на выявлении и развитии
обще музыкальных, вокальных и творческих задатков учащихся.
Сегодня становится актуальной проблема приобщения подросткового
поколения к традициям национальной культуры, в основе которой лежит
синтез музыки, поэзии и исполнительского мастерства.
Целью образовательной программы «Самоцветики» является развитие
творческого потенциала ребенка через знакомство с музыкальными
произведениями, нотной грамотой, вокальным искусством.
Для достижения данной цели решаются конкретные задачи, направленные
на развитие, обучение и воспитание.
Обучающие:
 обучение основам нотной грамоты;
 обучение основам певческой гигиены и самоконтроля голосового
аппарата;
 формирование специальных знаний по предмету;
 знание традиций родного края;
Развивающие:
 развитие музыкального слуха: мелодического и гармонического;
 развитие чувства ритма;
 развитие эмоциональной восприимчивости, образного мышления,
творческих способностей;
 развитие творческого потенциала ребёнка, его познавательнотворческой активности.
Воспитывающие:
 воспитание собранности и дисциплины;
 формирование навыков сценической культуры;
 воспитание чувства коллективизма;

2

 воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской
культуры;
 гражданственности и любви к Родине через изучение народного
творчества.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что
она представляет собой единый музыкальный комплекс, основанный на
целостности музыкального восприятия, переживания, исполнения и изучения
музыкального произведения. Также данную программу отличает отсутствие
профессиональной установки, акцент сделан не столько на художественный
результат, сколько на процесс освоения музыкального пространства, что
делает программу привлекательной для учающихся. Образовательный процесс
построен по принципу от простого к сложному. Программа предусматривает
общее развитие детей, независимо от первоначального уровня их
способностей, в том числе детей с неярко выраженными музыкальными и
вокальными данными.
Условия реализации программы
Программа «Самоцветики» является модифицированной и рассчитана на
учащихся 6-16 лет. Посещение занятий проходит на добровольной основе,
Годовая нагрузка 216 часа. Программа вариативна и допускает некоторые
изменения в содержании занятий, форме их проведения, количестве часов
отведенных на изучения отдельных тем. На занятиях чаще всего используется
комбинированная форма, включающую в себя теоретическую и практическую
часть, которые реализуются последовательно, синхронно или самостоятельно,
в зависимости от поставленной задачи. В данной программе
основное
внимание уделяется обучению правильной певческой установке,
ознакомлению с основными приемами звуковедения, работе над дикцией,
чистотой интонации, развитию музыкальной памяти. Практикуются
индивидуальные занятия.
По окончанию обучения по программе учащиеся должны знать:
 основы музыкальной грамоты;
 жанры музыки;
 устройство и принципы работы голосового аппарата;
 получить понятие об ансамбле;
 средства музыкальной выразительности;
 динамические оттенки;
Уметь:
 правильно брать дыхание;
 расширять певческий диапазон;
 слушать произведения, определять их жанр и характер;
 научиться одновременно начинать и заканчивать пение.
Сформировать навыки:
 ансамблевого пения;
 элементарного чтения с листа.
3

Формы контроля.
 Входная диагностика проводится в первые дни обучения для выявления
уровня подготовки учащихся.
 Текущая диагностика определяет степень усвоения учебного материала
и проводится в середине года.
 Итоговая диагностика проводится в конце учебного года и определяет
степень результатов обучения полученных знаний и умений.

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Тема

УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Количество часов

Вводное занятие. Входная аттестация
Певческое дыхание
Основы музыкальной грамотности
Вокальная дикция. Артикуляция
Навыки ансамблевого пения
Индивидуальное певческое развитие
Знакомство с региональной культурой
Музыкальные праздники, концерты
ИТОГО

Всего
2
32
22
12
50
88
4
6
216

Теория
2

Практика
32

22
2

10
50
88

4
30

6
186

СОДЕРЖАНИЕ.
Тема № 1. Вводное занятие.
Знакомство с программой. Цели и задачи обучения, режим работы.
Прослушивание, беседа. Проверка музыкальных способностей. Техника
безопасности.
Тема № 2. Певческое дыхание.
Формирования пения на «опоре». Развитие дыхания.
Тема № 3. Основы музыкальной грамоты.
Размер в музыке. Ритм - как организатор музыки во времени. Умение
грамотно записать простую мелодию. Штиль. Длительность в простых тактах.
Гамма. Ее строение. Двудольный размер.
Тема № 4. Вокальная дикция. Артикуляция.
Формирование четкой певческой дикции. «Выразительная» артикуляция.
«Окончание» в пении. Дикционные упражнения.
Тема № 5. Навыки ансамблевого исполнения.
Вокальная работа в ансамбле. Свободное пение в унисон. Работа с
интонированием. «Слушаем друг друга».
Тема № 6. Индивидуальное певческое развитие.

4

Работа над тембральностью каждого участника. Выравнивание переходных
регистров. Пение на «опоре». Работа над чистотой интонирования. Подбор и
работа над индивидуальной песней.
Тема № 7.
Посещение выставок, музеев.
Тема № 8. Музыкальные праздники, концерты.
Участие в районных и краевых праздничных мероприятиях.
Методическое обеспечение программы
Данная программа составлена с учетом требования времени и
корректировалась в процессе работы в соответствии с интересами учащихся.
Материально - техническое обеспечение необходимое для успешного
проведения занятий (кабинет для занятий, инструментарий, зал для проведения
репетиций, массовых мероприятий, концертов).
 Методическое обеспечение (специальная литература по направлениям
деятельности, видеоматериалы, сценарные разработки праздников,
игровых программ, наличие дидактического материала, прослушивание
и анализ авторской, классической и популярной музыки, организация
творческих проектов, сочинение музыки, методы ролевого
моделирования).
 Сценических выступлений в форме концерта, праздников народного
календаря.
Методические рекомендации
Основными певческими навыками юных исполнителей являются: певческая
установка, звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, дикция,
слуховой навык, выразительность. В основе каждого навыка лежит
совокупность певческих действий, которые должны выполняться точно.
После прослушивания каждого ребенка разработать план занятий,
учитывая основные «погрешности» детей в пении и отсутствие владения
навыком публичных выступлений.
Что применяется в процессе вокальной работы с детьми?
1.
Прием развития слуха, направленные на формирование слухового
воспитания и вокально-слуховых представлений:
- слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью
последующего анализа услышанного;
- сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;
- введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах
музыкальной выразительности только на основе личного опыта учащихся;
- повторения отдельных звуков за инструментом с целью научиться выделять
высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального инструмента;
5

- «подстраивание» высоты своего голоса к звуку камертона, рояля, голосу
учителя или группы детей с наиболее развитым слухом;
- пение «по цепочке»;
- настройка на тональность перед началом пения;
- выделение наиболее трудных интонационных оборотов в специальные
упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или
вокализацией.
2. Основные приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию.
Артикуляции, дыханию, выразительности исполнения:
- представление «в уме» первого звука до того, как он будет
воспроизведен вслух;
- вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком на
гласный «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при
переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки;
- вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания тембрового
звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки;
- выработка активного piano как основы воспитания детского голоса;
- при пении восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции
нижнего, а при пении нисходящих – напротив, нижний звук следует стараться
исполнять в позиции верхнего;
- расширение ноздрей при входе (а лучше – до входа) и сохранения их в
таком положении при пении, что обеспечивает полноценное включение
верхних резонаторов, при этом движении активизируется мягкое небо, а
эластичные ткани, выстилаются упругими и более твердыми, что способствует
отражению звуковой волны при пении и, следовательно, резонирование звука;
- целенаправленное управление дыхательными движениями;
- произношение текста активным шёпотом, что активизирует
дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание;
- проговаривание слов песен нараспев на одной высоте слегка
возвышенным голосом по отношению к диапазону речевого голоса;
- выразительное чтение текста является одним из способов создания в
воображении детей ярких и живых образов, вытекающих из содержания
произведения, т.е. примером развития образного мышления, которое лежит в
основе выразительности исполнения;
- нахождение главного по смыслу слова в фазе; придумывание названия
к каждому новому куплету песни, отражающего основной смысл содержания;
3.
Знания голосовых возможностей детей.

6

В практической работе с детьми знание их голосовых возможностей в
отношении звукового диапазона, умение грамотно его определить имеет
первостепенное значение для правильной организации вокальной работы:
- необходимо отыскать в голосе ученика «примарные тоны», которые
совпадают с тонами его спокойной речи;
- следует закрепиться на этой примарной для данного ученика высоте,
попросив его протянуть подольше какую-то гласную отдельно или стоящую
под ударением в каком-нибудь слове;
- используя элементарную попевку, например из трех ступеней вверх и
вниз на слог «ля», «лё», повторять её по полутонам вверх до тех пор, пока у
ребенка не появится затруднение при ее исполнении. Появление избыточного
напряжения в голосе – признак верхней границы его звуковысотного
диапазона. Затем, нужно прослушать звучание его голоса на тонах,
расположенных ниже его примерной зоны.
Примером
универсальности
приемов,
несомненно,
является
«концентрический» метод М.Глинки. он включает в себя стабильные
упражнения, которые разработаны М.И.Глинкой для систематического их
использования из года в год. В них были представлены элементы,
встречающиеся в вокально-хоровых произведениях в различных вариантах.
Сущность метода такова:
1.
Развивать голос следует исходя из примарных, натуральных (или
центральных) звуков.
2.
Объем (диапазон голоса) в пределах которого можно в основном
работать, для слабых, певчески мало развитых голосов (как и больных) – всего
лишь несколько тонов, для здоровых певцов – октава. И в том, и в другом
случае не должно быть никакого напряжения.
3.
Работать постепенно, без торопливости.
4.
Ни в коем случае не допускать форсирования звучания.
5.
Петь следует на умеренном звучании.
6.
Наибольшее внимание необходимо уделять качеству звучания и свободе
при пении.
7.
Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном,
на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить и еще
более ограниченном диапазоне.
8.
Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.
Пение является искусством, которое может быть как массовым, так и
индивидуальным, а это значит, что идеи, чувства, заложенные в словах и
музыке, могут быть выражены как одним человеком, так и группой людей.
Пение постоянно сопровождает каждого ребенка по жизни, а заполняя его
досуг, оно помогает организовать творческие и сюжетные игры, трудовую
деятельность и отдых.
Для повышения интереса у детей к пению, для развития и закрепления у них
певческих навыков (чистота интонирования, звукообразование, ансамблевое
пение, дикция, дыхание) необходимо использовать в работе самые
7

разнообразные приемы. Уровень общего музыкального развития, в частности
уровень развития мелодического слуха, музыкальной памяти, певческих
навыков у детей младшего школьного возраста очень разнороден.
В применении того или иного приема обучения детей пению необходимо
исходить из намеченной для себя цели: расширять кругозор детей, их
музыкальные представления, прочно закрепить полученные знания и навыки в
различных сферах творческой деятельности.
Список литературы для педагогов:
1. Абдулин Э.Б. теория музыкального образования М.: Академия. 2004
2. Алмазов Е.И. о возрастных особенностях голоса у дошкольников,
школьников и молодежи. Развитие детского голоса.-М., 1963
3. Апраксина О.А. методика развития детского голоса М.: МГПУ им.
В.И.Ленина, 1983
4. В.Гневышева. музыкальное воспитание в школе.-М., 1963.
5. Дмитриев Л.Б. основы вокальной методики –М.: Музыка, 2004
6. Жарова Л.М. начальный этап обучения хоровому пению. Работа с
детским хором. М., 1981.
7. Краевая Л.В. вокальная работа в детском хоре. Красноярск: Владос, 2000.
8. Малинина Е.В. вокальное воспитание детей/под редакцией
В.П.Морозова.-Ленинград: Музыка. 1067
9. Морозов В.П. вокальный слух и голос Музыка, 1965
10.Орлова Т.М. учите детей петь М.: Просвещение, 1986,11.Румер М.А. начальное обучение пению.-М., 1982
12.Стулова Г.П. развитие детского голоса в процессе обучения пению М.:
Прометей, 1992
13.Стулова Г.П. теория и практика работы с детским хором Владос, 2002
14.Шацкая В.Н. детский голос: Экспериментальное исследование. М., 1970.
15.Менабени А.Г. вокальные упражнения в работе с детьми. Музыкальное
воспитание в школе. Вып. 13.-М.: Просвещение, 1978.
16.Соколов В.Г. работа с хором М.: Музыка, 1967.
17.Соколов В.Г. работа с детским хором М.: Просвещение, 1981.
18.Тевлин Б. Мастер хорового искусства// Музыкальная жизнь. 1962, № 6.
19.Щетинин М.Н. дыхательная гимнастика Стрельниковой М.:
Просвещение, 1998.
20.Юшманов В.И. Вокальная техника и ее парадоксы СПб.: 2002.
21.Барсов Ю.А. вокально-исполнительские и педагогические принципы
М.И.Глинки. Л.-Музыка. 1967
22.Кирнарская Д.К. музыкальное восприятие. М. 1997
8

23.Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М. 1986.
24.Сергеева А.А. воспитание детского голоса. М. 1950
25.Теплов Б. психология музыкальных способностей. Л. 1991
26.Шацкая В.Н. музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества.
М. 1984.

Список литературы для учащихся
1. Аксёнова Н.Г. Песни и музыкальные обработки А. Мистюкова. Выпуск №6
- Липецк ,
2005.
2. Аникин В. Русский фольклор. - М.: Художественная литература,1986.
3. Анухина И.В. Детям к Рождеству. - Санкт-Петербург: Композитор, 1994.
4. Бандина А.Г., Попов В.С., Тихеева Л.В. Школа хорового пения. Вып. 1. М., 1981.
5. Бенина Е., Ломова Т., Соловкина Е. Музыка и движение. - М.: Просвещение,
1983.
6. Вокально-хоровое распевание для академического хора. - М.,1969.
7. Выгодский Л. Психология искусства. - М.,1987.
8. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. - М., 1993.
9. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М., 1970.
10. Живов В.Л. Исполнительский анализ хорового произведения. - М., 1987
11. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. - М,, 1990.
12. Кравцов Н.И., Кулагина А.В. Славянский фольклор. М.: Издательство
МГУ, 1987.
13. Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие. -М.,1997.
14. Куприянова Л.Л. Русский фольклор в школе - М.: Мнемозина, 2002.
15 .Лошкин Д.Л. хоровое пение в русской школе. М.,1957.
16. Маканина Л. Хрестоматия русской народной песни. - М.: Музыка, 1991.
17. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. - М.,1986.
18. Музыкальная психология: Хрестоматия./ Сост. М.С. Старчеус. - М.1992.
19. Музыкальное воспитание в Венгрии: Сборник стаией/ Составитель и
редактор
Баренбойм Л.А. - М.,1983.
20. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М.,1972.
21. Петрушин В. Музыкальная психология: Учебное пособие. - М.,1997.
22. Петрушин В. Музыкальная психотерапия. - М., 1997.
23. Пигров К.А. Руководство хором. М., 1964.
24. Пидкасистый П.И., Айдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии.
- М.,1996.
25. Попов В.С. Русская народная песня в детском хоре. - М., 1985.
26. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений:
Музыкальный
9

фольклор. - М.: Просвещение, 1992.
27. Русские народные песни. Мелодии и тексты. Москва «Музыка», 1982.
28. Свешникова А.В. Хоровое пение - искусство истинно народное. М., 1962.
29. Сергеева А.А. Воспитание детского голоса. М., 1950.
30 Теплов Б. Психология музыкальных способностей. - Л., 1991.
31. Халабузарь П.В., Попов В.С. Теория и методика музыкального воспитания.
С-Пб.,
2000.
32. Шацкая В. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.,1984.
33. Широков А. Русские народные песни и частушки. - М.: Композитор,2002.
34. Шошина Ж. О музыкальной терапии. / Психология процессов
художественного
творчества. - Л., 1980. - С. 215-219.
35. Энциклопедический словарь юного музыканта. - М.,1988.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».