Программа Эрудит

Пояснительная записка
Реализация данной программы позволит более глубоко раскрыть богатства
русского языка. Обучающиеся смогут познакомиться с такими фактами,
которые не изучаются в рамках урока. На всех занятиях обучающиеся выходят
за рамки общеобразовательной программы, приобретают многие жизненные
навыки: учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал,
пользоваться справочной литературой. Содержание курса не дублирует, а
расширяет базовый курс по русскому языку и дает возможность
познакомиться учащимся с интересными, нестандартными вопросами.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Занимательный русский язык» (далее программа) соответствует требованиям
нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (в ред. От 08.12.2020 г.).
2.Проект Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. Департамент государственной политики в сфере воспитания,
дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения
России от 30.09.2020 г.
3. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по дополнительным общеразвивающим
программам»;
4.Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы):
приложение к письму Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242.
5. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи" (утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28).
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 12
ноября 2020 года № 2945-р).
7. Устава МБУДО «ЦВР» ИГОСК.
Направленность программы. Дополнительная образовательная
общеразвивающая программа обучения «Занимательный русский язык» имеет
социально-гуманитарную направленность.
Новизна и актуальность. Содержание программы представляет собой
отбор такого материала из разных разделов русского языка, который может
вызвать у обучающихся познавательный интерес, позволит сформировать у
них целостный взгляд на науку о русском языке, представление о языке как
системе. На этой основе обучающиеся смогут лучше овладеть и практической
грамотностью, усвоить правила орфографии и пунктуации и повысить

речевую грамотность. Данная программа позволит расширить знания
обучающихся по таким разделам, как орфоэпия, орфография, лексика,
морфология, синтаксис; активизировать их внимание к собственной
письменной и устной речи. Курс позволит обобщить полученные знания и
применять их в практической ситуации. Актуальность программы
«Занимательный русский язык» базируется на анализе детского и
родительского спроса на дополнительные образовательные услуги и
заключается в том, что предоставляется возможность проводить специальную
работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким
уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких обучающихся
школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Отличительные
особенности.
Отличительной
особенностью
программы является предоставляемая ею возможность повторения и
закрепления базовых теоретических понятий на углубленном уровне.
Программа позволяет обучающимся расширить свои знания, попробовать
свои силы в решении олимпиадных заданий и подготовиться к экзамену. В
основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивнокоммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому
языку. Таким образом, программа создает условия для реализации
деятельностного подхода к изучению русского языка. Направленность курса
на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для
реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в
системе школьного образования.
Педагогическая целесообразность. На занятиях педагог в популярной и
занимательной форме объясняет обучающимся, наиболее трудные вопросы
русского языка, так как в курсе русского языка в общеобразовательной школе
излагается в основном только свод определений и правил. Объяснительные
тексты к этим определениям и правилам отсутствуют, а между тем
грамматические явления так же, а может быть и больше, нуждаются в
содержательных текстах.
Характеристика обучающихся по программе (адресат программы). В
учебной группе занимаются обучающиеся в возрасте от 14 до 17 лет.
Посещение занятий проводится на добровольной основе. Набор в группы
проводится по желанию и интересам детей (мальчики и девочки).
Специальной
подготовки
не
предусматривается,
учитываются
индивидуальные особенности каждого обучающегося. Группы могут быть
сформированы одного возраста или разных возрастных категорий, количество
обучающихся от 10 до 12 человек.
Возрастные особенности 14-17 лет. В среднем школьном возрасте
определяющую роль играет общение со сверстниками. В этот период ребенок
приобретает значительный социальный опыт, начинает постигать себя в
качестве личности в системе трудовых, моральных, эстетических
общественных отношений. У него возникает намеренное стремление
принимать участие в общественно значимой работе, становиться общественно
полезным. Социальная активность школьника среднего возраста в основном

обращается на усвоение норм, ценностей и способов поведения. Поэтому
важность заключается в реализации всех принципов обучения,
инициирующих умственную деятельность подростка.
Объём и срок реализации программы. Объем программы – 216 часов.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы обучения и режим занятий. Занятия проводятся 3 раза в неделю по
2 часа. Продолжительность занятия 40 минут с 10 минутным перерывом.
Форма обучения. Программа реализуется в очном формате. Возможна
дистанционная форма (реализуется в условиях карантина) проведения занятий
– самостоятельное изучение с последующим опросом или тестированием,
публикация заданий, их решение обучающимися с последующей проверкой и
обратной связью.
Календарный учебный график
Уровень
обучения

№ группы

Дата
начала
занятий

Дата
окончания
занятий

базовый

1

01.09.24

31.05.25

Кол-во
учебных
недель в
год
36

Кол-во
учебных
дней в год

Кол-во
учебных часов
нед./год.

Режим занятий

108

6/216

3 раза в неделю
по 2 часа

Праздничные дни: 4 ноября - День народного единства.
23 февраля – День защитника Отечества,
8 марта – Международный женский день,
1 мая – Праздник Весны и Труда,
9 мая – День Победы,
Зимние каникулы с 01.01.2025 года по 08.01.2025 года
Уровень освоения программы: базовый.
Цель программы: привить обучающимся интерес к изучению русского
языка посредством разъяснения и изучения дополнительной информации по
русскому языку.
Задачи программы:
Обучающие:
 помочь обучающимся обобщить и систематизировать знания в области
фонетики, орфоэпии, графики, морфемики, словообразования,
морфологии;
 дать понятие о нормах языка;
 усовершенствовать прописные и речевые навыки;
 помочь овладеть необходимыми видами речевых высказываний;
 овладеть навыками использования различных видов словарей;
 развивать интерес к проектной деятельности.
 редактирование собственного текста;
 применение в практике речевого общения основных норм современного
русского языка, использование в собственной речевой практике
синонимических ресурсов русского языка;

 соблюдение в практике письма основных норм языка;
 использование в практике основных приёмов информационной
переработки устного и письменного текста.
Развивающие:
 обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
 развивать смекалку и сообразительность;
 приобщение обучающихся к самостоятельной исследовательской
работе;
 развивать умение пользоваться разнообразными словарями; учить
организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Воспитывающие:
 воспитание культуры обращения с книгой;
 формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов,
культуры мышления;
 воспитание любви и уважения к русскому языку.
Учебно-тематический план
(базовый уровень)
№
п/п

Название раздела

Формы
аттестации/контроля

Кол-во часов
всего

1.

Аттестация входная, вводное
занятие, инструктаж по ТБ.

2

2.

Фонетика как раздел лингвистики

2

3.

Орфоэпия как раздел лингвистики

4.
5.

теория практика
2

Собеседование,
тестирование

1

1

Разбор

8

2

6

Тестирование

Графика как раздел лингвистики

2

1

1

Разбор

6

2

4

Тестирование

10

2

8

Входная диагностика

7.

Морфемика и словообразование как
разделы лингвистики
Морфология
как
раздел
лингвистики. Имя существительное.
Имя прилагательное

10

2

8

Промежуточный тест

8.

Имя числительное

8

2

6

Тестирование

9.

Местоимение

6

2

4

Тестирование

10.

Глагол

12

2

10

Тестирование

11.

Причастие

12

2

10

Контрольная работа

12.

Деепричастие

8

2

6

Тест

13.

Наречие

8

2

6

Тест

6.

14.

Предлог

6

2

4

Проверочная работа

15.

Союз

6

1

5

Тест

16.

Частицы.

6

2

4

Текст на вставку

17.

1

1

Текст на вставку

18.

Междометие и звукоподражательные 2
слова.
Синтаксис и пунктуация
58

12

46

Входной тест,
контрольная работа

19.

Культура речи

14

4

10

Тест

20.

Искусство слова

14

4

10

Анализ текста

21.

Текстоведение

16

4

12

Контрольное
сочинение

22.

Повторение морфологии и
орфографии
Итоговое занятие

2

2

Итоговая аттестация

2

2

Викторина

23.

Итого: 216

52

164

Содержание программ
Тема 1.Водное занятие. Техника безопасности. Входная аттестация.
Тема 2. Фонетика как раздел лингвистики.
Теория: Гласные и согласные звуки. Звукопись в текстах художественного
стиля.
Практика: Выполнение упражнений, фонетический разбор
Тема 3. Орфоэпия как раздел лингвистики.
Теория: Произношение гласных и согласных звуков
Практика: Выполнение упражнений, орфоэпический разбор
Тема 4. Графика как раздел лингвистики.
Теория: Алфавит. Буквы и звуки. Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю,
я
Практика: Выполнение упражнений, фонетический разбор
Тема 5. Морфемика и словообразование как разделы лингвистики.
Теория: Словообразующие морфемы. Формообразующие морфемы. Для чего
образуются слова в языке? Средства и способы словообразования.
Практика: Выполнение упражнений, морфемный и словообразовательный
разборы
Тема 6. Морфология как раздел лингвистики. Имя существительное.
Теория: Род несклоняемых существительных. Грамматический род в
животном мире. Грамматический род в растительном мире. «Своеобразная
прелесть языка». Как по суффиксу определить род? Число имён
существительных. Только множественное. Только единственное. Зачем нам
необходимы падежи? Названия падежей. Почему в русском языке шесть

падежей? Самый частый падеж. Два окончания. Морфологические нормы
имен существительных.
Практика:
Выполнение
упражнений,
морфологический
разбор
существительных
Тема 7. Имя прилагательное.
Теория: Прилагательные качественные и относительные. -Н- и –НН- в именах
прилагательных. Ветряной или ветреный? Масленый или масляный? Степени
сравнения прилагательных. Морфологические нормы имен прилагательных.
Практика:
Выполнение
упражнений,
морфологический
разбор
прилагательных.
Тема 8. Имя числительное.
Теория:
Из
истории
числительных.
Склонение
числительных.
Морфологические нормы числительных.
Практика:
Выполнение
упражнений,
морфологический
разбор
числительных.
Тема 9. Местоимение.
Теория: ТЫ и вежливое ВЫ. Разряды местоимений. Неопределённые
местоимения. Притяжательные местоимения.
Практика: Выполнение упражнений, морфологический разбор местоимений.
Тема 10. Глагол.
Теория: Самая живая часть речи. Сила русского глагола. Переходные и
непереходные глаголы. Видовые пары. Нарушение видовременных
отношений. Работа Л.Н. Толстого над языком. Одиннадцать глаголов.
Своеобразные глаголы. Безличные глаголы. Спряжение глаголов.
Практика: Выполнение упражнений, морфологический разбор глагола.
Тема 11. Причастие.
Теория: Чем трудны причастия? Разряды причастий. Суффиксы причастий.
Причастия и отглагольные прилагательные.
Практика: Выполнение упражнений, морфологический о морфемный
разборы причастий.
Тема 12. Деепричастие.
Теория: Особенности образования и употребления деепричастий.
Деепричастный оборот. Переход деепричастий в наречия.
Практика: Выполнение упражнений, морфологический разбор деепричастий.
Тема 13. Наречие.
Теория: Просторечные формы. Степени сравнения наречий. Почему в
словах досуха и досрочно на конце пишутся разные буквы, хотя они оба имеют
приставку до-? Разряды наречий по значению. Категория состояния.
Практика:
Выполнение
упражнений,
морфологический
и
словообразовательный разборы наречий.
Тема 14. Предлог.
Теория: Предлоги и падежи. В Крым и на Кавказ. Как различать производные
предлоги от омонимичных им самостоятельных частей речи?
Практика: Выполнение упражнений, морфологический разбор предлогов.
Тема 15. Союз.

Теория: Чем отличаются союзы от предлогов? Есть ли между ними сходство?
Употребление составных союзов в предложении. Разряды союзов.
Практика: Выполнение упражнений, морфологический разбор союзов.
Тема 16. Частицы.
Теория: Частота употребления частиц. Отличие частиц от омонимичных
форм. Разряды частиц. Написание не и ни.
Практика: Выполнение упражнений, морфологический разбор частиц.
Тема 17. Междометие и звукоподражательные слова.
Теория: Употребление междометий и звукоподражательных слов в текстах
художественного, разговорного стиля. Выделение междометий.
Практика: Выполнение упражнений.
Тема 18. Синтаксис и пунктуация.
Теория: Синтаксис и пунктуация. Понятие словосочетания. Пунктуация
простого предложения. Синтаксис и пунктуация сложного предложения.
Сложносочинённые
предложения.
Понятие
сложноподчинённого
предложения. Сложные предложения с разными видами союзной и
бессоюзной связи. Синтаксические конструкции с чужой речью. Знаки
препинания при цитатах.
Практика: Выполнение упражнений по синтаксису и пунктуации.
Тема 19. Культура речи и языковые нормы.
Теория: Культура речи. Понятие нормы. Орфоэпические нормы. Основные
акцентологические
нормы
СРЛЯ.
Лексические
нормы
СРЛЯ.
Морфологические нормы СРЛЯ. Синтаксические нормы русского языка.
Практика: Выполнение упражнений по культуре речи.
Тема 20. Искусство слова.
Теория: Искусство слова. Звуковая организация художественного текста.
Художественное чтение текста. Ритмичность художественного произведения.
Единство и целостность звучания художественного текста. Мифологические
и фольклорные образы в художественной литературе. Выбор слова в
художественном тексте. Средства художественной выразительности. Анализ
текста.
Практика: Выполнение анализа художественного текста.
Тема 21. Текстоведение.
Теория: Текст. Связное монологическое высказывание. Смысловая и
композиционная целостность текста. Последовательность предложений в
тексте. Средства связи предложений в тексте. Тема текста. Проблематика
текста. Идея текста. Структура текста. Типы текста.
Практика: Практикум по решению текстовых заданий.
Тема 22. Повторение морфологии и орфографии.
Практика: Итоговое тестирование.
Тема 23. Итоговое занятие. Представление учебно-исследовательских работ.
Викторина «Самый умный».
Ожидаемые результаты освоения программы
В результате изучения материалов программы, обучающиеся должны:

Знать:
 обобщить и систематизировать знания в области фонетики, орфоэпии,
графики, морфемики, словообразования, морфологии;
 знать терминологию русского языка;
 знать и соблюдать орфоэпические, морфологические, грамматические
нормы;
 разъяснять
написание слов в соответствии с изученными
орфографическими правилами;
 различать омонимичные формы слова.
Уметь:
 уметь проводить звукобуквенный анализ слова;
 определять способ словообразования;
 уметь определять принадлежность слова к определенной части речи по
его грамматическим признакам;
 выбирать, анализировать и правильно употреблять в устной и
письменной речи формулы речевого этикета в соответствии с речевыми
этикетными ситуациями и правилами;
 уметь извлекать нужную информацию из словарной статьи.
Личностные результаты:
 потребность в чтении;
 интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме
общения;
 интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое
и написанное слово.
 достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения;
 способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
 научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в
различных источниках для решения учебных задач;
 развитие способности ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения;
 развитие способности извлекать информацию из различных источников,
включая средства массовой информации, компакт-диски учебного
назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями
различных типов, справочной литературой, в том числе и на
электронных носителях;
 научатся выбирать адекватные языковые средства для успешного
решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические
высказывания, письменные тесты) с учетом особенностей разных видов
речи:

 владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым,
ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
 адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
владение
разными
видами
аудирования
(выборочным,
ознакомительным, детальным);
 применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной
жизни; способность использовать родной язык как средство получения
знаний по другим учебным предметам;
 применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых
явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка,
литературы и др.).
Условия реализации программы. Данная программа является
модифицированной. При разработке программы учитывались возрастные
особенности учащихся. Посещение занятий проводится на добровольной
основе. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от
возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа
обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления
теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе
обучения. При реализации данной программы используются как групповые,
так и индивидуальные занятия.
Методы и формы работы: метод проблемного обучения, позволяющий
путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов
и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике
занятий, ролевые игры, дискуссии, обучение в сотрудничестве.
Кадровое обеспечение: Программу реализует педагог дополнительного,
обладающий профессиональными компетенциями в предметной области,
знающий специфику дополнительного образования, имеющий практические
навыки в сфере организации занятий по данному направлению.
Материально-техническое обеспечение программы:
 наличие учебного кабинета;
 столы, стулья, по количеству обучающихся;
 Доска с набором приспособлений для крепления таблиц;
 Компьютер;
 Мультимедийный проектор;
 Ноутбук.
Информационное и дидактическое обеспечение:
 дидактический материал: таблицы, наглядные пособия,
 демонстрационные карточки, и др.;
 методики преподавание
дисциплин
данной
направленности,
методические разработки, рекомендации (см. Список литературы);
 компьютер с выходом в INTERNET, доступ к справочно-поисковым
системам.
План воспитательной работы

Название мероприятия

Сроки проведения

1.

Участие в конкурсах различного уровня

В течение учебного
года

2.

Организация и проведение открытого занятия для
родителей

Декабрь, май

Формы контроля
Отслеживание результатов образовательного уровня учащихся с целью
анализа и дальнейшей корректировки программы проводится с помощью
мониторинга и диагностики:
 входная аттестация проводится в первые дни обучения для выявления
уровня подготовки учащихся, их интересов и способностей
(наблюдение, пробное выполнение элементарных упражнений);
 текущая аттестация определяет степень усвоения учебного материала
в середине года (наблюдение, выполнение работ по образцам);
 итоговая аттестация проводится в конце учебного года для
определения степени усвоения знаний и умений, полученных в процессе
освоения образовательной программы (наблюдение, выполнение
творческой работы, зачетная работа).
В ходе промежуточного мониторинга проверяются знания, полученные по
основным разделам программы, могут использоваться: опросы, беседы,
совместное обсуждение достигнутых результатов, практические занятия,
зачет, тест, проверка выполнения практического задания.

Протокол результатов аттестации учащихся
20___/20___ учебный год
Вид аттестации_______________________________________________________________
(входная, текущая, итоговая)
Учебное объединение__________________________________________________________
Срок реализации программы____________________________________________________
Номер группы_________год обучения_______количество учащихся в группе___________
Ф.И.О.педагога________________________________________________________________
Дата проведения аттестации_____________________________________________________
Форма проведения_____________________________________________________________
Форма оценка результатов: уровень (высокий, средний, низкий)
Результат аттестации

№ п/п

Фамилия, имя уч-ся

Год
обучения

Результат аттестации

Всего аттестовано _____ учащихся.
Из них по результатам аттестации:
высокий уровень _____ чел.,
средний уровень ______ чел.,
низкий уровень ______ чел.
Подпись педагога_____________________________

При аттестации учащихся используется уровневая форма оценивания:
низкий, средний и высокий.
Уровни освоения
программы
Высокий

Средний

низкий

результат
Учащиеся
демонстрируют
высокую
заинтересованность в учебной, познавательной и
творческой деятельности, составляющей содержание
Программы. По итогам диагностики показывают
отличное
знание
теоретического
материала,
практическое применение знаний воплощается в
качественный продукт.
Учащиеся
демонстрируют
достаточную
заинтересованность в учебной, познавательной и
творческой деятельности, составляющей содержание
Программы. По итогам диагностики показывают
хорошее
знание
теоретического
материала,
практическое применение знаний воплощается в
продукт, требующий незначительной доработки
Учащиеся
демонстрируют
низкий
уровень
заинтересованности в учебной, познавательной и
творческой деятельности, составляющей содержание
Программы. По итогам диагностики показывают
недостаточное знание теоретического материала,
практическая работа не соответствует требованиям

Входной тест.
1.В каком слове ставится разделительный Ъ?

а) интер..ер
б) бул..он
в) фельд..егерь
г) трёх..этажный
2. В каком слове пишется буква Ё?
а) руч..нка
б) печ..нка
в) юбч..нка
г) ш..тландка
3. В каком слове пишется буква А?
а) выр..вненый
б) уг..реть
в) р..стовщик
г) з..рница
4. В каком слове пишется буква И?
а) агр..гат
б) абор..ген
в) эл..ксир
г) в..нтилятор
5. В каком слове нужно писать букву И?
а) пр..ступление
б) пр..дупреждение
6. В каком слове нужно писать одну букву –Н-?
а) решё(н,нн)ый
б) ране(н,нн)ый
7. В каком слове нужно писать букву И?
а) управля..мый
б) поеда..мый
в) завис..мый
г) учрежда..мый

в) пр..увеличение
г) пр..ближение
в) броше(н,нн)ый
г) дан(н,нн)ый

8. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
а) (еле)еле, (кое)где, одеться (по)зимнему;
б) (юго)запад, (бледно)розовый, (как)будто;
в) (давным)давно, (по)тихоньку, (как)либо;
г) (крепко)накрепко, (дальне)востосчный, (по)лучше;
9. Найдите слово с орфографической ошибкой.
а) круглолицый
б) пастуший
в) сгущонка
г) крючок
10. В каком слове пишется буква Я?
а) они мел..т кофе
б) они гон..тся
в) се..щий
г) дремл..щий
11. Найдите ошибку в образовании формы слова.
а) одной тапкой
б) более лучше
в) в обоих государствах
г) без комментариев
12.Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно
построенное).
а) Школьники охотно помогали группе археологов, приехавшим из
Москвы.
б) В этом году мы решили выписать журнал «Природу».
в) Говоря о русской поэзии, нельзя не вспомнить Жуковского.
г) После казни декабристов Пушкин не отказался и остался верен
декабристским идеалам.
13. В каком слове ударение на втором слоге?
а) облегчить
б) принял
в) переданный
г) балуется
14. В каком предложении не нужно ставить тире? (Знаки препинания не
расставлены).
а) Человек не помнящий прошлого лишает себя грядущего.
б) Орион одно из самых ярких созвездий украшающих зимнее небо.
в) Пожелтевшие листья мы находили в карманах плаща в кепках
всюду.
г) Раздался выстрел волк продолжал бежать.
15. На месте каких цифр в данных предложениях должны быть запятые?
Охотника(1) припорошённого снежком (2) совсем невидно было за
кустами (3) сильно разросшейся бузины.
По полу в горнице(4) ходит(5) вкрадчиво цокая(6) злющий петух Титан.
а) 1, 3, 4, 6.
б) 1, 2, 5, 6
в) 2, 3, 5
г) 1, 2, 3, 4, 6

Способы проверки результатов освоения программы.
Текущая аттестация
ЧАСТЬ 1

Прочитайте предложения и выполните задания А1, А2, A3.
А. Сейчас эти помехи уже не страшны: дальнюю связь все чаще ведут через
спутники.
Б. Но именно теперь некоторые факты дали почву опасениям, что перемены в
магнитном поле Земли способны вызвать катастрофы, перед которыми
побледнеют самые грозные силы природы.
В. Магнитные бури обычно не считаются грозным явлением природы, таким,
как землетрясения, цунами, тайфуны.
Г. Правда, они нарушают радиосвязь в высоких широтах планеты.
А1. Укажите неверное утверждение.
1) Предложение А сложное, бессоюзное, состоит из двух простых.
2) Предложение Б сложноподчиненное, состоит из трех простых.
3) Предложение В сложноподчиненное, состоит из трех простых.
4) Предложение Г простое, двусоставное, грамматическая основа – они
нарушают.
A2. В каком предложении есть вводное слово?
1) А;
3) В;
2) Б;
4) Г.
А3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква е?
1) в волчь_й ста_;
3) в бушующ_й ярост_;
2) весенн_м пени_м;
4) в последн_м путешестви_.
А4. В каком примере на месте пропуска пишется буква е?
1) Ни поет, ни свищ_т.
нет.
2) Нужды не увид_шь – и в добре
4) За двумя зайцами погон_шься –
не поход..шь.
ни одного не поймаешь.
3) И месяц свет_т, когда солнца
А5. В каком примере на месте пропуска пишется ь?
1) С радости кудри вьют_ся, а с печали секут_ся.
2) Дело мастера боит_ся.
3) Любишь катат_ся, люби и саночки возить.
4) Гром не грянет – мужик не перекрестит_ся.
А6. В каком ряду пропущена безударная гласная, проверяемая
ударением?
1) покр_снеть, обозн_чать,
3) вопл_щать, д_таль, уб_раться;
прим_риться;
4) выск_зать, изл_гать,
2) воссозд_вать, вд_леке,
неув_даемый
проск_чить;
А7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) р_скошный, над_рваться,
3) бе_жалостный, и_черпать,
н_лететь;
_бываются;
2) под_грать, под_тожить,
4) пр_подняться, пр_вилегия,
по_скать;
пр_шелец.

А8. В каком слове пишется е?
1) раста_вший;
3) съеж_лся;
2) выращ_нный;
4) постро_ться.
А9. В каком примере пишется нн?
1) ветре_ый;
3) взволнова_ый;
2) оконче_а;
4) некраше_ый.
А10. В каком предложении не со словом пишется слитно?
1) Я всегда говорил: если (не)чем распилить свои цепи, плюй на них, может,
проржавеют.
2)
Он
ушел,
ничего
(не)ответив.
3)
Мы
до
этого
никогда
(не)были
в
его
доме.
4) Никем (не)понятая, всеми отвергнутая, она вернулась родительский дом.
А11. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1) (все)таки, (пол)листа, когда(же);
3)
(темно)красный,
(по)моему
2) (по)детски, в (полу)тьме,
мнению,
как(бы)
нехотя;
(по)моему;
4) (пол)ящика, (премьер)министр,
(во)первых.
А12. Укажите верный вариант написания и его правильное объяснение.
Истина для глупцов – то(же), что факел среди тумана: он светится, не разгоняя
его.
1) то же – всегда пишется
союз;
раздельно;
4) то же – здесь это местоимение с
2) тоже – всегда пишется слитно;
частицей
3) тоже – здесь это сочинительный
А13. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и
окончания?
1) издавна;
2) перелетный;
3) убирали;
4) спасатель.
А14.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1)
красивее;
3)
более
быстрее;
2)
дав;
4) все директора школ.
А15. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Читая произведения Пушкина,
1) рождается чувство огромной
3) каждое слово поэта наполнено
радости;
любовью;
2)
испытываешь
истинное
4) у нас возникает любовь к
наслаждение;
русскому слову.
А16. Укажите предложение с грамматической ошибкой (неправильно
построенное).
1) Несмотря на боль в спине, он не только вышел на лед, но и забил решающую
шайбу.
2) Рев ветра, доносящегося из-за дрожащих стен, вызывал у меня чувство
смутной
тревоги.
3) Родители, заботясь об интеллектуальном развитии своего сына, много
внимания уделяли чтению, постоянно покупали интересные и полезные книги.
4) В «Огоньке» опубликован интересный рассказ молодого автора.

А17. В каком слове произносится звук [б]? 1) пробка; 2) забота; 3)
беленый; 4) прогреб.
А18. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) начать;
2) звонит;
3) приданое (невесты);
4) средства.
А19. Значение какого слова определено неверно?
1) Парадокс – неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией
утверждение,
рассуждение.
2) Коррупция – использование должностным лицом служебного положения в
целях
обогащения.
3)
Фатальный
–
роковой,
неотвратимый,
неизбежный.
4) Игнорировать – тонко вышучивать, насмехаться.
А20. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Порывистый ветер срывал листья с деревьев ( ) и дорожки сада усыпал
разноцветным ковром.
1) Сложное предложение, перед союзом
и нужна запятая.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна
запятая.
3) Сложное предложение, перед союзом и запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не
нужна.
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, где должны
стоять запятые?
Как потревоженная плачем (1) мать (2) проснувшись (3) протягивает руку к
ребенку (4) так и больное сердце (5) пробужденное от снов в ночи (6) тотчас
же отдается своей муке.
1) 1, 2, 3, 4, 5, 6;
2) 2, 3, 4, 5, 6;
3) 3, 4, 5, 6;
4) 1, 2, 3, 4.
А22. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Любовь к собакам, кошкам, птицам и вообще к природе воспитывает
человека.
2) Эти вести его либо окрыляли, либо приводили в уныние.
3) В рюкзаке я нашел удивительные вещи: два клыка, гудящую раковину и
корень
женьшеня.
4) Холмы были покрыты лиловым туманом, и с берега походили на сказочных
великанов.
А23. В каком предложении не ставится тире?
1) Я самый обыкновенный, ничем не примечательный человек.
2)
Не
думаю
с
холодной
учтивостью
промолвил
он.
3) Стол, кресла, стулья все было самого тяжелого и беспокойного свойства.
4) Хочешь узнать человека дай ему власть.
А24. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Что(бы) избежать ошибки, пришлось провести множество
дополнительных экспериментов, (по)этому сроки контрольных испытаний

пришлось сдвинуть на целый месяц.
2) Я не смог прийти (на)встречу с братом, (по)тому что болел всю
последнюю неделю.
3) Он был так(же) упрям, как и его брат, и, что(бы) мы ни предлагали, он на
все отвечал отказом.
4) Егор и сегодня говорил то(же) самое, что говорил вчера, за(то) теперь он
смотрел на нас без обычного для него высокомерия.
Прочитайте текст и выполните задания А27–А32, В1–В8.

1) «Мертвые души» остались незаконченными. 2) Гоголь не оправдал
возлагаемых на него надежд, он «не совершил». 3) Первая часть поэмы,
которая, по мысли своего творца, должна была составлять только крыльцо
величественного здания, осталась одна. 4) Во второй части все, что Гоголь
хотел выставить как идеальное, было мертво. 5) Жили и светились порой со
всей силой гения лишь типы отрицательные. 6) Но Гоголь подавлял свой
юмор, как преступление против искусства, и признал себя бессильным
закончить дело своей жизни. 7) И его «хрупкий состав» не выдержал этого
крушения.
8) Какое трагическое недоразумение! 9) В сущности, первый том был уже тем
величественным в художественном смысле зданием, о котором Гоголь мечтал
и которое обещал России, «вперившей в него полные ожидания очи». 10) И
если бы он понимал мыслью истинное свое назначение, он бы видел, что для
«завершения здания» остается сделать не так уж много, во всяком случае не
больше, чем уже сделано, быть может, поднять фронтон и покрыть крышу.
11) В самом деле, каково могло быть «логическое» продолжение «Мертвых
душ»?
12) Если бы он не испугался выводов из своей сатиры и не побоялся осудить
не только лица и не только должности, но и самый порядок, сверху донизу
пораженный бессилием и маразмом, – то ему осталось бы только изобразить
свободной кистью сатирика торжество чичиковского идеала.
13) Мирная помещичья усадьба. 14) Миловидная хозяйка, не то чтобы худая,
но и не очень полная, маленькие Чичиковы, с веселыми, остро и пытливо
бегающими отцовскими глазками, рабы, трудящиеся над созданием
благополучия нового помещика, и сам Павел Иванович, который смотрит
ясными очами в «глаза всякому почтенному отцу семейства», потому что он
«приобрел» и, значит, недаром бременит землю.
15) Таковы общие очертания конца «Мертвых душ», логически
продолжающие линию гоголевской сатиры. 16) Великое здание было бы
завершено последовательно и встало бы пророческим символом страны,
зачарованной в безоглядном самодовольстве рабства.
17) И над этой идиллией, на ее пока безоблачном горизонте чувствовалось бы,
может быть, приближение грозовой тучи, которой суждено было потрясти
гоголевскую Россию в самых ее основаниях.
18) Но он испугался «страшной правды»... 19) Под влиянием ложных идей он
изменил собственному гению и ослабил полет творческого воображения,

направляя его на ложный и органически чуждый ему путь.
(В.Г. Короленко)
ЧАСТЬ 2

В1. Какой смысл в тексте имеет слово идиллия?
1) Мирное, счастливое существование;
2) надгробная надпись;
3) несбыточная мечта, фантазия;
4) рисунок, картина, изображающие природу.
В2. Какое предложение связано с предыдущим с помощью союза и
местоимения?
1) 3;
2) 4;
3) 10;
4) 19.
В3. К какой части речи относится слово незаконченными (предложение 1)?
В4. Выпишите частицу из предложения 3.
В5. Среди предложений первого абзаца найдите слово с чередующейся
гласной в корне.
В6. Какой тип связи используется в словосочетании символом страны
(предложение 16)?
В7. Среди предложений второго абзаца найдите предложение с
обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
В8. Среди предложений 14–19 найдите предложение с обособленным
обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
В9. Среди предложений второго абзаца найдите предложение, в котором
подлежащее выражено местоимением.
В10. Определите тип связи предложений второго абзаца.

Подведение итогов по результатам освоения материала программы может
быть в форме представлений учебно-исследовательской работы по выбранной
тематике, либо в форме викторины «Самый умный».
Вопросы для викторины «Самый умный»
1. Проверь себя, расставив ударение.
Поднимаясь по лестнице, держитесь за поручни. Вы прошли таможенный
досмотр? Таможня уже начала свою работу. Груз, поделенный на двоих,
вдвое легче. Подняв чемодан, положите его на транспортер. Эксперт,
понявший свою задачу, начал действовать. Железнодорожный состав
прибыл на станцию вовремя. Прибыв к месту следования, не забудьте
получить багаж.
2. Какой пример звукописи использовал М.Лермонтов в строках:
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
3. Почему корень слова называется корнем? Можно ли корень считать
неизменяемой частью слова? Докажите свою мысль примерами.
4. Чем различаются словообразовательные морфемы от формообразующих?
5. От каких частей речи преимущественно образуются существительные с
суффиксом –ость (-есть), а от каких с – ение (-ние)?
6. Есть ли среди существительных среднего рода одушевлённые имена? Какие?
7. Различаются ли в коми языке качественные и относительные прилагательные?
8. Напишите четверостишие, используя краткие прилагательные.
9. Какие фразеологизмы с числительными первого десятка есть в коми языке?
Сравните с русским языком. Каких фразеологизмов больше – одинаковых или
разных?
10. Почему
числительные два, три, четыре не могут сочетаться с
существительными, употребляющимися только во множественном числе
(сани, носилки, очки и т.д.)?
11. Известно, что местоимения 3-го лица, употребляющиеся с предлогом,
принимают начальный н (у неё, от неё, за ним). Почему нет н в местоимениях
следующих примеров: За её домом начиналось поле. У его стола
стояла книжная полка.
12. Во всех ли лицах глаголы I и II спряжения различаются по окончаниям?
13. Какие глаголы, не изменяя, можно перевести из изъявительного наклонения в
повелительное, переставив ударение?
14. Сколько причастий можно образовать от одного глагола максимально и
минимально? От чего это зависит?
15. Какие предлоги не могут быть приставками?

У Л.Козыря есть четверостишие:
Холмы, вырастая и в сумерках тая
И думу какую-то в складках тая,
О том и молчат, что совсем непростая,
Совсем непростая планета моя.
От каких глаголов образованы деепричастия?
17. Как правильно сказать комплимент и как правильно его принять?
Темы учебно-исследовательских работ
1. Гласные и согласные бывают такие опасные…
2. Звуки – «двойняшки».
3. Где поставить ударение?
4. Откуда растет корень слова?
5. В царстве трёх склонений.
6. На что похоже наречие.
7. Какие части речи я знаю?
8. Как различать омонимичные формы слова?
9. Тайны словообразования.
10. Тайны причастия.
16.

Литература для педагога

1. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для
поступающих в вузы. – М.: Просвещение, 2000.
2. Розенталь Д.Э. Пунктуация и управление в русском языке.- М.: Книга,
2012.
3. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика.М.: ООО «Издательский дои «ОНИКС 21 век», 2014.
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – М.:
Айрис-пресс, 2013.
5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Айрис-пресс, 2013.
6. Хышов Н.Д. Педагогическое сопровождение детей на основе концепций
одаренности // Одаренный ребенок. 2008. - № 1. - С. 42-46.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.

Литература для обучающихся
Ким О.М. Словарь грамматических омонимов русского языка. – М.:
ООО «Издательство Астрель», 2015.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.:
ООО «ИТИ Технологии», 2011.
Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И. Аванесова. – М.:
Русский язык, 2013.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая
стилистика.- М.: ООО «Издательский дои «ОНИКС 21 век», 2012.
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. –
М.: Айрис-пресс, 2011.
Савко И.Э. Русский язык Ч.2. Синтаксис. Пунктуация. Текст.
Стилистика.: Пособие для учащихся старших классов гуманитарного
профиля и абитуриентов. – Минск: «Харвест», 2015.
Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова. –
М.: Русский язык, 2011.
Интернет-источники:

http://reshuege.ru/.

Календарный учебный график (базовый уровень)
№

Месяц

Число

Время
проведения
занятия

Форма занятия

Колво
часов

2.

октябрь

17

17.15.18.45

Групповая

2

Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ,
Входная аттестация.

3.

октябрь

18

17.15.18.45

Групповая

2

Язык и его свойства. Основные

п/п

Тема занятия

фонетические законы русского языка.

Место
проведения

Форма контроля

Учебный
кабинет

Входная диагностика

Учебный
кабинет

Фонетический разбор.

4.

октябрь

20

17.15.18.45

Групповая

2

Орфоэпия. Акцентологические нормы.

Учебный
кабинет

5.

октябрь

24

17.15.18.45

Групповая

2

Акцентология глаголов и глагольных форм.

Учебный
кабинет

6.

октябрь

25

17.15.18.45

Групповая

2

Акцентология существительных,
прилагательных и наречий.

Учебный
кабинет

7.

октябрь

27

17.15.18.45

Групповая

2

Изменение акцентологической нормы.

Учебный
кабинет

Тестирование

8.

октябрь

31

17.15.18.45

Групповая

2

Учебный
кабинет

Фонетический разбор

9.

ноябрь

1

17.15.18.45

Групповая

2

Графика как раздел лингвистики. Алфавит.
Буквы и звуки. Обозначение звуков с
помощью букв е, ё, ю, я.
Словообразование как раздел науки о языке.
Морфемный и словообразовательный разбор.

10.

ноябрь

3

17.15.18.45

Групповая

2

Основные способы словообразования в
русском языке.

Учебный
кабинет

Учебный
кабинет

Тестирование

11.

ноябрь

7

17.15.18.45

Групповая

2

Проверочный тест по морфемике. Решение
олимпиадных задач.

Учебный
кабинет

Проверочный тест

12.

ноябрь

8

17.15.18.45

Групповая

2

Морфология как раздел науки о языке.
Самостоятельные и служебные части речи.

Учебный
кабинет

Входная диагностика

13.

ноябрь

10

17.15.18.45

Групповая

2

Род несклоняемых существительных.
Грамматический род.

Учебный
кабинет

14.

ноябрь

14

17.15.18.45

Групповая

2

Число имён существительных. Только
множественное. Только единственное.

Учебный
кабинет

15.

ноябрь

15

17.15.18.45

Групповая

2

Названия падежей. Почему в русском языке
шесть падежей?

Учебный
кабинет

16.

ноябрь

17

17.15.18.45

Групповая

2

Морфологические нормы имен
существительных.

Учебный
кабинет

17.

ноябрь

21

17.15.18.45

Групповая

2

Имя прилагательное. Происхождение и
образование прилагательных.

Учебный
кабинет

18.

ноябрь

22

17.15.18.45

Групповая

2

Прилагательные качественные и
относительные.

Учебный
кабинет

19.

ноябрь

24

17.15.18.45

Групповая

2

Правописание -Н- и –НН- в именах
прилагательных.

Учебный
кабинет

20.

ноябрь

28

17.15.18.45

Групповая

2

Правописание суффиксов имен
прилагательных.

Учебный
кабинет

21.

ноябрь

29

17.15.18.45

Групповая

2

Степени сравнения прилагательных.
Морфологические нормы имен
прилагательных.

Учебный
кабинет

Промежуточный тест

Тест

Тестирование

22.

декабрь

1

17.15.18.45

Групповая

2

Из
истории
числительных.

числительных.

Разряды Учебный
кабинет

23.

декабрь

5

17.15.18.45

Групповая

2

Склонение количественных числительных.
Собирательные числительные.

Учебный
кабинет

24.

декабрь

6

17.15.18.45

Групповая

2

Склонение и употребление порядковых
числительных.

Учебный
кабинет

25.

декабрь

8

17.15.18.45

Групповая

2

Морфологические нормы числительных.

Учебный
кабинет

26.

декабрь

12

17.15.18.45

Групповая

2

ТЫ и вежливое ВЫ. Разряды местоимений.

Учебный
кабинет

27.

декабрь

13

17.15.18.45

Групповая

2

Неопределённые местоимения.

Учебный
кабинет

28.

декабрь

15

17.15.18.45

Групповая

2

Притяжательные и определительные
местоимения.

Учебный
кабинет

29.

декабрь

19

17.15.18.45

Групповая

2

Самая живая часть речи. Сила русского глагола. Учебный
кабинет

30.

декабрь

20

17.15.18.45

Групповая

2

Переходные и непереходные глаголы.
Видовые пары. Нарушение видовременных
отношений.

Учебный
кабинет

31.

декабрь

22

17.15.18.45

Групповая

2

Работа Л.Н. Толстого над языком.

Учебный
кабинет

32.

декабрь

26

17.15.18.45

Групповая

2

Одиннадцать глаголов исключений.
Своеобразные глаголы.

Учебный
кабинет

Тестирование

Работа с текстом

Входная диагностика

Тест

33.

декабрь

27

17.15.18.45

Групповая

2

Безличные глаголы.

Учебный
кабинет

34.

декабрь

29

17.15.18.45

Групповая

2

Спряжение глаголов.

Учебный
кабинет

35.

январь

9

17.15.18.45

Групповая

2

Чем трудны причастия? Разряды причастий.

Учебный
кабинет

36.

январь

10

17.15.18.45

Групповая

2

Суффиксы причастий настоящего времени.
Текущая аттестация

Учебный
кабинет

37.

январь

12

17.15.18.45

Групповая

2

Суффиксы причастий прошедшего времени.

Учебный
кабинет

38.

январь

16

17.15.18.45

Групповая

2

Причастия и отглагольные прилагательные.

Учебный
кабинет

39.

январь

17

17.15.18.45

Групповая

2

Правописание –Н- и –НН- в причастиях и
отглагольных прилагательных.

Учебный
кабинет

40.

январь

19

17.15.18.45

Групповая

2

Полные и краткие причастия.
Морфологический разбор причастия.

Учебный
кабинет

41.

январь

23

17.15.18.45

Групповая

2

Особенности образования и употребления Учебный
деепричастий.
кабинет

42.

январь

24

17.15.18.45

Групповая

2

Особенности употребления деепричастий.

Учебный
кабинет

43.

январь

26

17.15.18.45

Групповая

2

Деепричастный оборот.

Учебный
кабинет

Тестирование

Контрольная работа

Тест

44.

январь

30

17.15.18.45

Групповая

2

Переход деепричастий в наречия.
Морфологический разбор.

45.

январь

31

17.15.18.45

Групповая

2

Просторечные формы. Разряды наречий по Учебный
значению.
кабинет

46.

февраль

2

17.15.18.45

Групповая

2

Степени сравнения наречий.

Учебный
кабинет

47.

февраль

6

17.15.18.45

Групповая

2

Почему в словах досуха и досрочно на конце
пишутся разные буквы, хотя они оба имеют
приставку до-?

Учебный
кабинет

48.

февраль

7

17.15.18.45

Групповая

2

Категория состояния.

Учебный
кабинет

49.

февраль

9

17.15.18.45

Групповая

2

Предлоги и падежи.

Учебный
кабинет

50.

февраль

13

17.15.18.45

Групповая

2

В Крым и на Кавказ. Употребление предлогов.

Учебный
кабинет

51.

февраль

14

17.15.18.45

Групповая

2

Как различать производные предлоги от
омонимичных им самостоятельных частей
речи?

Учебный
кабинет

52.

февраль

16

17.15.18.45

Групповая

2

Чем отличаются союзы от предлогов? Есть ли Учебный
между ними сходство?
кабинет

53.

февраль

20

17.15.18.45

Групповая

2

Употребление
предложении.

54.

февраль

21

17.15.18.45

Групповая

2

Разряды союзов.

составных

Учебный
кабинет

союзов

Морфологический
разбор.

Тестирование

Проверочная работа

в Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

Тест

55.

февраль

22

17.15.18.45

Групповая

2

Частота употребления частиц Разряды частиц.

Учебный
кабинет

56.

февраль

27

17.15.18.45

Групповая

2

Отличие частиц от омонимичных форм.

Учебный
кабинет

57.

февраль

28

17.15.18.45

Групповая

2

Написание не и ни.

Учебный
кабинет

Текст на вставку

58.

март

1

17.15.18.45

Групповая

2

Учебный
кабинет

Текст на вставку

59.

март

5

17.15.18.45

Групповая

2

Употребление междометий и
звукоподражательных слов в текстах
художественного, разговорного стиля.
Выделение междометий.
Понятие словосочетания, виды
словосочетаний , синтаксический разбор.

Учебный
кабинет

Входной тест

60.

март

6

17.15.18.45

Групповая

2

Предложение. Виды предложений. Главные
члены предложения.

Учебный
кабинет

61.

март

12

17.15.18.45

Групповая

2

Подлежащее и способы его
выражения.

Учебный
кабинет

62.

март

13

17.15.18.45

Групповая

2

Тире между подлежащим и сказуемым.

Учебный
кабинет

63.

март

15

17.15.18.45

Групповая

2

Второстепенные члены предложения.

Учебный
кабинет

64.

март

19

17.15.18.45

Групповая

2

Предложения с однородными членами. Знаки
препинания между однородными членами.

Учебный
кабинет

65.

март

20

17.15.18.45

Групповая

2

Однородные и неоднородные определения.

Учебный
кабинет

Тест

66.

март

22

17.15.18.45

Групповая

2

Предложения с обобщающими словами при
однородных членах.

Учебный
кабинет

67.

март

26

17.15.18.45

Групповая

2

Предложения с обособленными членами.

Учебный
кабинет

68.

март

27

17.15.18.45

Групповая

2

Обособление определений и приложений.

Учебный
кабинет

69.

март

29

17.15.18.45

Групповая

2

Обособление дополнений.

Учебный
кабинет

70.

апрель

2

17.15.18.45

Групповая

2

Обособление обстоятельств.

Учебный
кабинет

3

17.15.18.45

Групповая

2

Уточняющие обстоятельства. Обращения,
слова- предложения да и нет

Учебный
кабинет

71.

апрель

72.

апрель

5

17.15.18.45

Групповая

2

Вводные слова и предложения.

Учебный
кабинет

73.

апрель

9

17.15.18.45

Групповая

2

Повторение материала о простом
осложненном предложении.

Учебный
кабинет

74.

апрель

10

17.15.18.45

Групповая

2

Сложные предложения, знаки препинания в
сложносочиненном предложении.

Учебный
кабинет

75.

апрель

12

17.15.18.45

Групповая

2

Сложноподчиненные предложения с одним
придаточным. Виды придаточных.

Учебный
кабинет

76.

апрель

16

17.15.18.45

Групповая

2

Сложноподчиненные предложения с двумя
или несколькими придаточными.

Учебный
кабинет

Тестирование

Текст на вставку

Промежуточный тест.

Тест

77.

апрель

17

17.15.18.45

Групповая

2

Некоторые недочеты и ошибки в построении
сложноподчиненных предложений.

Учебный
кабинет

78.

апрель

19

17.15.18.45

Групповая

2

Знаки препинания в сложноподчиненном
предложении.

Учебный
кабинет

79.

апрель

23

17.15.18.45

Групповая

2

Сложное предложение с разными видами
связи.

Учебный
кабинет

Промежуточный тест

80.

апрель

24

17.15.18.45

Групповая

2

Бессоюзное сложное предложение.

Учебный
кабинет

Текст на вставку

81.

апрель

26

17.15.18.45

Групповая

2

Сложные предложения с разными видами
союзной и бессоюзной связи.

Учебный
кабинет

82.

апрель

30

17.15.18.45

Групповая

2

Синтаксические конструкции с чужой речью.

Учебный
кабинет

83.

май

3

17.15.18.45

Групповая

2

Знаки препинания при цитатах.

Учебный
кабинет

84.

май

7

17.15.18.45

Групповая

2

Замена прямой речи косвенной. Диалог.

Учебный
кабинет

Работа с текстом

85.

май

8

17.15.18.45

Групповая

2

Повторение. Итоговый тест по синтаксису

Учебный
кабинет

Контрольная работа

86.

май

10

17.15.18.45

Групповая

2

Культура речи. Понятие нормы.

Учебный
кабинет

87.

май

14

17.15.18.45

Групповая

2

Орфоэпические нормы.

Учебный
кабинет

88.

май

15

17.15.18.45

Групповая

2

Основные акцентологические нормы СРЛЯ.

Учебный
кабинет

89.

май

17

17.15.18.45

Групповая

2

Лексические нормы СРЛЯ.

Учебный
кабинет

90.

май

21

17.15.18.45

Групповая

2

Морфологические нормы СРЛЯ.

Учебный
кабинет

91.

май

22

17.15.18.45

Групповая

2

Синтаксические нормы русского языка.

Учебный
кабинет

92.

май

24

17.15.18.45

Групповая

2

Изменение языковой нормы

Учебный
кабинет

93.

май

28

17.15.18.45

Групповая

2

Искусство слова. Звуковая организация
художественного текста

Учебный
кабинет

94.

май

29

17.15.18.45

Групповая

2

Художественное чтение текста.

Учебный
кабинет

95.

май

31

17.15.18.45

Групповая

2

Ритмичность художественного произведения.
Единство и целостность звучания
художественного текста.

Учебный
кабинет

96.

июнь

4

17.15.18.45

Групповая

2

Мифологические и фольклорные образы в
художественной литературе.

Учебный
кабинет

97.

июнь

5

17.15.18.45

Групповая

2

Выбор слова в художественном тексте.

Учебный
кабинет

98.

июнь

7

17.15.18.45

Групповая

2

Средства художественной выразительности.

Учебный
кабинет

Тестирование

Проверочная работа

Устный разбор

99.

июнь

11

17.15.18.45

Групповая

2

Анализ художественного текста.

Учебный
кабинет

100.

июнь

14

17.15.18.45

Групповая

2

Текст. Связное монологическое высказывание.

Учебный
кабинет

101.

июнь

18

17.15.18.45

Групповая

2

Смысловая и композиционная целостность
текста.

Учебный
кабинет

102.

июнь

19

17.15.18.45

Групповая

2

Последовательность предложений в тексте.
Средства связи предложений в тексте.

Учебный
кабинет

103.

июнь

21

17.15.18.45

Групповая

2

Тема текста. Проблематика текста. Заголовок.

Учебный
кабинет

104.

июнь

25

17.15.18.45

Групповая

2

Идея текста. Структура текста. Абзацное
членение.

Учебный
кабинет

105.

июнь

26

17.15.18.45

Групповая

2

Типы текста. Классификация текстов.

Учебный
кабинет

106.

июнь

28

17.15.18.45

Групповая

2

Контрольное сочинение.

Учебный
кабинет

107.

июль

2

17.15.18.45

Групповая

2

Резензирование сочинений, анализ ошибок.

Учебный
кабинет

5

17.15.18.45

Групповая

2

Итоговое занятие, викторина

Учебный
кабинет

Итого:

216

108.

июль

Анализ текста

Составление текста

Контрольное
сочинение.

Итоговая аттестация


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».