1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Игра на народных музыкальных инструментах (ложках деревянных, трещотке, рубеле, дудке и других шумовых инструментах) способствует развитию музыкального слуха, чувства ритма, помогает познакомиться с русскими народными песнями, народными плясовыми наигрышами, а также побуждает придумывать, творить: проявлять интерес к истории родного края, к традиционным национальным обычаям. Через игру в ансамбле дети подругому видят окружающий мир. Занятия игрой на народных инструментах помогают почувствовать радость совместного музицирования через общий ритм, пластику движений, радость общения с искусством. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ансамбля ложкарей «Мастер» (далее Программа) разработана в соответствии: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. От 08.12.2020 г.). 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р); 3. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам»; 4.Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. 5. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28). 6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 года № 2945-р). 7. Устава МБУДО «ЦВР» ИГОСК. Данная программа художественной направленности. Она предназначена для развития индивидуальных творческих способностей, формирования у обучающихся интереса к изучению культурного и исторического наследия своей малой Родины. Актуальность программы заключается в том, что она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, музыкального слуха и чувства ритма, с формированием исполнительской культуры, мотивации и установки на творчество. Актуальность программы базируется на анализе родительского 2 спроса на образовательные услуги в обучении игре на народных инструментах (ложках и др.). Новизной и отличительной особенностью программы «Мастер» является обучение детей игре на деревянных ложках, а также народных и самодельных музыкальных инструментах, приобщение к творческой деятельности. Создание ритмических и инструментальных импровизаций, танцевальных композиций, игровых миниатюр, инсценировок, создание самодельных музыкальных инструментов. Занятия проходят в игровой, легкой форме. Отсутствует бальная оценка деятельности. Дети учатся самоанализу и рефлексии. Характеристика обучающихся по программе (адресат программы): Данная программа является модифицированной и рассчитана для детей 5-15 лет. Посещение занятий проводится на добровольной основе. Набор в группы проводится по желанию и интересам детей (мальчики и девочки). Система набора осуществляется на основе результатов прослушивания. Группы могут быть сформированы одного возраста или разных возрастных категорий, количество обучающихся от 8 до 12 человек. Старший дошкольный возраст. Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников. К семи годам у ребенка ярко проявляется уверенность в себе и чувство собственного достоинства, умение отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Семилетний ребенок способен к волевой регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат 3 установленным нормам, данному слову, обещанию. Он может проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Произвольность поведения — один из важнейших показателей психологической готовности к школе. Младший школьный возраст. Этот этап длится с 7 до 11 лет и связан с существенными изменениями в жизни и поведении ребенка. Он поступает в школу, и игровая деятельность сменяется учебной. Активно развивается интеллектуально-познавательная сфера. Возрастные психические новообразования: произвольность, внутренний план действий, рефлексия и самоконтроль. Возрастные особенности 12-15 лет. В среднем школьном возрасте определяющую роль играет общение со сверстниками. В этот период ребенок приобретает значительный социальный опыт, начинает постигать себя в качестве личности в системе трудовых, моральных, эстетических общественных отношений. У него возникает намеренное стремление принимать участие в общественно значимой работе, становиться общественно полезным. Социальная активность школьника среднего возраста в основном обращается на усвоение норм, ценностей и способов поведения. Поэтому важность заключается в реализации всех принципов обучения, инициирующих умственную деятельность подростка. Срок реализации программы и объем учебных часов: программа рассчитана на 3 года обучения, 1-ый год обучения – 216 часов, 2-ой год обучения – 216 часов, 3-ий год обучения 216 часов, всего - 648 часов. Форма обучения очная, индивидуальная и групповая. В случае ухудшения эпидемиологической обстановки Программа может реализовываться с применением электронного обучения и дистанционных технологий. Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по три часа. Продолжительность занятия 40 минут с 10 минутным перерывом. Календарный учебный график Уровень обучения № группы Дата начала занятий Дата окончания занятий Кол-во учебных дней в год 31.05.24 Кол-во учебных недель в год 36 72 Кол-во учебных часов нед./год. 6/216 стартовый 1,2 01.09.23 базовый 1,2 01.09.24 31.05.25 36 72 6/216 продвинутый 1,2 01.09.25 31.05.26 36 72 6/216 Праздничные дни: 4 ноября - День народного единства. 23 февраля – День защитника Отечества, 4 Режим занятий 2 раза в неделю по 3 часа 2 раза в неделю по 3 часа 2 раза в неделю по 3 часа 8 марта – Международный женский день, 1 мая – Праздник Весны и Труда, 9 мая – День Победы, Зимние каникулы с 01.01.2024 года по 08.01.2024 года, с 01.01.2025 года по 08.01.2025 года, с 01.01.2026 года по 08.01.2026 года, Уровень освоения программы – 1 год - стартовый, 2 год - базовый, 3 год продвинутый. Цель программы – обучение игре на ложках и других народных ритмических инструментах, формирование у детей эстетической культуры, развитие памяти и эвритмии. Задачи программы: Обучающие: 1. Обучать основам техники игры на ложках и других народных инструментах 2.Формировать необходимые умения и навыки для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах; 3. Способствовать усвоению учащимися элементарной метроритмической координации в исполнении учебных заданий. 4.Способствовать усвоению знаний по истории народного инструментального творчества. Развивающие: 1.Способствовать развитию качественного инструментального исполнительства и эмоциональной выразительности ребенка, учитывая его индивидуальные возможности. 2.Развивать фантазию и творческую активность по средствам творческих заданий в поисках собственных решений. 3.Развивать аппликатуру пальцев при обучении игры на балалайке . 4. Формировать работу дыхательного аппарата при обучении на жалейке Воспитательные: 1.Развивать интерес к инструментальному искусству через музыкальное творчество, историю музыкального искусства. 2.Формировать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, самостоятельность. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты: - формирование у детей личностной культуры через приобщениеих к богатому культурному наследию эстрадной, классической и народной музыки; -проявление осознанного отношения к особенностям музыкального и актерского искусства; -развитие навыков самопознания, представлений о ценности другогочеловека и самого себя. Предметные результаты: 5 В результате работы на протяжении всего курса учащиеся должны приобрести следующие: знания, умения и навыки: -знать партии исполняемого произведения; -играть в ансамбле соблюдая ритм; -свободно владеть приемами игры на двух и трех ложках, народных шумовых музыкальных инструментах; -своевременно начинать и заканчивать свою партию в ансамбле. Метопредметные результаты: Учащиеся должны уметь: -легко двигаться под музыку, выразительно передавая в движении характер, настроение музыкального произведения; -находить новые приемы игры на ложках и народных шумовых музыкальных инструментах; -проявлять творческую инициативу в создании инсценировок, сюжетноигровых импровизаций, музыкально-инструментальных композиций; -сотрудничать в группе, владеть образной речью. № Темы 1 2 3 4 5 6 7 Учебно-тематический план Стартовый уровень Всего Теория Практика Форма аттестации/контроля 3 3 Собеседование Вводное занятие. Входная аттестация Инструктаж по ТБ. История игры на ложках. Музыкальные игровые упражнения Практические занятия по закреплению приёмов игры на ложках Разучивание инструментальных, песенных музыкальных произведений Просветительная и концертная деятельность Итоговая аттестация Итого: Опрос Концертная деятельность Музыкальноритмическая игра «Ты мне, я тебе» Концертная деятельность 6 18 3 3 3 15 60 6 54 105 9 96 21 3 18 Самоанализ 3 Концертная деятельность 3 216 27 189 Содержание Стартовый уровень Тема 1. Вводное занятие. Входная аттестация. Инструктаж по технике безопасности 6 Тема 2. История игры на ложках. Теория: История возникновения и развития деревянных ложек как музыкальные шумовые инструменты и другие шумовые инструменты – рубель, трещотки, бубен, коробочка на Руси. Русские народные ансамбли 21 века: «Саб ложки», «Слобода», «Ставрополье». Виды древесины для создания ложек и их особенности. Практика: Как сделать спаренные ложки. Самостоятельная подготовка ложек к игре. Тема 3. Музыкальные игровые упражнения. Теория: освоение и закрепление I-VII способов игры на деревянных ложках, соединение хореографических элементов и музицирования. Практика: самостоятельное применение и формирование различных комбинаций. Тема 4. Практические занятия по закреплению приёмов игры на ложках. Теория: Пальчиковая гимнастика. Музыкально-ритмические движения. Практика: Отстукивание и разучивание ритмического рисунка того или иного музыкального произведения ложками или руками/ногами. Тема 5. Разучивание инструментальных, песенных музыкальных произведений. Теория: Формирование сценического образа, подготовка к концертной деятельности. Подбор концертной программы. Практика: Работа над произведениями. Тема 6. Просветительная и концертная деятельность. Теория: Просветительская и концертная деятельность. Практика: Посещение концертов. Участие конкурсах, концертах и т.д. Тема 7. Итоговое занятие – итоговая аттестация. № Темы 1 2 3 4 5 Учебно-тематический план Базовый уровень Всего Теория Практика Форма аттестации/контроля 3 3 Собеседование Вводное занятие. Входная аттестация. Инструктаж по ТБ. Музыкальные игровые 18 упражнения Шумовые инструменты. 6 Освоение приемов игры. Практические занятия по закреплению ритмических связок. Разучивание инструментальных, 3 15 2 4 60 6 54 105 9 96 7 Концертная деятельность Мастер-класс, концертная деятельность. Музыкальноритмическая игра «Ты мне, я тебе» Концертная деятельность 6 7 песенных музыкальных произведений Просветительная и концертная деятельность Итоговая аттестация Итого: 21 3 3 216 27 18 Самоанализ 3 Концертная деятельность 189 Содержание Базовый уровень Тема 1. Входная аттестация. Инструктаж по технике безопасности Тема 2. Музыкальные игровые упражнения. Теория: Повтор и закрепление I-VII способов игры на деревянных ложках, соединение хореографических элементов и музицирования. Практика: самостоятельное применение и формирование различных комбинаций. Тема 3. Шумовые инструменты. Освоение приемов игры. Теория: закрепление пройденных и знакомство с новыми русскими народными шумовыми инструментами: ложки, трещетки, коробочка, колокольцы, рубель, маракас, бубенцы, колотушка; а также изучение шумовых инструментов народов средней Азии: уд, танбур, канун, икидилли, бозук, гамыш баламан и тд.. Практика: освоение базовых навыков игры на доступных шумовых инструментах. Импровизация «шумовой оркестр». Тема 4. Практические занятия по закреплению ритмических связок. Теория: Пальчиковая гимнастика. Музыкально-ритмические движения. Практика: Отстукивание и разучивание ритмического рисунка того или иного музыкального произведения ложками или руками/ногами. Тема 5. Разучивание инструментальных, песенных музыкальных произведений. Теория: Формирование сценического образа, подготовка к концертной деятельности. Подбор концертной программы. Практика: Работа над произведениями. Тема 6. Просветительная и концертная деятельность. Теория: Просветительская и концертная деятельность. Практика: Посещение концертов. Участие в конкурсах, концертах и т.д. Тема 7. Итоговое занятие – итоговая аттестация. Учебно-тематический план Продвинутый уровень 8 № Темы 1 2 Вводное занятие. Входная аттестация. Инструктаж по ТБ. Сценический образ. Всего Теория Практика Форма аттестации/контроля 3 3 Собеседование 6 2 4 Опрос, концертная деятельность. Концертная деятельность. Опрос. Музыкальноритмическая игра «Ты мне, я тебе» Концертная деятельность 3 Основы хореографии. Техника безопасности. 18 3 15 4 Практические занятия по закреплению ритмических связок. Разучивание инструментальных, песенных музыкальных произведений Просветительная и концертная деятельность Итоговая аттестация 60 6 54 105 9 96 21 3 18 Самоанализ 3 Концертная деятелтность 5 6 7 Итого: 3 216 27 189 Содержание Продвинутый уровень Тема 1. Входная аттестация. Инструктаж по технике безопасности Тема 2. Сценический образ. Теория: лекция на тему «Сценический костюм. Сценический макияж. Мимика и жестикуляция.» Практика: уроки сценического макияжа друг другу и самостоятельно. Выбор и пошив костюмов. Отработка сценического образа в соответствии с произведением. Тема 3. Основы хореографии. Техника безопасности. Теория: инструктаж по ТБ во время выполнения хореографических элементов. Изучение деятельности ансамбля «Затейники», танцующего симфонического оркестра «Concord orchestra», разбор выступлений ансамблей ложкарей по видео записи. Практика: ритмика, разминка, растяжка, разучивание и закрепление связок с элементами хореографии. Тема 4. Практические занятия по закреплению ритмических связок. Теория: Пальчиковая гимнастика. Музыкально-ритмические движения. Практика: Отстукивание и разучивание ритмического рисунка того или иного музыкального произведения ложками или руками/ногами. 9 Тема 5. Разучивание инструментальных, песенных музыкальных произведений. Теория: Формирование сценического образа, подготовка к концертной деятельности. Подбор концертной программы. Практика: Работа над произведениями. Тема 6. Просветительная и концертная деятельность. Теория: Просветительская и концертная деятельность. Практика: Посещение концертов. Участие в конкурсах, концертах и т.д. Тема 7. Итоговое занятие – итоговая аттестация. По итогам реализации программы у обучающихся будут сформированы предметные компетенции: - знания основ нотной грамотности; - умения правильной игры на ложках и других народных (шумовых и звуковысотных) инструментах; - навыки образно - эмоционального строя музыкального произведения; - знания в области истории развития музыкальной культуры, народного творчества. В результате освоения программы у учащихся будут развиты метоапредметные компетенции: - музыкальный слух учащихся: мелодический и гармонический; - чувство ритма, память и внимание; - творческий потенциал, познавательно - творческая активность. Личностные компетенции: В процессе освоения программы, обучающиеся получат возможность воспитать: - собранность и дисциплинированность; - навыки сценической культуры; - чувство коллективизма; - гражданственность и любовь к Родине. Обучающиеся будут знать: - Понятия: аккомпанемент, мелодия, музыкальность, композиция, синхронность, координация, танцевальное оформление, художественный образ произведения - Конструктивные особенности и музыкально-исполнительские возможности ложек. - Разновидности ансамблей ложкарей - Свойства звука, его тембровые и динамические возможности. - Приобретут знания об особенностях применения ложек (создание остинантного ритмического фона звукоизобразительных эффектов, звукоимитаций, игра соло, в ансамбле). Уметь: - Играть соло и в ансамбле. 10 - Соблюдать ритм, динамику, темп. - Владеть приёмами игры на двух, трёх ложках, используя полученные навыки и знания, создавать творческие музыкально-инструментальные композиции. - Применять навыки игры на ложках в просветительных целях, организовывать с помощью педагога музыкальные гостиные, мастер-классы, а также участвовать в тематических концертах, в праздничных мероприятиях, семейных концертах. Формы аттестации и оценочные материалы Виды контроля: Входная аттестация (первичная диагностика) проводится в начале учебного года (сентябрь-октябрь) для определения уровня подготовки обучающихся. Форма проведения – собеседование. текущая аттестация определяет степень усвоения учебного материала в середине года; итоговая аттестация проводится в конце учебного года для определения степени усвоения знаний и умений, полученных в процессе освоения образовательной программы (концерт). Основными критериями определения оценки обучающихся являются: • уровень сформированности исполнительских навыков; • степень выразительности исполнения; • проявление творческой активности; • учебная дисциплина юного исполнителя; Критерием оценки считать качество ансамблевого музицирования, свободу и плавность движений, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – участие ансамбля ложкарей в конкурсах, фестивалях. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия обучающихся ансамбля в различных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. По результатам проведения диагностики по программе заполняется протокол аттестации обучающихся. Протокол результатов аттестации обучающихся 20___/20___ учебный год Вид аттестации________________________________________________________________ (входная, текущая, итоговая) Учебное объединение__________________________________________________________ Срок реализации программы____________________________________________________ Номер группы_________год обучения_______количество учащихся в группе___________ Ф.И.О.педагога________________________________________________________________ Дата проведения аттестации_____________________________________________________ Форма проведения_____________________________________________________________ Форма оценка результатов: уровень (высокий, средний, низкий) 11 Результат аттестации № п/п Фамилия, имя уч-ся Год обучения Результат аттестации Всего аттестовано _____ учащихся. Из них по результатам аттестации: высокий уровень _____ чел., средний уровень ______ чел., низкий уровень ______ чел. Подпись педагога____________________________ Уровни освоения программы Высокий Средний низкий результат Обучающие держат осанку, свободно повторяют заданный ритмический рисунок, наличие координации движений, чувство ансамбля, легкость исполнения, отсутствие зажимов, внимательность, физическая выносливость, артистизм. Обучающие исполняют движения под музыку, физически активные, но не хватает хорошей осанки и ритмического попадания базовых фигур в такт музыки, зажатость в исполнении. Обучающие знают только базовые приемы игры на ложках, нет чувства ритма и ансамбля, плохая физическая выносливость, зажатость, не умеют держать себя на сцене. Диагностика освоения программы (Контрольно-измерительные материалы) уровень параметры Практическая деятельность низкий средний высокий Входная аттестация Затрудняется Играет простейшие Хорошо стучат сыграть ритмы, но пока ложки, ритмично простейшие плохо стучат ложки играет простейшие ритмы. ритмы. 12 Знания Мотивация Практическая деятельность Знания Мотивация Практическая деятельность Знания Мотивация Не может назвать ни одного специального музыкального термина. Ходит на занятия, так как ходят все. Называет некоторые специальные музыкальные термины. Знает все специальные музыкальные термины, изученные за данный период Хочет научиться играть не только в группе, но и сольно. Получает удовольствие от практической деятельности Текущая аттестация Не внимателен, Старается, но не Хорошо помнит путает всегда запоминает последовательность различные последовательность элементов, ритмы. элементов ритмично играет композиций. более сложные элементы. Усвоено менее Усвоено больше Усвоено 75 % половины половины изученного изученного изученного материала на материала материала данном этапе обучения. Понимает Получает Осознает правила удовольствие от значимость поведения на интеллектуальной теоретических занятиях, но не и практической знаний в всегда ими применении их на руководствуется. практике Итоговая аттестация Не внимателен, Старается, но не Хорошо помнит не справляется с всегда получаются последовательность некоторыми более сложные элементов ритмами. ритмы. композиции, ритмично Усвоено менее Усвоено больше Усвоено 100 % играет. половины изученного половины изученного материала на изученного материала данном этапе материала. обучения. Ходит на Хочет участвовать Принимает участие занятия, чтобы в концертах. в концертах, расширить свой конкурсах. кругозор. 13 параметры 1.Музыкальная эмоциональность 2. Способ звукообразования 3. Синхронизация (приемов, способов, позиций рук) движений под музыку 4. Четкость и выигрывание ритма 5. Музыкальный слух Критерии исполнительского мастерства низкий средний высокий Вялое, Играет довольно При исполнении безразличное выразительно, с произведения исполнение. При некоторым активен, играет в слушании муз. подъемом, но не характере произведений умеет слушать произведения, любит ребенок рассеян, мелодию, рассеян, музыку, невнимателен, не невнимателен. К внимательно проявляет интереса исполнению муз. слушает и понимает к музыке. произведений ее. При обсуждении проявляет интерес муз. произведения активен. Зажатость и Относительно Свободные скованность рук свободные руки расслабленные руки, при исполнении. при исполнении, легкость в некоторая исполнении Неуверенное Относительно Синхронное раздробленное равномерное уверенное звучание и движение рук под согласованное исполнение, музыку. движение (приемов, неодновременное способов, позиций) начало и под музыку. окончание. Единовременное начало и окончание Нечеткое Более четкое Ясность, точность, исполнение, исполнение, четкость пропуск ударов. исправление выигрывания ритма Искажение ритма, ошибок при игре. тихое звучание Нечистое, Относительно Качественное, фальшивое точное и чистое уверенное, ясное, исполнение муз. исполнение четкое, точное произведений исполнение произведения Участие и победа в конкурсах важнейший итог реализации данной общеразвивающей программы. Таблица учета участия в конкурсах, обучающихся «Ансамбль ложкарей «Мастер» 14 Фамилия, имя учащегося Дата Название конкурса Уровень конкурса Результат Также для отслеживания результатов развития обучающихся, педагог ведёт мониторинг по 10-балльной системе успешности реализации программы в начале учебного года, в середине и в конце по следующим показателям: параметры Низкий (1-3 балла) Средний (4-6 балла) Высокий (7-10 баллов) развитие интонационного слуха развитие чувства ритма развитие тембрового слуха развитие музыкальной памяти умение вести свою партию развитие сценической выдержки и эмоциональности знание первоначальных основ музыкальной грамоты Условия реализации программы Материально-техническое и информационное обеспечение: - учебный кабинет, -подсобка для музыкального оборудования, -стол, стулья, стеллаж для хранения дидактических пособий и учебного материала, зеркало, -микрофоны, микшер, динамики, баян, бубен, деревянные ложки, -компьютер, -нотные тетради, папки для нот, -фонограммы предполагаемого репертуара, -видео записи концертов образцовых народных ансамблей, - удобная, свободная одежда. Кадровое обеспечение: Программу реализует педагог дополнительного, обладающий профессиональными компетенциями в предметной области, знающий специфику дополнительного образования, имеющий практические навыки в сфере организации занятий по обучению игре на народных инструментах. Методическое обеспечение программы 15 Дидактические материалы На занятиях используются различные виды дидактических материалов: -видео записи концертов, -онлайн-концерты, -иллюстрации, -сборники нотных записей, -фонограммы. Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятия, от занятия к занятию он усложняется. Заинтересовав детей, развив желание заниматься, переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичной одновременной игры на музыкальных инструментах, овладения основами техники игры, на каждом занятии рекомендуется использовать пальчиковые, дидактические игры, игры с палочками и ритмические упражнения. Расширяя кругозор детей, знания о русском фольклоре и народной культуре, предлагается проведение экскурсий, посещение музеев народного творчества, организация фотовыставок и просмотр видеоматериала, о народной музыкальной культуре и искусству. Формы занятий - групповая; - индивидуальная; Формы работы: -беседа; -учебное групповое занятие; -участие в концертных программах, конкурсах, фестивалях; -посещение концертов, музыкальных спектаклей. Концерты и выступления. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников ансамбля и их способностей. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в ритмическом отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят занято не только музицированием, но и танцевальными движениями или актёрской игрой. Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам. Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя. Репетиционная и постановочная работа проводится два раза в неделю согласно, репертуарного плана. Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года. Выставка фотоматериалов из выступлений ансамбля. Итоговое занятие - концерт. АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ 16 Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально. Каждое занятие строится по схеме: -гимнастика, -пальчиковая разминка (4-5 мин), -слушание пройденного материала и описание плана работы, -работа над произведением. -анализ занятия. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении музыкального материала. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Педагогической наукой доказано, что способности – одна из важнейших сторон личности – начинают развиваться уже в детские годы. При этом, как отмечает профессор Б.Г. Ананьев, у человека появляются новые возможности для своего дальнейшего всестороннего роста. Психолог А. Г. Коновалов считает, что все люди способны «…ко всем формам и видам труда» и отличаются друг от друга лишь по темпам своего развития и, соответственно, по качеству выполняемой ими работы. Причину этих различий он объясняет объективными условиями жизни и субъективными особенностями человека. По его мнению, развитие способностей возможно только при глубоком и всестороннем изучении личности в деятельности, в процессе развития. Руководитель должен иметь в виду, что для решения вопросов о способах и средствах воспитания и обучения требуется знание законов психического развития ребёнка, и, что при построении учебно-воспитательной работы с детьми, необходимо учитывать психологические и физиологические особенности, характерные для данного возраста: несформированность, хрупкость организма; отсутствие навыков систематической, целенаправленной, умственной деятельности; цепкая память; образное мышление, гибкое воображение; склонность к игре. Создание условий для творческих проявлений детей, будет способствовать развитию у них инициативы, жажды деятельности, поиска, формирующих в человеке творческие установки. В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения. 1. Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, инструментальных характеристик произведений. 17 2. Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественнорезультативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности ложкарей, в первую очередь в ансамблевом исполнении или импровизации, музыкально- сценической театрализации. В связи с этим в творчестве и деятельности педагога и члена ансамбля ложкарей проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии. 3. Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, музыкальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими. 4. Метод импровизации и сценического движения: один из основной производной программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение инструментального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за ансамблевым исполнением, но и телом. Методы формирования сознания учащегося: Показ, объяснение, инструктаж, разъяснение. Методы формирования деятельности и поведения учащегося: групповая и самостоятельная работа. Методы стимулирования познания и деятельности: Поощрение; Контроль; Самоконтроль; Оценка; Самооценка; Одобрение словом; Методы поощрения: Благодарность; Благодарственное письмо; Устное одобрение. Коррекционные методы: Проговаривание отдельных музыкальных фраз, напевов; Работа над дикцией, ударением. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В работе коллектива активно применяются педагогические технологии обучения. 18 Технология развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), предполагающая развитие в процессе обучения, раскрытие творческой индивидуальности каждого ребенка. Технология группового обучения (В.К. Дьяченко) в ансамбле обеспечивает активность учебного процесса, достижение высокого уровня материала. Основная форма занятий — групповая. Личностно-ориентированная технология обучения (И.С. Якиманская) способствует на занятиях в ансамбле ложкарей развитию личности и индивидуальных качеств каждого обучающегося, его инструментальной деятельности, творческой индивидуальности. Создаются возможности для творческой самореализации, самоутверждения, ощущение радости творчества и успеха каждым участником коллектива. Технология сотрудничества (В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова). Сам образовательный процесс в ансамбле носит характер творческого сотрудничества всех участников коллектива. В процессе изучения и исполнения произведения мы общаемся друг с другом, ощущаем момент сотворчества, эмоционального отклика, совместно анализируем ход и результаты занятия, выступления, конкурса. Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Иванов), которая выражается в регулярных репетициях, концертах, фестивалях. Здоровьесберегающая технология. Регулярные занятия способствуют улучшению осанки, координации, развитию вестибулярного аппарата. Воспитательный потенциал программы. Воспитательная работа в учебной группе «Ансамбль ложкарей «Мастер» осуществляется по приоритетным направлениям: - патриотическое и духовно-нравственное воспитание - эстетическое воспитание При этом в рамках каждого занятия реализуются элементы системы воспитания установок на здоровый образ жизни (в форме чередования активных рецептивных видов деятельности, тематических динамических пауз, опоры на здоровьесберегающие технологии в постановке рук, дыхания и др.) Патриотическое воспитание в учебной группе реализуется как система взаимодействий педагога, обучающихся и родителей по приобщению к ценностям традиционной отечественной культуры, что выражается в: - создании целостного системного представления о традиционной культуре Отечества, его истории, традициях через освоение соответствующего репертуара (когнитивный компонент); - стимулировании творческой деятельности обучающихся в исследовании и реконструкции феноменов традиционной народной культуры, акцентировании их роли в жизни общества и государства (деятельностный компонент) - совместном прослушивании/просмотре лучших образцов отечественной фольклорной культуры с фиксацией возникающих переживаний (аффективный компонент). 19 Работа по данному направлению осуществляется в следующих формах: 1. Освоение репертуара с исследованием образно-символического строя отечественной культуры, экспликацией ценностей – в течение всего года на каждом занятиях. 2. Проведение тематических занятий и мастер-классов, посвящённых народным традициям– в течении учебного года, по согласованию (Детская модельная библиотека г. Изобильного, Музей истории Изобильненского района). 3. Участие в городских, региональных, всероссийских конкурсах, фестивалях, акциях – в течении учебного года (День города, День России, День Ставропольского края и др.). 4. Подготовка тематических творческих номеров и программ к значимым датам истории Отечества: День народного единства, День города, проведение концерта к 8 Марта, Дню матери. 5. Посещение концертов, фольклорных и народных коллективов. Работа с родителями. Организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями (тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации) Содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в жизнедеятельность учебной группы (организация и проведение открытых занятий для родителей в течение года) План воспитательной работы № 1. Сроки проведения Сентябрь 2. Октябрь 3. 4. Ноябрь Март 5. 6. Апрель Май 7. В течение года Содержание работы Запись в учебную группу «Ансамбль ложкарей «Мастер» Знакомство, консультации и беседы с родителями. Проведение родительского собрания учебной группе «Ансамбль ложкарей «Мастер». Знакомство с целями и задачами группы. Организация концерта к Дню Матери Организация концерта «Лучшая мама на свете» – (поздравление мам, бабушек) Беседа с родителями «Безопасные каникулы» Проведение открытого занятия для родителей по итогам учебного года Индивидуальное собеседование с родителями обучающихся по текущим проблемам обучения и воспитания 20 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА 1.Науменко Г.М. Фольклорный праздник в школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.19. 2.Науменко Г.М. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах.Лето. Осень. – М.: ЗАО РИФМЭ, 1999.20. Народный праздничный календарь. в песнях, сказках, играх, обрядах. Зима, весна. – М.: ЗАО РИФМЭ, 1999. 3.Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей: Русские народные инструменты: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. 4.Афанасьев С.Л. работа с детским самодеятельным ансамблем. – М.: 1990г. 5. Метлов Н.А. Музыка – детям.- М.: 1985г. 6. Система детского музыкального воспитания. – Л.: 1970г. 7. Теплов Б.В. психология музыкальных способностей. – М.: 1985г. 8. Комплекс коррекционно-музыкальных занятий «Дружная семейка» автор и составитель Полевая Н. В.и Пермякова Л.В. – 2010г.8. «И в праздники и в будни» - народные песни и танцы в сопровождении баяна. Е. Левин – автор составитель. 9. «Баян играет на селе» - музыкальный сборник. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ 1. Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997 2. Васильев Ю.А., Широков А.С. Рассказы о русских народных инструментах. – 2-е изд. – М.: Сов.композитор, 1986 3. Вертков К. А. Славянский музыкальный фольклор М., 1972 4. Вертков К. А. Русские народные музыкальные инструменты Л., 1975 5. Дениз Райан Музыкальные инструменты. Махаон.: 2008 6. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. М.: 1998 7. Риман Г. Катехизис истории музыки. История музыкальных инструментов. История звуковой системы и нотописания. Либроком.: 2012 Интернет-источники 1. https://www.youtube.com/watch?v=sC8LStd1JoU 2. https://www.youtube.com/watch?v=yE3cST5PsTY 3. https://www.youtube.com/user/MisterBorisoff 4. https://www.youtube.com/watch?v=oL7xxPIkNF4 5. https://www.youtube.com/watch?v=9rBa33Z6J10 6. https://vk.com/video?q=%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B0 %D1%80%D0%B8&z=video-16786553_456239443%2Fpl_-16786553_62 21 7. https://vk.com/video/playlist/16786553_62?q=%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B2 %D1%8C%D1%8E%20%20%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0 %B0%D1%80%D0%B8§ion=playlist_62&z=video136131490_456239245%2Fclub16786553%2Fpl_-16786553_playlist 8. https://vk.com/video/playlist/16786553_62?q=%D1%81%D0%B0%D0%B1%20%D0%BB%D0%BE%D 0%B6%D0%BA%D0%B8§ion=playlist_62&z=video23352738_456239644%2Fclub16786553%2Fpl_482853275_187 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Стартовый уровень № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Название темы Количество часов прак. Дата по плану 2 всего теор. Вводное занятие. Входная аттестация. Инструктаж по ТБ. Посадка. Постановка рук Прием игры «Молоток» Прием игры «Подбивка» Прием игры «Солнце» Комбинация приемов. Отработка. Прием игры «Потолок» Прием игры «Лошадиный» Комбинация приемов. Прием игры «Ключ» 3 1 3 3 3 3 3 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 3 3 3 3 1 1 1 1 2 2 2 2 Прием игры «Большая прямая резинка» Прием игры «Боковая правая большая резинка» Прием игры «Боковая левая прямая резинка» Комбинация приемов. Отработка. Урок-импровизация. Закрепление всех изученных приемов игры. «Шумовой русский народный оркестр» «Спаренные ложки» 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 0,5 2,5 3 0 3 3 2 1 3 1 2 Изготовление спаренных ложек. 3 1 2 22 фактическая 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 3132 33 34 35 36 3744 4552 5360 6168 69 70 71 72 «Комбинированные ритмические фигуры» Ритмическая фигура №1 «Кошка» Ритмическая фигура №2 «Лошадь» Ритмическая фигура №3 «Каша» Ритмическая фигура №4 «Часы» 3 2 1 3 1 3 3 1 2 3 1 2 3 1 2 Ритмическая фигура «Блины» Ритмическая фигура «Вариация Лошади» №5 3 1 2 №6 3 1 2 Ритмическая фигура № 7 «С триолями» Ритмическая фигура №8 «С притопами» Ритмическая фигура №9 «Ритм Бегин» Ритмическая фигура № 10 «Вариация 2 Лошадь» Украшения. Тембровые возможности. Тембровые упражнения 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 2 1 6 1 5 Форшлаг Имитация звуков ударных инструментов Урок-импровизация. Закрепление пройденного материала. Текущая аттестация Разучивание «Либертанго» А. Пьяцолла Разучивание «Ла кукарача» испанская народная песня Разучивание «Полно вам, снежочки» казачья плясовая песня Разучивание «Богатырская наша сила» С. Намин Повтор пройденного репертуара. Рефлексия. Мастер-класс «Шумовые инструменты своими руками» Итоговая аттестация Обобщающее занятие. 3 3 1 1 2 2 3 0 3 3 24 0 3 3 21 24 3 21 24 3 21 24 3 21 3 1 2 3 1,5 1,5 3 3 0 1,5 3 1,5 216 51,5 164,5 Итого 23 72 дня КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Базовый уровень № п/п 1 2-4 5 6 7 8 910 11 1213 14 1516 17 1825 2633 34 3541 4249 5060 Название темы Количество часов прак. Дата по плану 2 всего теор. 3 1 9 1 8 3 1 2 3 1 2 3 2 1 3 6 1 1 2 5 3 6 1 1 2 5 3 1 2 6 1 5 3 1 2 24 4 20 Казачья песня «Когда мы были на войне» Текущая аттестация 24 4 20 Гр. «Гильдия басов» ухнем» рнп «Казачья плясовая» 24 4 20 21 4 17 33 10 23 Вводное занятие. Входная аттестация. Инструктаж по ТБ. Основные приемы игры на деревянных ложках. Шумовые инструменты народов России: ложки, трещетки, коробочка, колокольцы, рубель, маракас, бубенцы, колотушка и тд.. Шумовые инструменты народов средней Азии: уд, танбур, канун, икидилли, бозук, гамыш баламан и тд.. Подбор репертуара на учебный год. Игра «В три ложки» Комбинации приема. Отработка. «Веерные ложки» Комбинации приемов. Отработка. Прием игры «Ложки с бубенцами» Комбинации приема игры. Отработка. Изготовление ложек с бубенцами. Урок-импровизация. Закрепление всех изученных комбинаций. Camo&Krooked «Знахарь» «Эй, Разработка и подготовка мастер-класса «Шумовые инструменты под рукой» 3 3 24 фактическая 61 62 6370 71 72 Проведение мастер-класса «Шумовые инструменты под рукой» Рефлексия. Работа над ошибками. «На пиру ли я была»- русская народная плясовая песня Итоговая аттестация: отчетный концерт. Обобщающее Рефлексия. Итого занятие. 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 24 4 20 3 1 2 3 2 1 216 49 167 72 дня КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Продвинутый уровень № п/п 1 2-4 5 6 7 8 910 11 1213 14 1516 17 1825 Название темы Вводное занятие. Входная аттестация. Инструктаж по ТБ. Основные приемы игры на деревянных ложках. Семинар «Сценический образ» Основы хореографии. Техника безопасности. Подбор репертуара на учебный год. Простые приемы игры на ложках и кастаньетах Комбинации приемов. Отработка. Железные ложки как музыкальный инструмент. Комбинации приемов. Отработка. Шумовой оркестр из подручных материалов: бумага, карандаши, стаканы, книга, стол. стул. Комбинации приемов игры. Отработка. Урок-импровизация. Закрепление всех изученных комбинаций. Гр. «Skylark» финская плясовая. Количество часов прак. Дата по плану 2 всего теор. 3 1 9 1 8 3 3 1 1 2 2 3 2 1 3 1 2 6 1 5 3 1 2 6 1 5 3 1 2 6 1 5 3 1 2 24 4 20 25 фактическая 2633 34 3541 4249 5060 61 62 6370 71 72 «Вот это любовь» песня из м/ф «Три богатыря» Текущая аттестация 24 Марийская плясовая 21 4 17 Твист из к/ф «Иностранка» (Джони Митчел) Разработка и подготовка мастер-класса «Ложки без границ. Музыка для всех» Проведение мастер-класса «ложки без границ. Музыка для всех» Рефлексия. Работа над ошибками. «Воланд» музыка к сериалу «Мастер и Маргагита» И. Корнелюк Итоговая аттестация: отчетный концерт. 24 4 20 33 10 23 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 24 4 20 3 1 2 Обобщающее Рефлексия. Итого 3 2 1 216 49 167 занятие. 4 20 3 3 26 72 дня Календарно-тематический учебный график (стартовый уровень) № Число п/п Месяц 1 09 2 09 3 09 4 09 5 09 6 09 7 09 8 10 9 10 10 10 11 10 12 10 Время Форма занятия проведения занятия 14:00-16:20 Вводная лекция Инструктаж Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля 3 Учебный кабинет Собеседование Прослушивание 14:00-16:20 Групповая индивидуальная 14:00-16:20 Групповая индивидуальная 14:00-16:20 Групповая индивидуальная 14:00-16:20 Групповая индивидуальная 14:00-16:20 Коллективная Парная 14:00-16:20 Групповая индивидуальная 14:00-16:20 Групповая индивидуальная 14:00-16:20 Коллективная парная 14:00-16:20 Групповая индивидуальная 14:00-16:20 Групповая индивидуальная 14:00-16:20 Групповая индивидуальная 3 Вводное занятие. Техника безопасности. Входящая аттестация. Посадка. Постановка рук Учебный кабинет Входной/беседа 3 Прием игры «Молоток» Учебный кабинет 3 Прием игры «Подбивка» Учебный кабинет 3 Прием игры «Солнце» Учебный кабинет 3 Комбинация приемов. Отработка. Учебный кабинет 3 Прием игры «Потолок» Учебный кабинет 3 Прием игры «Лошадиный» Учебный кабинет 3 Комбинация приемов. Отработка. Учебный кабинет 3 Прием игры «Ключ» Учебный кабинет 3 Прием игры «Большая прямая резинка» Учебный кабинет 3 Прием игры «Боковая правая большая резинка» Учебный кабинет Беседа Музицирование Беседа Музицирование Беседа Музицирование Музыкальная викторина Беседа Музицирование Беседа Музицирование Музыкальная викторина Беседа Музицирование Беседа Музицирование Беседа Музицирование 27 13 10 14:00-16:20 Групповая индивидуальная 3 Прием игры «Боковая левая большая резинка» Учебный кабинет Беседа Музицирование 14 10 3 Комбинация приемов. Отработка. Учебный кабинет 15 10 14:00-16:20 Коллективная Парная 14:00-16:20 Индивидуальная самостоятельная 3 Урок-импровизация. Закрепление всех изученных приемов игры. Учебный кабинет Музыкальная викторина Практическая работа 16 11 14:00-16:20 Лекция 3 «Шумовой русский народный оркестр» Учебный кабинет Беседа 17 11 14:00-16:20 Лекция 3 Спаренные ложки Учебный кабинет Беседа 18 11 14:00-16:20 Мастер-класс 3 Изготовление спаренных ложек. Учебный кабинет 19 11 14:00-16:20 Лекция 3 «Комбинированные ритмические фигуры» Учебный кабинет Практическая работа Беседа 20 11 3 Ритмическая фигура №1 «Кошка» Учебный кабинет 21 11 3 Ритмическая фигура №2 «Лошадь» Учебный кабинет 22 11 3 Ритмическая фигура №3 «Каша» Учебный кабинет 23 11 3 Ритмическая фигура №4 «Часы» Учебный кабинет 24 11 3 Ритмическая фигура №5 «Блины» Учебный кабинет 25 12 14:00-16:20 Групповая индивидуальная 14:00-16:20 Групповая индивидуальная 14:00-16:20 Групповая индивидуальная 14:00-16:20 Групповая индивидуальная 14:00-16:20 Групповая индивидуальная 14:00-16:20 Групповая индивидуальная 3 Ритмическая фигура №6 «Вариация Лошади» Учебный кабинет 26 12 14:00-16:20 индивидуальногрупповая 3 Ритмическая фигура № 7 «С триолями» Учебный кабинет 28 Беседа Музицирование Беседа Музицирование Беседа Музицирование Беседа Музицирование Беседа Музицирование Беседа Музицирование Беседа Музицирование 14:00-16:20 индивидуальногрупповая 14:00-16:20 индивидуальногрупповая 14:00-16:20 индивидуальногрупповая 3 Ритмическая фигура №8 «С притопами» Учебный кабинет 3 Ритмическая фигура №9 «Ритм Бегин» Учебный кабинет 3 Ритмическая фигура № 10 «Вариация 2 Лошадь» Учебный кабинет 14:00-16:20 Лекция индивидуальногрупповая 14:00-16:20 Индивидуальногрупповая 3 Украшения. Тембровые возможности. Учебный кабинет Беседа Музицирование 6 Тембровые упражнения Учебный кабинет 14:00-16:20 индивидуальногрупповая 14:00-16:20 Мастер-класс 3 Форшлаг Учебный кабинет 3 Имитация звуков ударных инструментов Учебный кабинет 01 14:00-16:20 Коллективная Парная 3 Урок-импровизация. Закрепление пройденного материала. Учебный кабинет Музыкальная викторина Практическая работа Беседа Музицирование Беседа Практическая работа Музицирование Тестирование 36 01 14:00-16:20 Индивидуальная 3 Текущая аттестация Учебный кабинет Концерт 3744 01 01 01 02 02 02 02 14:00-16:20 Лекция Репетиция Концертная 24 Разучивание «Либертанго» А. Пьяцолла Учебный кабинет Беседа Музицирование Индивидуальный и групповой зачет Концерт 27 12 28 12 29 12 30 12 3132 12 12 33 01 34 01 35 29 Беседа Музицирование Беседа Музицирование Беседа Музицирование 02 14:00-16:20 Лекция Репетиция Концертная 24 Разучивание «Ла кукарача» испанская народная песня Учебный кабинет Беседа Музицирование Индивидуальный и групповой зачет Концерт 14:00-16:20 Лекция Репетиция Концертная 24 Разучивание «Полно вам, снежочки» казачья плясовая песня Учебный кабинет Беседа Музицирование Индивидуальный и групповой зачет Концерт 14:00-16:20 Лекция Репетиция Концертная 24 Разучивание «Богатырская наша сила» С. Намин Учебный кабинет Беседа Музицирование Индивидуальный и групповой зачет Концерт 69 02 02 02 03 03 03 03 03 03 03 03 03 04 04 04 04 04 04 04 04 05 05 05 05 05 14:00-16:20 Индивидуальногрупповая 3 Повтор пройденного репертуара. Рефлексия. Учебный кабинет Музицирование Тестирование 70 05 14:00-16:20 Коллективная 3 Мастер-класс «Шумовые инструменты своими руками» Учебный кабинет Практическая работа 4552 5360 6168 30 71 05 14:00-16:20 Индивидуальная 3 Итоговая аттестация Учебный кабинет Концерт 72 05 14:00-16:20 Семинар 3 Обобщающее занятие. Учебный кабинет Беседа Место проведения Форма контроля Учебный кабинет Собеседование Прослушивание Учебный кабинет Музицырование Календарно-тематический учебный график (базовый уровень) № Число п/п Месяц Групповая индивидуальная Кол- Тема занятия во часов 3 Вводное занятие. Знакомство с целями, задачами, программой обучения. Техника безопасности. Входная аттестация. 9 Основные приемы игры на деревянных ложках. 5 Лекция 3 6 Групповая индивидуальная 3 7 Групповая индивидуальная Семинар 3 Подбор репертуара на учебный год. Учебный кабинет 3 Игра «В три ложки» Учебный кабинет 1 2-4 8 - - Время Форма занятия проведения занятия Вводная лекция. Инструктаж. - Шумовые инструменты народов России: Учебный кабинет ложки, трещетки, коробочка, колокольцы, рубель, маракас, бубенцы, колотушка и тд.. Шумовые инструменты народов средней Учебный кабинет Азии: уд, танбур, канун, икидилли, бозук, гамыш баламан и тд.. 31 Музыкальная викторина Музыкальная викторина Беседа Музицирование Беседа 910 11 - 1213 14 - 1516 - - - - - - - 17 1825 2633 - - - музицырование Беседа Музицирование Беседа Музицирование Музыкальная викторина Беседа музицирование Беседа Музицирование Практическое занятие Музыкальная викторина Групповая индивидуальная Семинар 6 Комбинации приемов. Отработка. Учебный кабинет 3 «Веерные ложки» Учебный кабинет Коллективная парная Лекция 6 Комбинации приемов. Отработка. Учебный кабинет 3 Прием игры «Ложки с бубенцами» Учебный кабинет Групповая Индивидуальная Мастер- класс 6 Комбинации приема игры. Отработка. Изготовление ложек с бубенцами. Учебный кабинет Индивидуальная 3 Урок-импровизация. Закрепление всех изученных комбинаций. Учебный кабинет Лекция Репетиция Концертная 24 Camo&Krooked «Знахарь» Учебный кабинет Беседа Музицирование Индивидуальный и групповой зачет Концерт Лекция Репетиция Концертная 24 Казачья песня «Когда мы были на войне» Учебный кабинет Беседа Музицирование Индивидуальный и групповой зачет Концерт 32 Лекция Репетиция Концертная 24 Гр. «Гильдия басов» «Эй, ухнем» рнп Учебный кабинет Беседа Музицирование Индивидуальный и групповой зачет Концерт Лекция Репетиция Концертная 24 «Казачья плясовая» Учебный кабинет Беседа Музицирование Индивидуальный и групповой зачет Концерт Лекция Репетиция Концертная 33 Разработка и подготовка мастер-класса «Шумовые инструменты под рукой» Учебный кабинет Беседа Музицирование Практическая работа 61 Коллективная 3 Проведение мастер-класса «Шумовые инструменты под рукой» Концертный зал ЦРБ 62 Групповая Индивидуальная 3 Рефлексия. Работа над ошибками. Учебный кабинет Концертная деятельностьмастер-класс Беседа 3441 4249 5060 - - - 33 Лекция Репетиция Концертная 24 «На пиру ли я была»- русская народная плясовая песня 71 Коллективная 3 Итоговая аттестация: отчетный концерт. Концертный зал 72 Семинар 3 Обобщающее занятие. Рефлексия. 6370 - - - Учебный кабинет Беседа Музицирование Индивидуальный и групповой зачет Концерт Концерт Учебный кабинет Беседа Место проведения Форма контроля Учебный кабинет Собеседование Прослушивание Учебный кабинет Музицырование Учебный кабинет Музыкальная викторина Календарно-тематический учебный график (продвинутый уровень) № Число п/п Месяц 1 2-4 5 - - Время Форма занятия проведения занятия Вводная лекция. Инструктаж. - Групповая индивидуальная Кол- Тема занятия во часов 3 Вводное занятие. Знакомство с целями, задачами, программой обучения. Техника безопасности. Входная аттестация. 9 Основные приемы игры на деревянных ложках. Семинар 3 «Сценический образ» 34 6 7 8 910 11 - 1213 14 - 1516 - - - - - - - 17 1825 - - - Групповая индивидуальная Групповая индивидуальная Семинар 3 Групповая индивидуальная Семинар 6 Коллективная парная Лекция 6 3 Основы хореографии. Техника Учебный кабинет безопасности. Учебный кабинет Подбор репертуара на учебный год. Простые приемы игры на ложках и кастаньетах. Комбинации приемов. Отработка. Учебный кабинет Железные ложки как музыкальный инструмент. Комбинации приемов. Отработка. Учебный кабинет 3 Шумовой оркестр из подручных материалов: бумага, карандаши, стаканы, книга, стол. стул. Учебный кабинет Групповая Индивидуальная Мастер- класс 6 Комбинации приема игры. Отработка. Изготовление ложек с бубенцами. Учебный кабинет Индивидуальная 3 Урок-импровизация. Закрепление всех изученных комбинаций. Учебный кабинет Лекция Репетиция Концертная 24 Гр. «Skylark» финская плясовая. Учебный кабинет 3 3 35 Учебный кабинет Учебный кабинет Музыкальная викторина Беседа Музицирование Беседа музицырование Беседа Музицирование Беседа Музицирование Музыкальная викторина Беседа музицирование Беседа Музицирование Практическое занятие Музыкальная викторина Беседа Музицирование Индивидуальный и групповой зачет Концерт 2633 3441 4249 5060 - - - Лекция Репетиция Концертная 24 «Вот это любовь» песня из м/ф «Три богатыря» Учебный кабинет Беседа Музицирование Индивидуальный и групповой зачет Концерт Лекция Репетиция Концертная 24 Марийская плясовая Учебный кабинет Беседа Музицирование Индивидуальный и групповой зачет Концерт Лекция Репетиция Концертная 24 Твист из к/ф «Иностранка» (Джони Митчел) Учебный кабинет Беседа Музицирование Индивидуальный и групповой зачет Концерт Лекция Репетиция Концертная 33 Разработка и подготовка мастер-класса «Ложки без границ. Музыка для всех» Учебный кабинет Беседа Музицирование Практическая работа 36 - - - 61 Коллективная 3 Проведение мастер-класса «ложки без границ. Музыка для всех» Концертный зал ЦРБ 62 Групповая Индивидуальная Лекция Репетиция Концертная 3 Рефлексия. Работа над ошибками. Учебный кабинет 24 «Воланд» музыка к сериалу «Мастер и Маргагита» И. Корнелюк Учебный кабинет 71 Коллективная 3 Итоговая аттестация: отчетный концерт. Концертный зал 72 Семинар 3 Обобщающее занятие. Рефлексия. 6370 - - - 37 Учебный кабинет Концертная деятельностьмастер-класс Беседа Беседа Музицирование Индивидуальный и групповой зачет Концерт Концерт Беседа 38