Патриот

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из важнейших
задач нашего общества. Ведь каким будет завтрашний день, какие в нем будут
преобладать нравственные ценности - зависит в определенной мере от нас,
взрослых: родителей, педагогов. Решать эту задачу нужно сегодня, сейчас.
Подростковый возраст - важнейший период в развитии человека. Подросток уже
не ребенок, но еще не взрослый. Его неопределенность в жизни, неясность
перспектив, материальные трудности ведут к тому, что подросток с большой
тревогой смотрит в завтрашний день.
Патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности,
обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Программа соответствует требованиям нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (в ред. От 08.12.2020 г.).
2.Проект Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения России от 30.09.2020 г.
3.Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. No196).
4.Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации
от 18 ноября 2015 г. No 09-3242.
5. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28).
Направленность программы. Содержание программы имеет социальнопедагогическую направленность. Данная программа представляет собой
определенную систему форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Занятия в учебной группе «Патриот» являются хорошими уроками для становления
личности подростка как гражданина Российской Федерации, создаёт условия для
социального, культурного и профессионального самоопределения личности
обучающихся; осуществляет профилактику асоциального поведения, подготовку
учащихся к службе в рядах Вооружённых Сил РФ, обеспечивает целостность
процесса психологического, физического, интеллектуального и духовного развития
личности учащихся.
Актуальной особенностью программы является концептуальный замысел,
позволяющий развить у подростка не только прикладные умения, но и
способствовать выбору нравственной жизненной позиции в социальноориентированной деятельности. Патриотизм – система ценностей, которыми
располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор
сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности

государства. В настоящее время в нашей стране возрождается система
патриотического воспитания детей и подростков. Данная образовательная
программа является средством развития мотивации, творческого потенциала
обучающихся в процессе совместной добровольной, продуктивной творческой
деятельности. Программа ориентирована на освоение социальных ценностей,
формирования гражданского сознания, чувств и поведения обучающихся,
подготовки их к жизни в обществе и выполнению конституционного долга –службе
в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы
заключается в том, что в обучении подростков делается упор на практическую
подготовку к воинской службе, развитие физического потенциала и трудовой
активности молодых людей, что наиболее полно способствует формированию
устойчивых профессиональных интересов и склонностей.
Отличительной особенностью данной программы является то, что
образовательный процесс носит открытый характер, т.к. он предполагает связь с
учреждениями культуры и спорта, военным комиссариатом, воинскими частями,
музеями, общеобразовательными школами, средствами массовой информации,
общественными организациями и объединениями.
Основной целью программы является – всестороннее развитие личности
гражданина и патриота своей Родины, формирование здорового человека,
неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны,
способного встать на защиту государственных интересов России.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Обучающие:





расширить и углубить знания по истории родного края;
расширить знания по истории Вооруженных Сил РФ;
обучить основам военно-прикладной подготовке;
формировать знание и умения, необходимые для социальной адаптации к
жизни в современном обществе;
 подготовить воспитанников к службе в Вооруженных Силах РФ.
Развивающие:
 создать благоприятные условия для интеллектуального, моральнопсихологического и физического формирования личности, развития
способностей и творческого потенциала;
 способствовать развитию детской инициативы;
 формировать у детей положительный социальный опыт, готовность к
общественной и профессиональной деятельности;
 развить и передать обучающимся лучшие традиции российского воинства;
 укрепить здоровье детей.
Воспитывающие:
 воспитание чувства патриотизма, формирования у подрастающего поколения
чувства верности Родине, готовности служению Отечеству;
 формирование общей культуры, их гражданских и нравственных качеств;

 формировать активную жизненную позицию, эмоционально-волевые качества
характера;
 усиление роли семьи в воспитании полноценных граждан общества.
Условия реализации программы. Программа может реализовываться с
применением
электронного
обучения
и
дистанционных
технологий
http://cvrizob.ru/site/pub?id=120. Программа ориентирована на учащихся среднего и
старшего возраста и рассчитана на один год. В учебных группах занимаются
учащиеся общеобразовательных школ города Изобильного в возрасте от 13 до 17
лет. Занятия проводятся согласно графику, утвержденному отделом образования
администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края.
Освоение программы предусматривает постоянное движение от простого к
сложному, разумное сочетание теории и практики.
Данная программа является модифицированной. При разработке программы
учитывались возрастные особенности учащихся. Посещение занятий проводится на
добровольной основе. Работа проводится в форме теоретических и практических
занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста
и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена
по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и
практических умений на каждом последующем этапе обучения. Программа
«Патриот» вариативна и допускает некоторые изменения в содержании занятий,
форме их проведения, количестве часов, отведенных на изучения отдельных тем.
При реализации данной программы используются как групповые, так и
индивидуальные занятия.
Теоретические занятия проводятся в форме: лекций, бесед, экскурсий, встречи
с ветеранами, диспутов.
Практические занятия проводятся в форме: вахты Памяти на Посту №1 у
Вечного огня, строевых смотров, уроков мужества, связи с воинскими частями,
видео просмотров, викторин, участия в городских мероприятиях.
При реализации программы используются как групповые, так и
индивидуальные занятия. Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов
варьируется педагогом в зависимости от условий.
Данная программа направлена на поэтапное освоение учащимися культурноисторического наследия малой Родины, военно-прикладных знаний с
использованием воинских традиций, развитие физических способностей,
воспитание патриотических чувств и духовно-нравственных качеств.
Образовательная деятельность и воспитательная работа осуществляется в
тесном взаимодействии с ветеранскими организациями, войсковыми частями
гарнизона, районным казачьим обществом.
Режим организации занятий. Количество учебных часов 216. Занятия
проводятся 2 раза в неделю по 3 часа. Продолжительность занятия 40 минут с 10
минутным перерывом.

Календарный учебный график
на 2021-2022 учебный год
Уровень
обучения

№
группы

Дата
начала
занятий

Дата
окончания
занятий

Кол-во
учебных
дней в год

Кол-во
учебных часов
нед./год.

Режим занятий

31.06.22

Кол-во
учебных
недель в
год
36

базовый

1

01.09.21

72

6/216

01.09.21

31.06.22

36

72

6/216

3

01.09.21

31.06.22

36

72

6/216

базовый

4

01.09.21

31.06.22

36

72

6/216

базовый

5

01.09.21

31.06.22

36

72

6/216

базовый

6

01.09.21

31.06.22

36

72

6/216

2 раза в неделю
по 3 часа
2 раза в неделю
по 3 часа
2 раза в неделю
по 3 часа
2 раза в неделю
по 3 часа
2 раза в неделю
по 3 часа
2 раза в неделю
по 3 часа

базовый

2

базовый

Форма обучения очная
Кадровое обеспечение: реализацию данной программы осуществляет педагог
дополнительного образования МБУДО «ЦВР» ИГОСК, высшей квалификационной
категории Афонин Владимир Иванович, стаж работы 14 лет.
Уровень освоения программы: базовый.
Ожидаемый результат
Предметные результаты:
По окончании курса данной программы, обучающиеся должны знать:
 Технику безопасности на занятиях по физической, стрелковой, строевой подготовке;
 Материальную часть автомата Калашникова;
 Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата
Калашникова;
 Последовательность неполной разборка и сборки АК-74М;
 Меры безопасности при обращении с автоматом
 Специфику физической подготовки;
 Государственную и военную символику;
 Дни воинской славы России;
 Структуру Вооруженных Сил Российской Федерации; Символы воинской
чести;
 Правила оказания первой медицинской помощи при различных видах травм;
 Правила безопасного поведения у водоемов, при пожаре, в природных
экстремальных ситуациях;
 Опасные природные факторы и защиту от их влияния;
 Современные средства поражения;
 Мероприятия ГО по защите населения;
 Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;
 Приборы радиационной и химической разведки и правила пользования ими.
Должны уметь:
 Выполнять неполную разборку и сборку АК-74М;

 Выполнять строевые приемы на месте и в движении по одному и в отделении
согласно Строевому уставу Вооруженных Сил Российской Федерации;
 Выполнять перевязку при различных видах травм, останавливать
кровотечение различными способами, накладывать шины при различных
переломах;
 Одевать противогаз и костюм химической защиты.
Личностные результаты. Улучшения качественных характеристик
учащихся:
 формирование нравственных качеств (честность, доброжелательность,
самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в
сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие);
 патриотическое сознание;
 формирование гражданской позиции патриотизма и любви к Родине,
способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни
достойного человека.
Формирование таких социально значимых качеств как:
 любовь к Отечеству, своему народу;
 ответственность;
 гражданская зрелость;
 чувство долга;
 знание и уважение истории края и Родины;
 воспитание готовности к защите Отечества;
 верность традициям;
 воспитание заботливого и бережного отношения к старшему поколению;
 готовность к преодолению трудностей;
 стремление к сохранению и приумножению культурных и народных
ценностей;
 получение практических навыков в начальной военной подготовке;
 повышение престижа военной службы.
Метапредметные результаты:
 формирование у учащихся готовности и практической способности к
выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите
Отечества;
 высокая гражданско-социальную активность, патриотизм, приверженность
идеям интернационализма, противодействия идеологии экстремизма;
 изучить историю и военно-историческое наследие Отечества;
 углубленно изучить краеведение, расширить знания об истории и
выдающихся людях «малой» Родины;
 развитие в молодежной среде ответственность, принципы коллективизма,
систему нравственных установок личности на основе присущей российскому
обществу системы ценностей;
 сформировать положительную мотивацию у подростков к прохождению
военной службы и подготовке юношей к службе в Вооруженных Силах
Российской Федерации;
 улучшить общее физическое состояние и укрепление физической
выносливости.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п

Наименование дисциплин

Формы
аттестации/контроля

Кол-во часов
теория

практика

всего

6

6

Собеседование,
тестирование

1.

Аттестация

2.

Военная история Отечества

18

3

21

Опрос

3.

История «малой Родины»

7

13

20

Собеседование

4.

Основы правовых знаний

9

9

Опрос

5.

Общевоинские Уставы ВС РФ

11

11

Опрос

6.

Строевая подготовка

24

24

Смотр-конкурс

7.

Военная топография

5

13

Опрос

8.

Современные боевые средства и 25
защита от них

1

26

Опрос

9.

Огневая подготовка

10

3

13

Сдача нормативов

10.

Тактическая подготовка

14

14

Опрос

11.

Профессия – Родину защищать

26

2

28

Опрос

12.

Оказание доврачебной помощи

13

5

18

Тестирование

13.

Техника безопасности

3

3

6

Опрос

14.

Физическая подготовка

7

7

Соревнование

72 часа

216
часов

8

ИТОГО: 144
часа

Содержание учебно-тематического плана
№ п/п

Темы занятий

Количество часов
всего теория практика

1.

Аттестация (входная, текущая, итоговая)

6

2.

Военная история Отечества

21

2.1

08.09.1812 Бородинское сражение русской армии под командованием
М.Ю.Кутузова с французской армией
11.09.1790 Победа русской эскадры под командованием Ф.Ф.Ушакова над
турецкой эскадрой у мыса Тендра
21.09.1380 Победа русских полков во главе с великим князем Дмитрием
Донским над монголо-татарами в битве на Куликовом поле
07.11.1612г. Освобождение Москвы силами народного ополчения под
руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского от польских
интервентов
01.12.1853г. День победы русской эскадры под командованием
П.С.Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп
05.12.1941г. День начала контрнаступления советских войск под Москвой
против немецко-фашистских захватчиков
24.12.1790г. Взятие турецкой крепости Измаил под командованием
А.В.Суворова
27.01.1944 снятие блокады Ленинграда
02.02.1943 Разгром советскими войсками немецко-фашистских войск в
г.Сталинграде
23.02.1918 День Победы Красной Армии над кайзеровскими войсками под
Нарвой и Псковом, День защитников Отечества
18.04.1242г. День Победы русских воинов князя Александра Невского над
немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище)
09.05.1945г. День Победы советского народа в ВОВ 1941 - 1945гг.
10.07.1709г. Победа русской армии под командованием Петра I над
шведами в Полтавском сражении
09.08.1714г. День первой, морской Победы
в российской истории русского флота под командованием Петра I над

2.2.
2.3.
2.4.

2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
2.9.
2.10.
2.11.
2.12.
2.13.
2.14.

Форма

Результативность

6

Собеседование,
тестирование

Формирование патриотических чувств

3

Формирование патриотических чувств

1

Лекции, беседы,
круглый стол,
экскурсии
Лекция

1

Лекция

1

Лекция

1

Лекция

1

Лекция

1

Лекция

1

Лекция

1
1

Урок Мужества
Урок Мужества

1

Лекция

1

Лекция

2
1

Лекция, Урок
Мужества
Лекция

1

Лекция

18

2.16.

шведами у мыса Гангут
23.08.1943 Разгром советскими войсками
немецко-фашистских войск в битве на Курской дуге
История казачества России.

2.17.

Кавказская война XIX века

2.18.

Итоговое занятие по теме

3.

История «малой Родины»

3.1.

Основание поселка Изобильно-Тищенского.

1

Лекция

3.2.

ВОВ

1

Лекция

3.3
3.4.
3.4.1.

Восстановление и развития Изобильненского района в послевоенные годы
Творческо-поисковая работа:
Моя родословная

1
2

Лекция
Поисковая работа
Лекция

3.4.2.

След войны в моем доме

2

Лекция

3.4.3.

Вклад моей семьи в дело Победы в ВОВ

3.4.4.

Песни наших бабушек и дедушек

3.4.5.

Семейный архив

1

Лекция

3.4.6.

Семейные реликвии

1

Лекция

3.5.

Что значит быть Патриотом сегодня?

2

Диспут

3.6.

Воспитание юных Изобильненцев на историко-патриотических традициях
города

2

Экскурсия в музей

3.7.
3.8.

История Поста № 1, клуба «Патриот» ЦВР
Ритуал клятвы часового Поста № 1

1

Беседа
Ритуал

2.15.

1

Лекция

1

Лекция
3

20

7

Лекция

Формирование патриотических чувств и
воспитание активной
гражданской позиции

13

Лекция
Лекция

2

1

1

3.9.

Несение Почетной вахты на Посту № 1

3.10.

Участие в торжественных мероприятиях г. Изобильного

4.

Основы правовых знаний

4.1.

Конституция РФ - основной Закон государства

4

В течении
учебного года
В течении
учебного года
Правовой
лекторий
Лекции

4.2.

Основные положения уголовного кодекса РФ

1

Лекции

4.3.

Уголовная ответственность несовершеннолетних

2

Лекции

4.4.

Основное положение административного законодательства РФ

1

Лекции

4.5.

Правовые основы военной службы

1

Лекции

5.

Общевоинские Уставы ВС РФ

9

11

9

Воспитание уважения к
воинскому званию офицера
РА, солдата, знание
ритуалов ВС РФ

11

Понятие о воинских уставах. История их создания

1

беседа

5.2.1.

Военная присяга

1

лекция

5.2.2.

Боевое знамя воинской части

1

беседа

5.2.3.

Военнослужащие и взаимоотношения между ними

1

беседа

5.2.4.

Внутренний порядок. Суточный наряд. Обязанности лиц суточного наряда.

1

лекция

1

беседа

1

лекция

5.1.

5.3.
5.3.1.
5.4.
5.4.1.
5.5.

Дисциплинарный Устав ВС РФ:
Поощрения и дисциплинарные взыскания.
Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ
Обязанности и действия часового. Отдание воинских почестей.
Строевой Устав ВС РФ:

Ознакомление учащихся с
Законами РФ

5.5.1.

Строи и управление ими

1

беседа

5.5.2.

Строевые приемы и движение без оружия и с оружием

1

лекция

5.5.3.

Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в
строй. Подход к начальнику и отход от него.
Строевая подготовка

1

беседа

6.

24

6.1.

Строевая стойка и выполнение команд

2

6.2.

Повороты на месте

2

6.3.

Движение

2

6.4.

Повороты в движении

2

6.5.

Отдание воинской чести на месте

2

6.6.

Отдание воинской чести в движении

2

6.7.

Выход из строя и возвращение в строй

2

6.8.

Подход к начальнику и отход от него

2

6.9.

Ответ на приветствие

2

6.10.

Строевые приемы с оружием

2

6.11.

Размыкание и смыкание отделения

2

6.12.

Перестроение отделения

2

7.

7.1

Военная топография

Определение сторон горизонта:

13

Практическая отработка
строевых приемов и
движений (без оружия и с
оружием)

24

8

5

Строевая
подготовка
Строевая
подготовка
Строевая
подготовка
Строевая
подготовка
Строевая
подготовка
Строевая
подготовка
Строевая
подготовка
Строевая
подготовка
Строевая
подготовка
Строевая
подготовка
Строевая
подготовка
Строевая
подготовка

Отработка практических
навыков по военной
топографии

7.1.1.

по компасу Андрианова

1

Лекция

7.1.2

по часам и солнцу

1

Лекция

7.1.3

по Полярной Звезде и Луне

1

Лекция

7.2.

2

2

Лекция,
практическое
задние

7.3.

Топографические карты. Условные топографические знаки и
пояснительные надписи. Чтение топографических карт, планов и
схем местности.
Движение по азимутам:

7.3.1.

Магнитный азимут и его определение на предмет

1

1

7.3.2.

Движения по азимутам

1

1

7.4.

Ориентирование в крупном городе, на местности по карте и без
карты. Итоговое занятие.

1

1

Лекция,
практическое
задние
Лекция,
практическое
задние
Лекция,
практическое
задние

25

1

8.

Современные боевые средства и защита от них

26

Понятие о современных
обычных и вооруженных
ОМП. Классификация
поражающих факторы и
способы защиты.

8.

Современные боевые средства и защита от них.

8.1.

Ядерное оружие

3

8.2.

Химическое оружие

2

лекция

8.3.

Бактериологическое оружие

1

лекция

8.4.

Современные обычные средства поражения

2

лекция

8.5.

Мероприятия по защите от ОМП (ЗОМП):

лекция

8.5.1.

СИЗ

7

7.5.2

Средства коллективной защиты

2

лекция

8.5.3.

Санитарная обработка людей. (Дегазация, дезактивация,
дезинфекция)

4

лекция

8.5.4.

Приборы радиационной разведки

1

лекция

8.5.5.

Приборы контроля радиоактивного облучения

1

лекция

8.6.

Правила безопасного поведения в условиях ЧС техногенного и
природного характера

1

лекция

9.

Огневая подготовка

13

10

1

Лекция, практикум

Изучение и привитие
практических навыков

3

9.1.

Назначение, т.т.х., общее устройство АКМ

Лекция

9.2.

Порядок неполной разборки АКМ

9.3.

Меры безопасности при обращении со стрелковым оружием

1

Лекция, практикум

9.4.

Ручные осколочные гранаты РГД-5 и Ф-1. назначение, т.т.х и
устройство

2

Лекция

9.5.

Меры безопасности при обращении с гранатами

1

Лекция

9.6.

Итоговое занятие: Сдача нормативов

3

Сдача
нормативов

10.
10.1.

Тактическая подготовка
Организация и боевые возможности мотострелкового отделения

14
2

Лекция

10.2.

Современный общевойсковой бой

2

Лекция

3
3

14

Практикум

10.3.

Условия, обеспечивающие успешные выполнения боевых задач

2

Лекция

10.4.
10.5.
10.6.
10.7.
11.

Обязанности солдат в бою
Действие солдат в наступлении, обороне
Действия солдат, назначенного наблюдателем
Действие солдат, назначенного дозорным
Профессия – Родину защищать

2
2
2
2
26

Лекция
Лекция
Лекция
Лекция

28

История ВС России
Структура ВС РФ и их назначение
Военная доктрина России
Состав и боевые традиции ВС России
Сухопутные войска
ВВС
ВМФ
РВСН и космические войска
ВДВ
Тыл ВС, специальные войска, инженерные войска, химические
войска, войска связи
11.11. Выбор военной профессии (встреча с ветеранами войн и конфликтов,
конкурсантами ВВУ)

1
1
1
4
4
4
4
4
1
1

11.12. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Военная присяга.

1

2

13

5

11.1.
11.2.
11.3.
11.4.
11.5.
11.6.
11.7.
11.8.
11.9.
11.10.

12.

12.
12.1.

Оказание доврачебной помощи

Основы доврачебной помощи и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни

Воспитание социальнонравственных норм
(патриотизм, уважение к
РА и ВМФ)

2

Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Дискуссии,
круглый стол

18

1

Воспитание уважения и
чувства гордости к
офицеру РА и ВМФ

Дискуссии,
тематические
уроки
Отработка навыков о
оказания первой
доврачебной
помощи
(1МП)
Лекция

12.2.

Организация медицинской службы ГО

2

Лекция

12.3.

Личная гигиена и профилактика заболеваний

1

Лекция

12.4.

Нравственность и здоровье

1

Лекция

12.5.

ЗППП

1

Лекция

12.6.

СПИД и профилактика

1

Лекция

12.7.

Правила оказания 1 МП:

12.7.1 1 МП при острой сердечной недостаточности и инсульте

1

1

12.7.2 1 МП при ранениях

1

1

12.7.3 1МП при травмах

1

1

12.7.4 1МП при Остановке сердца

1

1

12.7.5 1МП при тепловом и солнечном ударе. Профилактика.

1

Психологическая подготовка к службе в ВС РФ

1

1

3

3

12.8.

13.

Техника безопасности

6

13.1.

ПТБ при проведении занятий

1

1

13.2.

ПТБ при следовании на Пост № 1 и при несении службы

1

1

13.3.

ППБ

1

1

Лекция, практикум
Лекция, практикум
Лекция, практикум
Лекция, практикум
Лекция, практикум
Отработка занятий и
навыков ПТБ и ППБ
Инструктаж
проведения
занятий
Инструктаж
проведения
занятий
Инструктаж
проведения

занятий
14.
14.1.

Физическая подготовка
Гимнастика

14.2.
14.3.

7

7
3

соревнование

Бег на 100м, 1000м

1

соревнование

Марш-бросок 3000м с преодолением полосы препятствий

4

соревнование

Итого: 216

144

72

Методическое обеспечение программы:
 наличие учебного кабинета;
Оборудование кабинета:
 мультимедийное оборудование – 1шт,
 столы –10 шт.,
 стулья – 25 ш.т,
 шкафы – 4 шт.,
 банкетки – 4 ш.т
Оборудование по программе:
 Стенды – 12 шт.
 ноутбук – 1шт.,
 Бумага – 3 уп.
 Ручки – 25шт.
 Противогазы – 2 шт.
 Макеты ППШ – 4 шт.
 Манекен – 1 шт.
 ОЗК – 1 комплект
 Плакаты – 17 шт.
 учебные плакаты по военной топографии (1 комплект)
 плакаты с образцами военной формы одежды (1комплект)
 плакаты с образцами военной техники вооружения (1 комплект)
 Комплект летней формы «Юнармия» - 7 шт.
 Комплект зимний формы «Юнармия» - 7 шт.
 Комплект зимней формы Пост№1 – 8 шт.
 Комплект парадной формы Пост№1 – 15 шт.
 сборник общевоинских Уставов ВС РФ – 1 книга;
 наличие учебной литературы, презентаций, учебных фильмов.
Использование различных форм и методов работы:
 занятия-беседы;
 лекции;
 уроки мужества, встречи с ветеранами;
 посещение музея;
 практические занятия (индивидуальные и групповые);
методы: словесный, викторины, просмотр видеоматериалов, деловые игры, метод
«мозговой атаки».
Особенности организации образовательного процесса
Образовательная деятельность осуществляется по следующим разделам:
История Отечества; законодательные основы военной службы; военная топография;
строевая подготовка; огневая подготовка; тактическая подготовка; защита от
оружия массового поражения; общевоинские уставы; оказание доврачебной помощи

Контроль за результативностью учебного процесса








Отслеживание результатов образовательного уровня обучающихся с целью
анализа и дальнейшей корректировки программы проводится с помощью
мониторинга и диагностики:
входной анкетный опрос;
анкетный опрос по итогам обучения:
участие учащихся в смотре-конкурсе почетного караула Поста № 1;
батарея тестов на усвоение предметного содержания программы;
просмотр видеоматериалов и обсуждение проблемы в различных аспектах;
наблюдение.
Протокол результатов аттестации учащихся
20___/20___ учебный год
Вид аттестации________________________________________________________________
(входная, текущая, итоговая)
Учебное объединение__________________________________________________________
Срок реализации программы____________________________________________________
Номер группы_________год обучения_______количество учащихся в группе___________
Ф.И.О.педагога________________________________________________________________
Дата проведения аттестации_____________________________________________________
Форма проведения_____________________________________________________________
Форма оценка результатов: уровень (высокий, средний, низкий)
Результат аттестации
№ п/п

Фамилия, имя уч-ся

Год
обучения

Результат аттестации

Всего аттестовано ____ учащихся.
Из них по результатам аттестации:
высокий уровень _____ чел.,
средний уровень ______ чел.,
низкий уровень ______ чел.

Подпись педагога_____________________________
Уровни освоения
программы
Высокий

Средний

результат
Учащиеся демонстрируют высокую заинтересованность в учебной,
познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание
Программы. На итоговом тестировании показывают отличное знание
теоретического
материала,
практическое
применение
знаний
воплощается в качественный продукт
Учащиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в учебной,
познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание

низкий

Программы. На итоговом тестировании показывают хорошее знание
теоретического
материала,
практическое
применение
знаний
воплощается в продукт, требующий незначительной доработки
Учащиеся демонстрируют низкий уровень заинтересованности в
учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей
содержание Программы. На итоговом тестировании показывают
недостаточное знание теоретического материала, практическая работа не
соответствует требованиям
Входная диагностика (собеседование)

1. ПТБ и ППБ.
2. Патриотическое воспитание учащихся и задачи на современном этапе.
3. Что значит быть патриотом сегодня?
4. Организация и порядок несения вахты памяти на Посту №1 г. Изобильного.
5. Обязанности заместителя начальника караула Поста № 1 и часовых.
6. Семейная родословная и семейные традиции в контексте патриотического воспитания учащихся
7. Вклад семьи каждого учащегося в дело Победы в ВОВ.
8. Основные понятия об общевоинских Уставах МО РФ.
9. Назначение и задачи строевой подготовки.
10. Понятие об огневой подготовке.
11. Профессия Родину защищать.
Текущая диагностика (тестирование)
1.Даты по военной истории Отечества:
а) Бородинская битва (ответ 08.09.1812 г.)
б) Победа русской эскадры над Турецким флотом на Черном море у мыса Тендера (ответ
11.09.1790 г.)
в) Куликовская битва (ответ 21.09.1380г.)
г) Освобождение Москвы силами народного ополчения от польско-литовских интервентов (ответ
04.11.1612 г.)
2. Основания поселка Изобильно-Тищенского (ответ 1895 г.)
3. Основы строевой подготовки.
4. Ядерное оружие –это:
а) управляемое средство поражения, эффективность которого основывается на высокой точности
попадания в цель;
б) вид оружия массового поражения, действие которого основано на использовании
болезнетворных свойств микроорганизмов;
в) оружие массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах
химических веществ;
г) вид оружия массового поражения взрывного действия, основанного на использовании
внутриядерной энергии (правильный ответ)
5.Что не относится к поражающим факторам ядерного взрыва? Укажите верный вариант
ответа:
а) болезнетворные свойства микробов и результаты их деятельности; (правильный ответ)
б) радиоактивное заражение;
в) световое излучение;
г) ударная волна.
6. К коллективным средствам защиты относятся:
а) противогаз;
б) укрытия; (правильный ответ)
в) ОЗК;
г) перчатки.
7.От каких поражающих факторов оружия массового поражения защищает убежище:
а) от химического и бактериологического оружия, а также радиоактивного заражения;
б) от всех поражающих факторов ядерного взрыва;

в) от всех поражающих факторов ядерного взрыва, от химического и бактериологического
оружия; (правильный ответ)
г) от ударной волны ядерного взрыва и обычных средств поражения.
8. Рассмотрите рисунок. Под цифрой 1 на противогазе расположено:

а) переговорное устройство;
б) фильтрующая коробка; (правильный ответ)
в) клапан вдоха;
г) клапан выдоха.
9. Что такое строевая подготовка?
а) Это предмет обучения военнослужащих, имеющий целью выработки у них умения правильно и
быстро выполнять команды, строевые приёмы с оружием и без него
б) Это способ поддержания порядка в воинской части
в) Это способ улучшения скорости отработки военных приемов
10.На основе чего организуется и проводится строевая подготовка?
а) На основе Строевого устава ВС РФ
б) На основе корпусного и караульного уставов ВС РФ
в) На основе указов главнокомандующего
11. На каком интервале в сомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по
фронту один от другого?
а) На расстоянии метра друг от друга
б) На расстоянии вытянутой руки
в) На расстоянии равному ширине ладони между локтями
12.Строем называется.
а) Строй – размещение военнослужащих, подразделений для их совместных действий в пешем
порядке и на машинах.
б) Строй – установленное Уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей для их
совместных действий в пешем порядке и на машинах (правильный ответ)
в) Строй – установленное Уставом или командиром размещение военнослужащих, подразделений
и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.
13. Колонной называется.
а) Колонна — строй, в котором военнослужащие расположены один возле другого на одной
линии, на установленных интервалах.
б) Колонна — строй, в котором военнослужащие расположены один возле другого на одной
линии.
в) Колонна — строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а
подразделения (машины) — одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или
командиром (правильный ответ)
14. Направляющим называется.
а) Направляющий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся головным в
указанном направлении (правильный ответ)
б) Направляющий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся последним в
колонне.
в) Направляющий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся первым в колонне.
15. Замыкающий является.
а) Замыкающий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся первым в колонне.
б) Замыкающий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся последним в колонне
(правильный ответ)
в) Замыкающий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся головным в колонне.
16.Чтобы принять положение строевой стойки необходимо.

а) Стоять свободно, ослабив правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять
внимания и не разговаривать.
б) Стоять прямо, без напряжения.
в) Стоять прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, носки выровнять по линии фронта,
поставив их на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а
все тело несколько подать вперед; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы
кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и
касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед
собой; быть готовым к немедленному действию (правильный ответ)
17. Вооружённые Силы – это:
а) вооружённая организация государства, одно из важнейших орудий политической власти;
б) составная часть государства, защищающая его рубежи от нападения противника;
в) вооружённая система государства, обеспечивающая защиту его интересов и находящаяся в
постоянной готовности для отпора возможной агрессии со стороны другого государства.
18. К видам Вооружённых Сил РФ относятся:
а) РВСН, артиллерийские войска, войска ПВО, мотострелковые войска;
б) Сухопутные войска, Военно-Воздушные Силы, Военно-Морской флот;
в) Сухопутные войска, Воздушно-десантные войска, танковые войска, мотострелковые войска.
19. Ракетные войска стратегического назначения – это:
а) войска, оснащённые ракетно-ядерным оружием, предназначенные для нанесения удара по
противнику;
б) войска, оснащённые ракетным оружием, предназначенные для нанесения удара по противнику в
любой точке земного шара;
20. Сухопутные войска – это:
а) вид Вооружённых Сил, предназначенный для ведения боевых действий преимущественно на
суше;
б) вид войск, предназначенный для решения стратегических и локальных задач;
в) род войск, предназначенный для выполнения любых боевых задач при ведении военных
действий.
21. Военно-Воздушные Силы – это:
а) вид Вооружённых Сил, предназначенный для нанесения ударов по авиационным, сухопутным и
морским группировкам противника, его административно-политическим, промышленноэкономическим центрам в целях дезорганизации государственного и военного управления,
нарушения работы тыла и транспорта, а
также ведения воздушной разведки и воздушных перевозок;
б) вид войск, предназначенный для ведения боевых действий в воздухе, подавления живой силы и
техники противника, переброски в заданные районы Воздушно-десантных войск, поддержки в
военных операциях частей и соединений ВМФ и Сухопутных войск;
в) род войск, предназначенный для выполнения боевых задач в воздухе при ведении боевых
действий как на своей территории, так и на территории противника.
22. Основу боевой мощи ВВС составляют:
а) истребительная и бомбардировочная авиация;
б) сверхзвуковые всепогодные самолёты, оснащённые разнообразным бомбардировочным,
ракетным и стрелково-пушечным вооружением;
в) личный состав ВВС, Воздушно-десантные войска, самолёты различных модификаций.
23. Военно-Морской Флот – это:
а) род войск, обеспечивающий выполнение боевых задач по разгрому военно-морских сил
противника;
б) вид войск, обеспечивающий решение боевых задач с применением специальной военной
техники и вооружения;
в) вид Вооружённых Сил, предназначенный для нанесения ударов по промышленноэкономическим центрам, важным военным объектам противника и разгрома его военно-морских сил.
24. Воздушно-десантные войска – это:
а) вид Вооружённых Сил, предназначенный для боевых действий в тылу противника;
б) род войск, предназначенный для боевых действий в тылу противника;

в) вид войск, предназначенный для боевых действий с применением специальной военной
техники.
Итоговая диагностика (тестирование)
1.Победа русской эскадры на Черном море у мыса Синоп ____ (01.12.1853 г.)
2.Взятие турецкой крепости Измаил ____ (24.12.1790 г.)
3.Полтавское сражение _______ (10.07.1709 г.)
4.Начало контрнаступления под Москвой ______ (05.12.1941 г.)
5.Сталинградская битва __________ (02.02.1943 г.)
6.Битва на Курской дуге ________ (23.08.1943 г.)
7.Освобождение Изобильного от немецко-фашистских захватчиков _________ (22.01.1943 г.)
8.Снятие блокады Ленинграда _______ (27.01.1944 г.)
9.День Победы советского народа в ВОВ __________ (09.05.1945 г.)
10.Дата основания Поста № 1 в Изобильном _________ (09.05.1984 г.)
11. Гражданская правоспособность физического лица возникает с:
а) рождения
б) 14 лет
в) 16 лет
г) 18 лет
12. Полная дееспособность по общему правилу наступает с:
а) рождения
б) 14 лет
в) 16 лет
г) 18 лет
13.Новая Конституция Российской Федерации была принята в:
а) 1991 году
б) 1995 году
в) 2000 году
г) 1996 году.
14.Полная уголовная ответственность наступает с
а) 14 лет
б) 16 лет
в) 18 лет
г) 19 лет
15. Какие виды уголовных наказаний не могут применяться к несовершеннолетним?
а) штраф;
б) обязательные работы;
в) лишение права заниматься определенной деятельностью;
г) конфискация имущества;
д) арест;
е) ограничение свободы;
ж) пожизненное лишение свободы (правильные ответы Г,Е,Ж)
16. Для чего используется метод, изображенный на рисунке? Укажите верный вариант
ответа:

а) определение сторон горизонта; (правильный ответ)

б) определение времени года;
в) определение даты и времени;
г) определение местонахождения источника воды.
17. В солнечный полдень тень указывает направление на:
а) юг;
б) запад;
в) север; (правильный ответ)
г) восток.
18. Здоровый образ жизни – это:
а) выработанный годами режим работы, отдыха и питания;
б) систематическое закаливание и физическая активность;
в) система привычек и поведения человека, направленная на обеспечение определенного уровня
здоровья;
г) отсутствие вредных привычек.
19.Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации
является:
а) министр обороны;
б) премьер-министр;
в) президент; (правильный ответ)
г) министр иностранных дел.
20. Войска, отвечающие за реализацию мер ядерного сдерживания и поражения
стратегических объектов, носят название:
а) ракетные войска стратегического назначения; (правильный ответ)
б) сухопутные войска;
в) воздушно-десантные войска;
г) военно-морской флот РФ.
21. На рисунке изображена эмблема:

а) воздушно-десантные войска;
б) военно-морской флот; (правильный ответ)
в) сухопутные войска;
г) ракетные войска стратегического назначения.
22.Чтобы остановить венозное кровотечение нужно:
а) наложить давящую повязку;
б) наложить жгут; (правильный ответ)
в) обработать рану спиртом;
г) обработать йодом и заклеить лейкопластырем.
23. К признакам открытого перелома относится:
а) боль, припухлость;
б) кровотечение, боль, зуд;
в) боль, припухлость, кровотечение;
г) нарушение двигательной функции поврежденного органа, боль, припухлость, деформация в
месте травмы. (правильный ответ)
24.Укажите вид кровотечения, изображенного на рисунке:

а) капиллярное;
б) венозное;

в) артериальное. (правильный ответ)
25. Самым надежным способом остановки кровотечения в случае повреждения крупных
артериальных сосудов рук и ног является:
а) наложение давящей повязки;
б) пальцевое прижатие;
в) максимальное сгибание конечности;
г) наложение жгута; (правильный ответ)
26. При открытом переломе конечности с сильным кровотечением раны необходимо в
первую очередь:
а) Обработать край раны йодом;
б) Провести иммобилизацию конечности;
в) Промыть рану перекисью водорода;
г) Остановить кровотечение. (правильный ответ)
27. Как правильно выбрать место наложения кровоостанавливающего жгута при
артериальном кровотечении?
а) наложить жгут на обработанную рану;
б) выше раны на 10-15 см;
в) на 15-20 см ниже раны; (правильный ответ)
г) на 20-25 см ниже раны;
28. В каких целях использовались ополченцы? Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
а) для охраны обозов
б) для варварских нашествий
в) для строительства дорог
г) при осадах вражеских крепостей
д) Для торговли с другими странами
29. Основу вооруженных сил Московского государства в XVI веке составляли:
а) Ополчение
б) Рабы
в) Пехота
г) Морской флот
д) Дворянские формирования
30. Как в Московском государстве назывались служивые люди по найму?
а) Ополченцы
б) Стрельцы
в) Полки нового строя
г) моряки
31.Какие войска составляют главную ударную силу Сухопутных войск?
а) Мотострелковые войска
б) Зенитно-ракетные войска
в) Армейская авиация
г) Танковые войска
д) Инженерные войска
32. Какие войска предназначены для разминирования местности и объектов?
а) Мотострелковые войска
б) РВСН
в) Радиотехнические войска
г) Инженерные войска
д) Танковые войска
33.Тыл Вооружённых Сил – это:
а) силы и средства, осуществляющие тыловое и техническое обеспечение армии и флота;
б) В) род войск, осуществляющий техническое обеспечение армии и флота в мирное и военное
время.
в) вид войск, осуществляющий тыловое обеспечение армии и флота в мирное и военное время;
34. Специальные войска предназначены для:
а) выполнения стратегических задач по разгрому противника на его территории;

б) выполнения специальных задач по обеспечению боевой и повседневной деятельности
Вооружённых Сил;
в) выполнения первоочередных боевых задач при обороне и наступлении армии и флота.
35. Основу обороны Российской Федерации составляют:
а) Вооружённые Силы РФ;
б) аэромобильный отряд спасателей «Центроспас» МЧС РФ;
в) Пограничные и Внутренние войска РФ
36. Что такое тактическая подготовка?
а) обучение личного состава в подготовке и введении боя (правильный ответ)
б) нападение на врага
в) отступление
г) все ответы верны
36. Когда появилась тактика?
а) в 1941г.
б) в 1942г.
в) с появлением армии (правильный ответ)
г) в 1965г.
37. Что такое бой?
а) стрельба из всех видов оружия
б) уничтожение боевой техники
в) уничтожение живой силы противника
г) основная форма тактических действий войск авиации и флота, воюющих сторон (правильный
ответ)
38. Что такое тактика?
а) правила поведения
б) составная часть военного искусства (правильный ответ)
в) военное шествие
г) вид военного искусства
39. Кто из военноначальников и полководцев внесли в развитие тактики.
а) Калашников
б) Макаров
в) Македонский (правильный ответ)
г) Драгунов
40. Кто такой дозорный?
а) наводчик оператор
б) механик водитель
в) управляющий
г) разведчик (правильный ответ)
41.Устав внутренней службы – это…
а) устав определяет основные положения уклада в воинских частях (правильный ответ)
б) устав определяет предположения уклада в воинских частях
в) устав определяет сущность воинской дисциплины
г) устав определяет организации и несения службы суточным и гарнизонным нарядом
42. Что такое дисциплинарный устав?
а) устав определяет основные положения уклада в воинских частях
б) устав определяет предположения уклада в воинских частях
в) устав определяет сущность воинской дисциплины (правильный ответ)
г) устав определяет организации и несения службы суточным и гарнизонным нарядом
43. Строевой устав – это…
а) устав определяет строевые приемы и движения без оружия и с оружием (правильный ответ)
б) устав определяет предположения уклада в воинских частях
в) устав определяет сущность воинской дисциплины
г) устав определяет организации и несения службы суточным и гарнизонным нарядом
44. Кто такой часовой?
а) это командир
б) это рядовой

в) это солдат
г) это вооруженный караул (правильный ответ)
45. Сколько времени часовой стоит на посту?
а) 5 часов
б) 2 часа (правильный ответ)
в) 3 час
46. Автомат Калашникова АКМ предназначен
а) для уничтожения живой силы противника; (правильный ответ)
б) для уничтожения живой силы противника, легкой бронированной техники;
в) для уничтожения живой силы противника, легкой бронированной техники, укреплений
противника
47. Автомат состоит из следующих основных частей и механизмов:
а) ствол со ствольной коробкой, с прицельным приспособлением и прикладом, крышки, ствольной
коробки, затворной рамы с газовым поршнем, затвора, возвратного механизма;
б) газовой трубки со ствольной накладкой, ударно - спускового механизма, цевья, магазина, штык
- ножа;
в) а и б. (правильный ответ)
48. С какой целью производится неполная разборка автомата Калашникова?
а) для чистки, смазки и осмотра автомата
б) при сильном загрязнении автомата
в) при переходе на новую смазку и при ремонте
49. Когда производиться полная разборка автомата Калашникова?
а) при сильном загрязнении
б) при переходе на новую смазку и при ремонте
в) после нахождения под дождём или в снегу
г) для чистки, смазки и осмотра автомата
50. Как производят разборку и сборку автомата?
а) На столе или чистой подстилке, части и механизмы кладут в порядке разборки, обращаются с
ними осторожно, не складывают одну часть на другую и не применяют излишних усилий или
резких ударов
б) На столе или на любой удобной поверхности, части и механизмы кладут быстро и бессистемно,
обращаются с ними без осторожности, можно складывают одну часть на другую и применять
излишние усилий или резкие удары
в) Только на столе, части и механизмы кладут в порядке разборки, но обращаются с ними как
придётся, складывая одну часть на другую и при необходимости применяя усилия или резкие
удары
51. Ручная граната Ф-1 предназначена:
а) для поражения живой силы в оборонительном бою
б) для поражения живой силы в наступательном бою
в) для поражения живой силы в оборонительном и наступательном бою
52. Сколько осколков дает при разрыве корпуса гранаты Ф-1?
а) 290
б) 300
в) 280
53.Площадь рассеивания осколков РГД-5:
а) 28-32 м
б) 25-28 м
в) 30-34 м
54. Радиус убойного действия осколков РГД-5:
а) 20 м
б) 30 м
в) 25 м
55. Масса гранаты РГД-5:
а) 300 г
б) 310 г
в) 320 г














56. За сколько секунд происходит взрыв гранаты после броска?
3,6-4,4 сек
3,2-4,2 сек
3,5-4,6 сек
57. Взрывается ли граната в грязи, воде и в снегу?
нет
да
иногда
58. Масса гранаты Ф-1:
650 г
550 г
600 г
59. Радиус убойного действия осколков Ф-1:
150 м
220 м
200 м

Литература для педагогов
1. Бугай С.Ф. Казачество России, М., «Можайский полиграфический
комбинат,1999.
2. Бубнов В.Г. Основы медицинских знаний: учебное пособие. М.: АСТ, 1997.
3. Казаков А.В., Сазонов О.Н. Методика организации и проведения военноисторической работы. - СПб.: СПбГУ, 2001.
4. Конституция Российской Федерации. https://www.zakonrf.info/konstitucia/
5. Мазыкина Н.В., Монахов А.Л. Равнение на победу. Методические
рекомендации организаторам по патриотическому воспитанию детей и
подростков. - М.: Издательство ЦГЛ, 2004.
6. Марков М.Ю. Воинская обязанность. Военнослужащий – защитник своего
Отечества. – М. «Армпресс», 2000 – 96 с.
7. Медико-санитарная подготовка учащихся: Учеб. Для сред. учеб. Заведений /
В.Н. Завтялов, М.И. Гоголев, В.С. Мордвинов и др.; Под ред. П.А. Курцева. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1988.
8. «Начальная военная подготовка», издание девятое 1987 г. А.И. Аверин, И.Ф.
Выдрин, Н.К. Ендовицкий и др., стр. 254.
9. «Общевоинские уставы ВС РФ». https://mai.ru/education/military/biblio/
10.Основы военной службы. Шибецкий П.А., Раздрогов А.Г., Хуснутдинов Р.И.,
Огородников А.И. и др. // Казань, РИЦ «Школа», 2002
11.Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных
учреждениях: метод. Пособие / Н.И. Хромов. _ М.: Айрис- пресс, 2008.
12.Салихова Р. Воспитание гражданина / Р.Салихова,Г. Ахметжанова
// Воспитание школьников: Теоретический инаучно-методический журнал. 2003. - №6. - С.40
13.Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 6-9 класс: учебник
для общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников; под
общ. ред. А.Т. Смирнова.- 7-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
14.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (https://docs.cntd.ru/document/420277810?marker=6540IN)
15.Федоровская Г. Военно-патриотическое воспитание//Воспитание школьников.
- 2002. - №3. - С. 31-33.
16.Федеральный закон "О гражданской обороне" от 12.02.1998 N 28-ФЗ
(последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17861/
Литература для учащихся.
1. «История Изобильненского района» А.Е. Богачкова, 1994г., С. 326.
2. Казаков А.В., Сазонов О.Н. Методика организации и проведения военноисторической работы. - СПб.: СПбГУ, 2001.
3. Медико-санитарная подготовка учащихся: Учеб. Для сред. учеб. Заведений /
В.Н. Завтялов, М.И. Гоголев, В.С. Мордвинов и др.; Под ред. П.А. Курцева. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1988.
4. «Начальная военная подготовка», издание девятое 1987 г. А.И. Аверин, И.Ф.
Выдрин, Н.К. Ендовицкий и др., стр. 254.
5. Общевойсковые уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. Серия
«Закон и общество». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005.

6. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: метод. Пособие / В.Н.
Латчук, В.В. Макаров. - 5-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2006.
7. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. Для учащихся 11 кл.
общеобразоват. учреждений / А.Т.Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев; под
общ. ред. А.Т. Смирнова. - 6-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2006.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.: ГроссМедиа, 2007.
Интернет – источники:
1. Инструкция
по
оказанию
первой
доврачебной
помощи
https://www.dzhmao.ru/info/instruktsiya-po-okazaniyu-pervoy-dovrachebnoypomoshchi-.php
2. Памятка
по
оказанию
первой
помощи
пострадавшим
https://yasenevo.mos.ru/law-and-order/mchs/article/rendering-of-first-aid-tovictims.php
3. Справочник по военной топографии
http://militera.lib.ru/enc/0/pdf/sprav_voennaya-topografiya-1980.pdf
4. Задачи и виды строевой подготовки военнослужащих ВС РФ, методика
проведения
https://militaryarms.ru/sluzhba-v-armii/stroevaya-podgotovkavoennosluzhashhix-vs-rf/
5.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».