Вдохновение

Пояснительная записка
Литература, как и все виды искусства, воспитывает, просвещает, даёт
возможность человеку познать мир и самого себя. Любой писатель,
наблюдая, изучая жизнь, воплощает при помощи слов все, что он увидел,
почувствовал, понял. Книга обладает удивительной способностью влиять на
умы и сердца людей, помогает раскрыть подлинную красоту человеческой
души.
Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед
педагогом стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким
образом, чтобы общество получало культурных, нравственных и социально
активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать
устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без
серьёзной работы учащихся не только с учебником, но и с детской
литературой из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность
книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе.
Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и
привычки существенно изменились. В наш век научно-технического
прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, многие
дети потеряли интерес к чтению.
Направленность программы. Содержание программы «Вдохновение»
имеет
художественную
направленность,
содействует
развитию
познавательных потребностей, активизирует творческие способности.
Приобретая практические умения и навыки в области литературного
искусства, учащиеся получают возможность открыть креативные
способности, развить художественный вкус.
Актуальность и новизна программы обусловлена тем, что она
позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм
работы в деятельности дополнительного образования, развить речь
учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать
грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных
технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию
интереса к книге, к чтению.
Данная программа позволяет создавать условия для формирования
потребности в самостоятельном чтении художественных произведений,
выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится
расширению кругозора детей через чтение книг различных жанров,

разнообразных по содержанию и тематике, обогащению нравственноэстетического и познавательного опыта ребенка.
Педагогическая
целесообразность
программы
объясняется
формированием духовности через культуру речи. Перед детьми раскрывается
мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими
поколениями, вырабатывается
художественный вкус, происходит
углубленное знакомство учащихся с детской литературой и книгой. В целом
занятия в учебной группе способствуют разностороннему и гармоническому
развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению
задач нравственного и эстетического воспитания.
Цель программы - формирование у учащихся интереса к чтению,
расширение кругозора и развития речи.
Для достижения поставленной цели решаются основные задачи:
Образовательные:
 формирование у детей интереса к миру художественной литературы;
 расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров,
разнообразных по содержанию и тематике;
 формирование умения создавать стихи, малую прозу, анализировать
произведения собственного сочинения;
 формирование стремления к самореализации личности через
собственный литературный труд;
Развивающие:
 развитие эстетического вкуса, фантазии, изобретательности,
художественной памяти;
 развитие умения давать героям характеристику и оценку их поступков;
 расширение кругозора обучающихся посредством рассматривания и
чтения книг различных жанров, просмотра спектаклей;
 развитие творческих литературных способностей школьников, их
литературного дара;
 развитие
коммуникативных,
личностных,
технологических,
социальных способностей.
Воспитательные:
 воспитание художественно-эстетического вкуса;
 воспитание нравственно-этической культуры детей;
 воспитание чувства уважения к творчеству писателей;

 воспитание правильной самооценки, умения общаться со сверстниками
и работать в коллективе;
 формирование эстетического отношения ребенка к жизни, приобщая
его к классике художественной литературы;
Отличительная особенность данной программы заключается в том,
учащиеся имеют возможность в полном объёме получать теоретические
знания по литературе, заниматься продуктивной творческой деятельностью
(сочинение произведений разных жанров); исследовательской деятельностью
(участие в муниципальных и региональных, творческих конкурсах).
Программа предусматривает 1 год освоения программы.
Условия реализации программы
Данная программа является модифицированной и рассчитана для детей
9-12 лет. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Всего 216 часов.
Посещение занятий производится на добровольной основе. Программа
вариативна и допускает некоторые изменения в содержании занятий, форме
их проведения, количестве часов отведенных на изучение отдельных тем.
Каждый из этапов обучения состоит из взаимопроникающих блоков
теоретического и практического, которые реализуются последовательно,
синхронно или самостоятельно, в зависимости от поставленной задачи.
Программа может корректироваться в зависимости от желаний и
возможности обучающихся. На протяжении всего учебного процесса
осуществляется отслеживание результатов, включая разнообразные способы
диагностики: педагогическое наблюдение, психологическое тестирование,
анализ полученных результатов, анкетирование, презентации результатов
собственных исследований. Обучаясь по программе, знания учащихся
постепенно расширяются, углубляются, систематизируются, приобретают
обобщенный характер.
Режим организации занятий. Занятия проводятся 3 раза в неделю по
два часа. Продолжительность занятия 40 минут с 10 минутным перерывом.
Календарный учебный график. Календарный учебный график составная часть Программы, составлен в соответствии с календарно-учебным
графиком МБУДО «ЦВР» ИГОСК на 2021-2022 учебный год.
Календарный учебный график устанавливает конкретные календарные
сроки реализации Программы в соответствии с учебным планом с учётом
праздничных и выходных дней (прил.1)

Форма обучения очная
Кадровое обеспечение: реализацию данной программы осуществляет
педагог дополнительного образования МБУДО «ЦВР» ИГОСК Васенева
Анастасия Николаевна.
Нормативный срок освоения программы: 1 год.
Ожидаемый результат:
По окончанию программы учащиеся должны знать:
 основные литературные термины (фольклор, рифма, стихосложение,
проза и др.);
 разновидности и особенности энциклопедических публикаций (о
растениях, животных, космосе, истории и т.д.);
 имена и фамилии изученных детьми русских и зарубежных писателей
(Ю.Куклачев, Ю. Ермолаев, Дж.Родари, Н. Носов, В. Гауф и др.);
 мифы и легенды древней Греции;
 виды словарей и их особенности (толковый, орфографический и
орфографический);
должны уметь:
 доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
 проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми);
 выразительно читать тексты;
 различать литературные роды и жанры, виды словесного творчества;
 анализировать литературные тексты, делать умозаключения и выводы;
сформировать навыки:
 создание собственных текстов и монологов;
 создание индивидуальных, групповых и коллективных проектов по
литературным произведениям;
Личностные результаты.
Учащиеся будут знать и понимать:
 как оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения
общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как
хорошие или плохие;
 как правильно распознавать эмоции других людей, сочувствовать,
сопереживать;

 обучающиеся смогут высказывать своё отношение к героям
прочитанных произведений, к их поступкам.
 будут уметь эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
Метапредметные результаты:
На разных этапах обучения у учащихся формируются метапредметные
УУД, отражающие работу с информационными источниками (поиск,
синтез, анализ информации); исследовательскую деятельность в рамках
предметной области; перенос предметных знаний в практику собственной
жизни; навыки в области презентации полученных знаний; творчество,
дивергентное мышление через содержание работ, включающих умения:
Знания:
 обучающийся может находить ответы на вопросы, используя
литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке.
Понимание:
 умеет ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя;
 может доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого
текста);
 умеет выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика);
 может перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы в парах, группах.
Отслеживание результатов образовательного уровня учащихся с целью
анализа и дальнейшей корректировки программы проводится с помощью
мониторинга и диагностики:
 - входная аттестация проводится в первые дни обучения для
выявления уровня подготовки учащихся, их интересов и способностей
(собеседование, тестирование, наблюдение, пробное выполнение
элементарных упражнений);
 - текущая аттестация определяет степень усвоения учебного
материала в середине года (наблюдение, зачетная работа, миниконцерт, конференция);
 - итоговая аттестация проводится в конце учебного года для
определения степени усвоения знаний и умений, полученных в
процессе освоения образовательной программы (анкетирование,
наблюдение, выполнение творческой работы, доклад, мини-спектакль).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
стартовый уровень обучения
№
п/п

Наименование тем

Вводное занятие. Техника
безопасности. Входная
аттестация

1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11

Фольклор
Русская литература
Зарубежная литература
Поэзия
Литературные вечера и
экскурсии
Оформление литературных
газет и выставок
Мир энциклопедии, журнала,
справочника и словаря
Театр и литература
Региональный компонент
Итоговые занятия (текущая,
итоговая аттестация)
ИТОГО

Количество часов

Формы
аттестации/контроля

всего
2

теория
2

практика
-

собеседование

18

6

12

опрос

68
28
20
14

14
8
6
4

54
20
14
10

викторина
опрос
конкурс
творческие задания

32

-

32

выставка работ

10

4

6

опрос

12
8
4

2
2
2

10
6
2

творческие задания
опрос
наблюдение
тестирование

216

50

166

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Тема 1. Вводное занятие.
Знакомство с образовательной программой, целями и задачами.
Правила поведения и работы в учебном объединении, техника
безопасности. Входная аттестация.
Тема 2. Фольклор.
Детский фольклор. Колыбельные песни, потешки, прибаутки,
заклички, дразнилки, считалки, приговорки, скороговорки. Особенности
детского фольклора. Словотворчество. Наставительность. Перевертыши.
Небылицы. Ритмичность небылиц. Сказки о животных. Бытовые,
волшебные сказки. «Болтунья» - русская народная бытовая сказка.
Сказочная интонация. Путешествие как важный элемент сюжета

волшебной сказки. «Пёрышко Финиста Ясна-Сокола». Особенности
волшебной сказки. Символика русских народных сказок. Отражение
русского быта в устном народном творчестве. Русские былины о
богатырях.
Практическая работа. Словесное рисование, заучивание прибаутки,
считалки или потешки. Сочинение собственной небылицы-перевертыша,
чтение вслух со сказочной интонацией, создание иллюстраций к
волшебной сказке «Перышко Финиста Ясна-Сокола», просмотр
мультфильма «Колыбельные мира». Чтение и пересказ русских народных
сказок о животных. Работа с устаревшими словами.
Тема 3. Русская литература.
Произведения русских
современных писателей и классиков.
Стихотворные сказки и их особенности. И. Тургенев «Капля жизни». В.
Осеева «Простое дело». Книги о дружбе и взаимопомощи. Братья наши
меньшие. Произведения Н. Носова. КВН «С героями Н. Носова». В.П.
Крапивин Фантастическая повесть «Выстрел с монитора». В. Осеева
«Бабка». Н. М. Артюхова «Трудный вечер». Е. Велтисов «Мальчик из
чемодана», «Миллион и один день каникул», В. Медведев «Баранкин,
будь человеком». М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». А.С. Грин «Алые
паруса», В. П. Крапивин «Я иду встречать брата». П. П. Бажов
«Малахитовая шкатулка». Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ.
«Из истории нашей Родины», М. Москвина «Моя собака любит джаз», Л.
Воронкова «Бабушкины дела», «Что сказала бы мама». А. Гайдар «Тимур
и его команда». Рассказы Б. В. Шергина. А. Волков «Волшебник
изумрудного города». Л. В. Соловьев «Зверь, именуемый кот». Подробное
рассмотрение книг приключенческого жанра. А. С. Пушкин «Руслан и
Людмила». Сказка мудростью богата. Е. Носов «Яблочный спас».
Б.Екимов «Ночь исцеления». О.М. Сомов. Выражение впечатления о
прочитанном.
Практическая деятельность. Заучивание наизусть, составление
характеристики героя по его поступкам и жизненным ситуациям,
выразительное чтение. Мини-сочинение «Моя кошка», «Собака – друг
человека».
Подготовка
к
КВН,
пересказ,
иллюстрирование
понравившегося эпизода произведения, просмотр фильма «Алые паруса»,
«Руслан и Людмила». Сочинение собственной повести, викторина,

оформление аннотаций на прочитанные книги. Презентация «Страницы
прошлого в картинах русских художников». Анализ произведения.
Литературный эксперимент: сравнение звучания джаза и его описания.
Читательская конференция. Оформление читательского дневника.
Сочинение волшебной сказки.
Тема 4. Зарубежная литература.
Произведения зарубежных писателей. Французская сказка «Красавица
и чудовище». Дж. Родари «Ремесла». Х.К. Андерсен «Ромашка», Ш.
Сильверстайн «Щедрое дерево». Страна фантазия. Мифы и легенды
древней Греции. Сказки Леонардо да Винчи. Гномы и эльфы в сказках и
легендах Западной Европы. Дж. Толкиен «Хоббит, или туда и обратно».
М. Твен «Приключения Тома Сойера», Д. Свифт «Путешествие
Гулливера». Ф. Г. Лорка «Как улитка отправилась путешествовать, и кого
она встретила в пути». В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук», Х.К.
Андерсен «Русалочка».
Практическая деятельность.
Анализ произведения, эвристическая
беседа. Литературная игра «вопрос-ответ», игра «Угадай произведение –
зачитай отрывок». Пересказ выбранного мифа или легенды. Презентация
«ступеньки мудрости». Создание иллюстраций. Словесное рисование.
Анализ книг. Игра «Ассоциация», чтение и обсуждение баллады.
Оформление читательского дневника.
Тема 5. Поэзия
Знакомство с русскими и зарубежными поэтами. Стихи о природе.
Страницы русской классики. Сборник стихотворений о животных «Про
нас». Б.Заходер «История гусеницы». Ю. Мориц «Жора Кошкин». М.
Джалиль о любви к Родине. «Родные поэты». Стихи поэтов-классиков 19 –
начала 20 века для детей: В. Жуковский, К. Рылеев, Н. Некрасов и др.
Стихосложение. Основные приемы. Чудесная сказка русской зимы.
Сочинение собственного двустишия, четверостишия. Сопоставление
произведений разных авторов на одну и ту же тему. Теория стиха. Форма
и содержание.

Практическая деятельность.
Сочинение собственного двустишия,
четверостишия. Выразительное чтение, заучивание наизусть. Конкурс на
лучшего чтеца.
Тема 6. Литературные вечера и экскурсии.
Расширение кругозора и включение детей в мир культуры через
экскурсии в музей и библиотеку. Прогулка по городу. Литературные вечера
посвященные жизни и творчеству А. А. Фета и О.В. Перовской.
Практическая
стенгазета.

деятельность.

Доклад,

презентация,

чтение

наизусть,

Тема 7. Оформление литературных газет и выставок.
Подготовка и участие в создании литературных газет. Оформление
выставок.
Тема 8. Мир энциклопедии, журнала, справочника и словаря.
Детские энциклопедии. По страницам детских журналов. О чем
рассказывают журналы? Виды словарей. «Где, что, как и почему?». Книгисправочники и энциклопедии.
Практическая деятельность. Нахождение в большом потоке информации
интересующую информацию. Просмотр энциклопедий о растениях,
животных, географии, истории и т.д. Обсуждение особенностей
энциклопедических публикаций. Чтение детских журналов. Анализ
поступков героев, предложение своего решения проблемы. Формулирование
своего отношения к происходящему в произведении. Работа со словарями.
Обсуждение особенностей каждого словаря (толковый, орфографический,
фразеологический). Выполнение творческих работ. Отбор и чтение
материалов из периодики.
Тема 9. Театр и литература.
Пьеса-сказка «Синяя птица» М. Матерлинка. Связь театра и литературы.

Практическая деятельность. Эвристическая беседа, обсуждение структуры
пьесы. Игра-драматизация «Синяя птица». Чтение по ролям. Просмотр
иллюстраций. Выбор произведения и роли, заучивание текста. Изготовление
костюмов. Мини-спектакль по выбранному произведению.
Тема 10. Региональный компонент
Знакомство с писателями и поэтами Ставрополья. И. Кашпуров «Ах,
Ставрополье». Жизнь и творчество А. Екимцева. Сказки Г. Пухальской.
Обобщающее занятие по ставропольским поэтам и писателям.
Практическая деятельность. Литературное слушание. Выразительное
чтение. Анализ произведений. Заучивание наизусть. Отработка темпа чтения,
передача настроения голосом. Выполнение творческих работ. Словесное
рисование.

Тема 11. Итоговые занятия (текущая, итоговая аттестация).
Занятия проводятся в форме творческих мероприятий, коллективного
обсуждения и рекомендаций.
Календарно-тематическое
планирование
тематический учебный график (см. приложение 2)

и

календарно-

Методическое обеспечение программы
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Содержание программы, формы и методы работы, определяются
поставленной целью.
Выбор того или иного метода осуществляется в тесной связи с
целями обучения, развития и воспитания учащихся, а также особенностями
содержания учебного плана.
 Словесный метод
Теоретический материал преподносится в форме рассказа, объяснения
нового материала, информации познавательного характера, а также
беседы, сопровождаемой вопросами к детям с учетом знаний и
практических навыков.
 Наглядный метод

Занятия сопровождаются демонстрацией иллюстраций. Зрительные,
слуховые, тактильные образы дополняют словесное описание и, таким
образом, способствуют лучшему пониманию учебного материала
учащимися.
 Практический метод
В основе практического метода лежит абсолютная
работа с
художественным
текстом: составление текстов собственного
сочинения, редактирование и анализ текстов, оформление созданного
текста и т.д.
Для постоянного поддержания интереса детей к учебным занятиям,
приходиться учитывать их возрастные особенности, степень
подготовленности.
Основная форма обучения – комплексное учебное занятие, включающее
в себя вопросы теории и практики. На занятиях используются
индивидуальные, коллективные и другие формы работы с детьми.
В основу всех форм учебных занятий заложены общие характеристики:
- каждое занятие имеет цель, конкретное содержание;
- любое занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных
взаимосвязанных этапов;
- построение учебного занятия осуществляется по определенной логике.
Активное участие в городских, районных и краевых литературных
конкурсах оценивается по уровню развития творческих способностей.
Дипломы и награды, заслуженно полученные за свои работы, являются
стимулирующим компонентом в обучении детей.
Материально-технические условия: Для реализации программы
требуется просторное, светлое помещение с естественным доступом воздуха,
легко проветриваемым, с достаточным дневным и вечерним освещением. В
учебном кабинете организованы рабочие места по количеству учащихся в
группе. В процессе работы через каждый учебный час делается перерыв на
10 минут с целью проветривания помещения.
Учебное помещение должно быть эстетично оформленным и чистым.
Правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное
значение. Это дисциплинирует учащихся, способствует повышению
культуры труда и творческой активности.
Учебное оборудование кабинета включает комплект мебели,
приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа
наглядных пособий.

Применение наглядных пособий играет большую роль в усвоении
материала. Они демонстрируются при объяснении нового материала или в
процессе изучения.
Материалы и оборудование:
 произведения художественной литературы;
 репродукции картин, фотографий поэтов и писателей;
 литературные энциклопедии, справочники, словари;
 фильмы и мультфильмы;
 компьютер, мультимедийный проектор;
 тетрадь в клетку или в линию;
 карандаш, ручка, фломастеры, ластик;
 материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и
т. д.).
Контроль за результативностью учебного процесса
Отслеживание результатов образовательного уровня учащихся с целью
анализа и дальнейшей корректировки программы проводится с помощью
мониторинга и диагностики.
Виды контроля:
 Входной контроль (первичная диагностика) проводится в начале
учебного года (сентябрь-октябрь) для определения уровня подготовки
обучающихся. Форма проведения – собеседование.
 текущая аттестация определяет степень усвоения учебного
материала в середине года (наблюдение, зачетная работа, творческие
задания).
 итоговая аттестация проводится в конце учебного года для
определения степени усвоения знаний и умений, полученных в
процессе освоения образовательной программы (анкетирование,
наблюдение, выполнение творческой работы, тестирование).
Критерии оценки достижения планируемых результатов
 Критериями оценки уровня освоения программы являются:
 соответствие уровня теоретических знаний обучающихся
программным требованиям;
 свобода восприятия теоретической информации;
 самостоятельность работы;
 осмысленность действий;
 соответствие практической деятельности программным требованиям;
 уровень творческой активности обучающегося: количество
реализованных проектов, выполненных самостоятельно на основе
изученного материала;

 качество выполненных работ, как по заданию педагога, так и по
собственной инициативе;
Помимо педагогического мониторинга формой подведения итогов
является выполнение самостоятельных творческих работ учебной группы.
Здесь учащиеся могут сравнить и давать оценку результатам своего же труда.
Детские работы участвуют в конкурсах, посвящённых какому-либо
мероприятию, празднику. Для лучшего восприятия преподаваемого предмета
с обучающимися детьми необходимо посещать мастер-классы, музеи,
экскурсии, различные выставки, развивающие эстетический вкус и любовь к
миру литературы и искусства.

Протокол результатов аттестации учащихся
20___/20___ учебный год
Вид аттестации________________________________________________________________
(входная, текущая, итоговая)
Учебное объединение__________________________________________________________
Срок реализации программы____________________________________________________
Номер группы_________год обучения_______количество учащихся в группе___________
Ф.И.О.педагога________________________________________________________________
Дата проведения аттестации_____________________________________________________
Форма проведения_____________________________________________________________
Форма оценка результатов: уровень (высокий, средний, низкий)
Результат аттестации
№ п/п

Фамилия, имя уч-ся

Всего аттестовано _____ учащихся.
Из них по результатам аттестации:
высокий уровень _____ чел.,
средний уровень ______ чел.,
низкий уровень ______ чел.
Подпись педагога_____________________________

Год
обучения

Результат аттестации

Уровни освоения
программы
Высокий

Средний

низкий

результат
Учащиеся демонстрируют адекватное понимание
эмоций и переживаний персонажей произведения,
способны описать их; понимают мотивы поступков
героев и дают оценку их действий; способны
представить ёмкую характеристику собственного
отношения к персонажам прочитанных произведений;
ориентируются в нравственном содержании и смысле
поступков героев произведения; демонстрируют
наличие собственных читательских приоритетов,
сформированность этических чувств.
Учащиеся демонстрируют понимание отдельных
эмоций и переживаний персонажей произведения, не
способны их описывать; могут дифференцировать
поступки героев на положительные и отрицательные;
испытывают трудности в понимании причин тех или
иных поступков героев, в том числе отрицательных;
дают
поверхностную
характеристику
своего
отношения к персонажам прочитанных произведений;
ориентируются в нравственном содержании и смысле
поступков героев произведения на уровне «хорошо» и
«плохо».
Учащиеся не способны дать характеристику героев,
основываясь на их личностных качествах, а также на
анализе их действий и поступков; демонстрируют
непонимание эмоций и переживаний персонажей
произведения; не способны дать характеристику своего
отношения к ним; не ориентируются в нравственном
содержании и смысле поступков героев произведения.

Контрольно-измерительные материалы
Тестовые задания для проверки знаний по литературному кружку
(стартовый уровень)
Опрос по теме: «Введение в мир художественной литературы»
1.Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2.Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
3.Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»?
(Артемон)
4.Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
5.Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по
всему свету искать своего названного братца? (Герда)
6.Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)

7.Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева
«Цветик-семицветик»? (Женя)
8.Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
9.В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
10.Каково настоящее имя Царевны- лягушки? (Василиса Премудрая)
Система оценки: 9-10 выполненных заданий верно – высокий уровень
6-8 выполненных заданий верно - средний уровень
5 выполненных заданий верно – достаточный уровень.
Тест по теме: «Детский фольклор»
1.Фольклор - это:
а) устное народное творчество;
б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных
массах;
в) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и
пониманием слова;
г) набор произведений на различные темы.
Свой вариант
2. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?
а) греческого;
б) латинского;
в) английского;
г) русского.
Свой вариант
3.Кто является автором фольклорных произведений?
а) поэт;
б) летописец;
в) певец-сказитель;
г) народ.
Свой вариант
4.Определи жанр произведения «Лежал, лежал, Да и в речку побежал»
а) закличка;
б) считалка
в) загадка.
Свой вариант
5.Определи жанр произведения: «Старый друг лучше новых двух..»
а) скороговорка;
б) пословица;
в) поговорка.
Свой вариант
6.Какая из этих сказок не является народной?
а) Два Мороза;
б) Лиса и журавль;
в) Сказка о рыбаке и рыбке.
Свой вариант

Ответы: 1а, 2в, 3г, 4в, 5б, 6в
Система оценки:
6 выполненных заданий верно – высокий уровней 5-4 выполненных заданий
верно - средний уровень 3- выполненных заданий верно – достаточный
уровень.
Викторина по рассказу Н.М. Артюховой «Трудный вечер»
1. Куда уехал папа?
- в магазин
- в путешествие
- в командировку
- на дачу
Чем мальчик накрыл маму?
- пушистой шалью
- тёплым одеялом
- пледом
- кофтой
2. Что почувствовал мальчик после того, как уснула мама?
- почувствовал себя заброшенным и одиноким
- весёлым
- свободным
- счастливым
3. Что сделал бы Алёша, чтобы обратить на себя внимание?
- набрать в себя побольше воздуха, чтобы зареветь погромче
- постучать по кастрюлям
- включить громко телевизор
- читать вслух
4.Что погрела мама мальчику?
- молоко
- какао
- кофе
- чай
5. Как мальчик уснул?
- его укачала мама
- он уснул под тихую мелодию
- его укачал папа
- он уснул быстро, так как у него был трудный вечер
6.Как звали маму?
- Таня
- Лена
- Наташа
- неизвестно
7.На чём уехал папа?
- на машине

- на мотоцикле
- на поезде
- на автобусе
8.Как объяснил папа сыну, где эта командировка?
- в соседнем городе
- 200 км отсюда
- в другой стране
- она довольно далеко
Ответы: в командировку; пушистой шалью; почувствовал себя заброшенным
и одиноким; набрать в себя побольше воздуха, чтобы зареветь погромче;
молоко; он уснул быстро, так как у него был трудный вечер; неизвестно; на
поезде; она довольно далеко.
Система оценки: 8-7 выполненных заданий верно – высокий уровней 6-5
выполненных заданий верно - средний уровень 4- выполненных заданий
верно – достаточный уровень.
Опрос по теме: «Чудесная сказка русской зимы»
Звучит отрывок из известной сказки, а дети должны угадать из какой.
1. «Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать. А их видимо –
невидимо. Под кустами и под камнями, на кочках и под кочками – куда ни
поглядишь. Набрала она полную корзину, полный передник – и скорее опять
на полянку, где костёр горел, где 12 братьев сидели».
2. «Старик затужил, заплакал; однако посадил дочку на сани, хотел прикрыть
и то побоялся; повёз бездомную во чисто поле, свалил на сугроб,
перекрестил, а сам поскорее домой, чтоб глаза не видали дочерниной
смерти».
3. «Жил – был старик. У него было три сына: двое умных, третий дурачок
Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего
не хочет».
4. «Пошли старики в огород, и давай снежную дочку лепить. Вылепили
дочку, вставили вместо глаз две голубенькие бусины, сделали на щёчках две
ямочки, из алой ленточки – роток».
5. «Окна зимою зачастую совсем замерзали, но дети нагревали на печи
медные монеты, прикладывали их к замёрзшим стёклам, и сейчас же
оттаивало чудесное круглое отверстие, а в него выглядывал весёлый
ласковый глазок – это смотрели каждый из своего окна, мальчик и девочка,
Кай и Герда».
Ответы: «12 месяцев», С. Я. Маршак; «Морозко», русская народная
сказка; «По щучьему велению», русская народная сказка; «Снегурочка»,
русская народная сказка; «Снежная королева», Г. Х. Андерсен.
Система оценки:
5 выполненных заданий верно – высокий уровней
3-4 выполненных заданий верно - средний уровень
2-3 выполненных заданий
верно – достаточный уровень.

Тест по теме: «Мир классики».
- Укажи автора стихотворения «Няне»?
1) М.Ю.Лермонтов 
2) А.С.Пушкин
3) П.П.Ершов 
4) С.А.Есенин
- Отметь чудо, которого не было в сказке П.П.Ершова «Конёк-горбунок»?
1) Жар -птица
2) купание Ивана в кипятке
3) разговор с месяцем
4) кони с золотыми хвостами и алмазными копытами
- Узнай произведение по рифме.
Полями - краями, туман - румян, ночною - межою.
1) «Где сладкий шёпот...»
2) «В синем небе плывут над полями...»
3) «Листопад»
4) «Ещё земли печален вид..,»
Ответы: А.С. Пушкин, разговор с месяцем, в синем небе плывут над полями.
Система оценки: 3 выполненных заданий верно – высокий уровней
2 выполненных заданий верно - средний уровень
1 выполненное задание верно – достаточный уровень.

Литература для педагога.
1.Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.
2. Бурыкин А.А. Миф. Фольклор. Литература. - М.: Наука. Ленинградское
Отделение, 2000.
3. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.
4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя.-М.:Просвещение, 2011.
5. Ерёмина О.А. Литературный кружок в школе. 5-6 классы: пособие для
учителей общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2012.
6. Иванникова Н.В. Журнал Издательство «Библиотекарь» №5 № 10 №7-11,
2015.
7. Иллюстрированный фразеологический словарь. – М.: Издательство
«Полиграфиздат» 2012.
8. Лакоцепина, Т.П. Современный урок. Часть 6 (интегрированные уроки) /
Т.П. Лакоцепина. – М.: Изд-во Учитель, 2008.
9. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское
восприятие школьников. – Л., 1974.
10. Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком,
2009.
11. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.
12. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.
13. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.:
Флинта - наука, 2001.
14. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.:
Просвещение, 1985.
15.Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.
16. Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха.
Мысль, вооружённая рифмами. – Л.: Издательство Ленинградского
университета, 1987.
17. Худенко Е.Д. Как научить ребёнка думать и говорить. – Калининград:
КИПО, 2002.
18. Е. Эткинд. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 2008.
19. http://osvarke.info/229-yevristicheskaya-beseda.html. Информационный сайт
для мастеров и преподавателей спецдисциплин.
20. http://litcenter26.ru/writers-of-stavropol/ Писатели Ставрополья.

Литература для учащихся
1. Андерсен, Г.Х. Русалочка / Г.Х. Андерсен. - М.: Рипол Классик, 2011.
2. Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.
3. Кашпуров И. В. Избранное : сборник стихотворений. Ставрополь :
Ставропольсервисшкола, 2003.
4. Кошевар Д.В. Большая детская энциклопедия обо всем на свете.
Гигантская детская энциклопедия / Д.В. Кошевар. - М.: АСТ, 2018.
5. Нечаев А. Н. Былины о богатырях земли русской. - М.: ООО Издательство
«Родничок», 2018.
6. Пухальская, Г. Н. Бабушкины сказки / Г. Н. Пухальская. – Ставрополь :
Юркит, 1998.
7. Рубиновая книга лучших сказок мира. Издательство АСТ Москва 1988.
8. Тысяча сказок, басен, загадок о животных. - М.: АСТ, Сова, 2008.
9. Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом
Мещерякова, 2008.
10. https://mishka-knizhka.ru/zarubezhnye-skazochniki/ Мишкины книжки.

Приложение 1
Календарный учебный график
на 2021-2022 учебный год
Уровень
обучения

№
групп
ы

Дата
начала
занятий

Дата
окончания
занятий

стартовый

1

01.09.21

31.05.22

Кол-во
учебных
недель в
год
36

Кол-во
учебных
дней в
год
72

Кол-во
учебных
часов
нед./год.
6/216

Режим занятий

3 раза в неделю
по 2 часа

Приложение 2
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Стартовый уровень
№
Название темы
п/п
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с
целями, задачами, программой обучения.
Входящая аттестация.
Тема 2. Фольклор
Знакомство с УНТ. Чтение прибауток,
2.
считалок, потешек, закличек, небылиц.

всего
2

теор.
2

18

6
2

Количество часов
прак. дата по плану

12

Волшебный мир русских народных
сказок.

2

Создание иллюстраций к волшебной
сказке «Перышко Финиста ЯснаСокола».

2

2

5.

Просмотр мультфильма
«Колыбельные мира».
«Болтунья» - русская народная
бытовая сказка.

2

6.

2

7.

Русские народные сказки о животных.
Чтение, пересказ.
Волшебный мир русских народных
сказок. Работа с устаревшими словами.

2

8.

Детский фольклор. Отражение
русского быта в УНТ.

2

9.

Русские былины о богатырях.

2

3.

4.

10.

Тема 3. Русская литература

68

14

54

фактическая

№
п/п
11.
12.
13.

14.

15.

Название темы
всего
Стихотворные сказки и их
особенности.
Веселые истории. М. Зощенко
«Золотые слова».
Книги о дружбе и взаимопомощи.
Братья наши меньшие.

теор.
2

2
2

Б. Заходер «История гусеницы», Ю.
Мориц «Жора Кошкин». Конкурс на
лучшего чтеца.
Произведения Н. Носова. Подготовка к
КВН.

Количество часов
прак. дата по плану

2

2

КВН «С героями Н. Носова».

2
2

18.

В.П. Крапивин. Фантастическая
повесть «Выстрел с монитора». Чтение
и пересказ.
В. Осеева «Бабка». Иллюстрирование
понравившегося эпизода.
Н. М. Артюхова «Трудный вечер».
Анализ произведения.

2

19.

Е. Велтисов «Мальчик из чемодана»,
«Миллион и один день каникул», В.
Медведев «Баранкин, будь человеком».
Пересказ понравившегося отрывка.

2

2

21.

М. Ю. Лермонтов. Сказка «АшикКериб».Выразительное чтение.
А.С. Грин «Алые паруса». Чтение и
обсуждение произведения.

2

22.
23.

Просмотр фильма «Алые паруса».

2

16.
17.

20.

В. П. Крапивин. Повесть «Я иду
встречать брата»
24.
25.

2

2

Иллюстрация к повести, сочинение
собственной повести.

26.

П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка».
Викторина

27.

Книги о ребятах-сверстниках,

2

2

фактическая

№
п/п

Название темы
всего

теор.

Количество часов
прак. дата по плану

участниках ВОВ.
«Из истории нашей Родины».
Презентация «Страницы прошлого в
картинах русских художников».

2

М. Москвина «Моя собака любит
джаз». Литературный эксперимент:
сравнение звучания джаза и его
описания.

2

2

30.

Любовь Воронкова « Бабушкины
дела», «Что сказала бы мама».

31.

А. Гайдар «Тимур и его команда».
Б.В. Шергин. Рассказы. Выразительное
чтение.

2

32.

2

33.

А. Волков «Волшебник изумрудного
города».
Читательская конференция по
произведению «Волшебник
изумрудного города».

2

Л. В. Соловьев «Зверь, именуемый
кот».

2

Подробное рассмотрение книг
приключенческого жанра. Оформление
читательского дневника.

2

А.С. Пушкин. Викторина по поэме
«Руслан и Людмила».

2

37.

2

38.

Просмотр художественного фильма
«Руслан и Людмила».

39.
40.

Сказка мудростью богата. Конкурс на
лучшую волшебную сказку.

28.

29.

34.

35.

36.

41.
42.

2

2

Просмотр иллюстраций и книг,
посвященных Дню Победы. Сочинение
на тему «День Победы глазами детей».
Нравственная красота простого

2

2

2

фактическая

№
п/п

Название темы
всего

теор.

Количество часов
прак. дата по плану

человека. Е Носов «Яблочный спас»..
43.

Б.Екимов «Ночь исцеления».

2

О.М. Сомов. Выражение впечатления о
прочитанном.

2

44.

Тема 4. Зарубежная литература
Французская сказка «Красавица и
45.
чудовище».

28

8
2

20

46.

Дж. Родари «Ремесла?»

2
2

47.

Х.К. Андерсен «Ромашка», Ш.
Сильверстайн «Щедрое дерево».
Страна Фантазия. Л. Кэррол, Дж.
Родари.

2

48.
49.

Мифы и легенды Древней Греции.

2

50.

Текущая аттестация.

51.

Сказки Леонардо да Винчи.

2

Гномы и эльфы в сказках и легендах
Западной Европы. Читательская
конференция.

2

Дж. Толкиен «Хоббит, или Туда и
обратно». Словесное рисование.

2

52.

53.

54.

55.
56.

57.

58.

2

2

Сказки народов разных стран.
Черногорская сказка «Милош находит
мать». Адыгейская сказка «Девочкаптичка».

2

М.Твен «Приключения Тома Сойера»,
Д. Свифт «Путешествие Гулливера».
Анализ книг.

2

2

Ф.Г. Лорка «Как улитка отправилась
путешествовать, и кого она встретила в
пути». Чтение и обсуждение баллады.

2

В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький
Мук», Х. К. Андерсен «Русалочка».
Оформление читательского дневника.

2

фактическая

№
п/п
59.

Название темы
всего

теор.

20

6

А. Линдгрен, Э.Браун, Р. Распе.
Особенности произведений
зарубежных детских писателей.

Тема 5. Поэзия

Количество часов
прак. дата по плану
2

14

60.

Стихи о природе. Страницы русской
классики.

2

61.

Рассказы о животных. Сборник
стихотворений «Про нас».

2

62.

Муса Джалиль о любви к Родине.

2
2

63.

«Родные поэты». Стихи поэтовклассиков 19-начала 20 века для детей:
В.Жуковский, К. Рылеев, Н. Некрасов
и др.

64.

Стихосложение. Основные приемы.

65.

Чудесная сказка русской зимы.

66.

Теория стиха. Сочинение собственного
двустишия, четверостишия. Занятиеконкурс.

67.

Сопоставление произведений разных
авторов на одну и ту же тему "Что такое
счастье?" Э. Асадова и Н. Асеева.

68.

Теория стиха. Форма и содержание.

Тема 6. Литературные вечера и экскурсии

2
4
2

2

2
14

4

10

69.

Поход в библиотеку

2

70.

Экскурсия в музей.

2

71.

Литературный вечер, посвященный
жизни и творчеству А.А. Фета
(Юбилей поэта).

2

2

2

2

74.

Литературный вечер, посвященный
жизни и творчеству О.В. Перовской.

75.

Экскурсия по родному городу.

72.
73.

Тема 7. Оформление литературных газет и

2
32

-

32

фактическая

№
п/п
выставок

Название темы
всего

теор.

Количество часов
прак. дата по плану

76.

Рассказы современных писателей о
детях.

2

77.

Сказки о приключениях детей.

2

78.

Подготовка в выпуску литературной
газеты

8

79.

Выпуск литературной газеты

8
2

80.

«Нет мамы милее на свете…».
Создание собственного текста к
поздравлению ко Дню Матери

81.

Самопрезентация «Книга, которую
советую вам прочитать».

2

82.

Оформление аннотаций на
прочитанные книги о ВОВ.

2

2

83.

Книги о путешествиях и
путешественниках, настоящих и
вымышленных. Групповые задания.

2

84.

Рассказы о писателях, о художникахиллюстраторах и о тех, кто книги
печатает. Оформление выставки книг
приключенческого жанра.

85.

По страницам полюбившихся книг.
Эвристическая беседа.

2

Тема 8. Мир энциклопедии, журнала,
справочника и словаря

10

4

6

86.

Детские энциклопедии.

87.

По страницам детских журналов…

88.

Виды словарей. Работа со словарями.

89.

«Где, что, как и почему?». Книгисправочники и энциклопедии.

2

90.

О чем рассказывают журналы? Отбор
и чтение материалов из периодики.

2

2
2
2

фактическая

№
Название темы
п/п
Тема 9. Театр и литература
91.
92.

всего
12

Пьеса-сказка «Синяя птица» Мориса
Матерлинка.
Связь театра и литературы.

Подготовка к мини-спектаклю.
Выбор произведения, распределение
93.
ролей, изготовление костюмов,
заучивание текста и т.п.
Мини-спектакль по выбранному
94.
произведению.
Тема 10. Региональный компонент
Знакомство с писателями и поэтами
95.
Ставрополья. И. Кашпуров «Ах,
Ставрополье».
Ставропольские детские писатели.
96.
Жизнь и творчество А. Екимцева.
Ставропольские детские писатели,
97.
сказки Г. Пухальской.
Обобщающее занятие по
98.
ставропольским поэтам и писателям.
Работа в группах.
Итоговая аттестация.
99.
ИТОГО:

теор.
2

Количество часов
прак. дата по плану
10
2

2
6

2
8

2
2

6

2
2
2

2

2
216

50

166

фактическая

Календарно-тематический учебный график
(стартовый уровень)
№
п/п

Месяц

Число

Время
проведения
занятия

Форма занятия

Кол-во
часов

Индивидуальная, 2
групповая

Индивидуальная,
групповая

18
2

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с Учебный кабинет
целями, задачами, программой обучения.
Входящая аттестация.
Тема 2. Фольклор
Знакомство с УНТ. Чтение прибауток,
Учебный кабинет
считалок, потешек, закличек, небылиц.

собеседование

Анализ
выполнения работы
Анализ
выполнения работы

опрос

Индивидуальная,
групповая

2

Волшебный мир русских народных сказок.

Учебный кабинет

Индивидуальная,
групповая

2

Создание иллюстраций к волшебной сказке
«Перышко Финиста Ясна-Сокола».

Учебный кабинет

Индивидуальная,
групповая

2

Просмотр мультфильма «Колыбельные
мира».

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы

Индивидуальная,
групповая

2

«Болтунья» - русская народная бытовая
сказка.

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы

Индивидуальная,
групповая

2

Русские народные сказки о животных.
Чтение, пересказ.

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы

Индивидуальная,
групповая

2

Волшебный мир русских народных сказок.
Работа с устаревшими словами.

Учебный кабинет

беседа

Индивидуальная,
групповая

2

Детский фольклор. Отражение русского

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы

быта в УНТ.
Индивидуальная,
групповая

2

Русские былины о богатырях.

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы

68

Тема 3. Русская литература

Индивидуальная,
групповая
Индивидуальная,
групповая

2

Стихотворные сказки и их особенности.

Учебный кабинет

беседа

2

Веселые истории. М. Зощенко «Золотые
слова».
Книги о дружбе и взаимопомощи. Братья
наши меньшие.

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы
Анализ
выполнения работы

Индивидуальная,
групповая

2

Индивидуальная,
групповая

2

Б. Заходер «История гусеницы», Ю. Мориц
«Жора Кошкин». Конкурс на лучшего
чтеца.

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы

Индивидуальная,
групповая

2

Произведения Н. Носова. Подготовка к
КВН.

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы

Индивидуальная,
групповая
Индивидуальная,
групповая

2

КВН «С героями Н. Носова».

Учебный кабинет

опрос

2

Учебный кабинет

Индивидуальная,
групповая

2

В.П. Крапивин. Фантастическая повесть
«Выстрел с монитора». Чтение и пересказ.
В. Осеева «Бабка». Иллюстрирование
понравившегося эпизода.

Анализ
выполнения работы
Анализ
выполнения работы

Индивидуальная,
групповая

2

Н. М. Артюхова «Трудный вечер». Анализ
произведения.

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы

Индивидуальная,
групповая

2

Е. Велтисов «Мальчик из чемодана»,
«Миллион и один день каникул», В.

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы

Учебный кабинет

Учебный кабинет

Медведев «Баранкин, будь человеком».
Пересказ понравившегося отрывка.
Индивидуальная,
групповая

2

М. Ю. Лермонтов. Сказка «АшикКериб».Выразительное чтение.

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы

Индивидуальная,
групповая

2

А.С. Грин «Алые паруса». Чтение и
обсуждение произведения.

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы

Индивидуальная,
групповая

2

Просмотр фильма «Алые паруса».

Учебный кабинет

Индивидуальная,
групповая

4

В. П. Крапивин. Повесть «Я иду встречать
брата»

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы
Анализ
выполнения работы

Иллюстрация к повести, сочинение
собственной повести.
Индивидуальная,
групповая

2

П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка».
Викторина

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы

Индивидуальная,
групповая

2

Книги о ребятах-сверстниках, участниках
ВОВ.

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы

Индивидуальная,
групповая

2

«Из истории нашей Родины». Презентация
«Страницы прошлого в картинах русских
художников».

Учебный кабинет

Творческие задания

Индивидуальная,
групповая

2

М. Москвина «Моя собака любит джаз».
Литературный эксперимент: сравнение
звучания джаза и его описания.

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы

Индивидуальная,

2

Любовь Воронкова « Бабушкины дела»,

Учебный кабинет

групповая

«Что сказала бы мама».

Индивидуальная,
групповая

2

А. Гайдар «Тимур и его команда».

Учебный кабинет

Индивидуальная,
групповая

2

Б.В. Шергин. Рассказы. Выразительное
чтение.

Учебный кабинет

Индивидуальная,
групповая

2

А. Волков «Волшебник изумрудного
города».

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы

Индивидуальная,
групповая

2

Читательская конференция по
произведению «Волшебник изумрудного
города».

Учебный кабинет

беседа

Индивидуальная,
групповая

2

Л. В. Соловьев «Зверь, именуемый кот».

Учебный кабинет

Индивидуальная,
групповая

2

Подробное рассмотрение книг
приключенческого жанра. Оформление
читательского дневника.

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы
Анализ
выполнения работы

Индивидуальная,
групповая

2

А.С. Пушкин. Викторина по поэме «Руслан
и Людмила».

Учебный кабинет

Викторина

Индивидуальная,
групповая

2

Просмотр художественного фильма «Руслан
и Людмила».

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы

Индивидуальная,
групповая

4

Сказка мудростью богата. Конкурс на
лучшую волшебную сказку.

Учебный кабинет

Творческие задания

Индивидуальная,
групповая

2

Просмотр иллюстраций и книг,
посвященных Дню Победы. Сочинение на

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы

Анализ
выполнения работы
Анализ
выполнения работы

тему «День Победы глазами детей».
Индивидуальная,
групповая

2

Нравственная красота простого человека. Е
Носов «Яблочный спас»..

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы

Индивидуальная,
групповая

2

Б.Екимов «Ночь исцеления».

Учебный кабинет

Индивидуальная,
групповая

2

О.М. Сомов. Выражение впечатления о
прочитанном.

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы
Анализ
выполнения работы

28

Тема 4. Зарубежная литература

Индивидуальная,
групповая

2

Французская сказка «Красавица и
чудовище».

Учебный кабинет

опрос

Индивидуальная,
групповая

2

Дж. Родари «Ремесла?»

Учебный кабинет

Индивидуальная,
групповая

2

Х.К. Андерсен «Ромашка», Ш.
Сильверстайн «Щедрое дерево».

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы
Анализ
выполнения работы

Индивидуальная,
групповая

2

Страна Фантазия. Л. Кэррол, Дж. Родари.

Учебный кабинет

Индивидуальная,
групповая

2

Мифы и легенды Древней Греции.

Учебный кабинет

Индивидуальная,
групповая

2

Текущая аттестация.

Учебный кабинет

Индивидуальная,
групповая

2

Сказки Леонардо да Винчи.

Учебный кабинет

Индивидуальная,
групповая

2

Гномы и эльфы в сказках и легендах
Западной Европы. Читательская

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы
Анализ
выполнения работы
Текущая
диагностика
Анализ
выполнения работы
Анализ
выполнения работы

конференция.
Индивидуальная,
групповая

2

Дж. Толкиен «Хоббит, или Туда и обратно».
Словесное рисование.

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы

Индивидуальная,
групповая

2

Сказки народов разных стран. Черногорская
сказка «Милош находит мать». Адыгейская
сказка «Девочка-птичка».

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы

Индивидуальная,
групповая

4

М.Твен «Приключения Тома Сойера», Д.
Свифт «Путешествие Гулливера». Анализ
книг.

Учебный кабинет

опрос

Индивидуальная,
групповая

2

Ф.Г. Лорка «Как улитка отправилась
путешествовать, и кого она встретила в
пути». Чтение и обсуждение баллады.

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы

Индивидуальная,
групповая

2

В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук»,
Х. К. Андерсен «Русалочка». Оформление
читательского дневника.

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы

Индивидуальная,
групповая

2

А. Линдгрен, Э.Браун, Р. Распе.
Особенности произведений зарубежных
детских писателей.

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы

20

Тема 5. Поэзия

Индивидуальная,
групповая

2

Стихи о природе. Страницы русской
классики.

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы

Индивидуальная,
групповая

2

Рассказы о животных. Сборник

Учебный кабинет

беседа

стихотворений «Про нас».
Индивидуальная,
групповая

2

Муса Джалиль о любви к Родине.

Учебный кабинет

Индивидуальная,
групповая

2

«Родные поэты». Стихи поэтов-классиков
19-начала 20 века для детей: В.Жуковский,
К. Рылеев, Н. Некрасов и др.

Учебный кабинет

Индивидуальная,
групповая

2

Стихосложение. Основные приемы.

Учебный кабинет

Индивидуальная,
групповая
Индивидуальная,
групповая

4

Чудесная сказка русской зимы.

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы
Творческие задания

2

Теория стиха. Сочинение собственного
двустишия, четверостишия. Занятиеконкурс.

Учебный кабинет

Конкурс

Индивидуальная,
групповая

2

Сопоставление произведений разных авторов на
одну и ту же тему "Что такое счастье?" Э.
Асадова и Н. Асеева.

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы

Индивидуальная,
групповая

2

Теория стиха. Форма и содержание.

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы

14

Тема 6. Литературные вечера и
экскурсии

Индивидуальная,
групповая

2

Поход в библиотеку

Индивидуальная,
групповая

2

Экскурсия в музей.

Индивидуальная,
групповая

4

Литературный вечер, посвященный жизни и

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы
Анализ
выполнения работы

Анализ
выполнения работы
Анализ
выполнения работы
Анализ
выполнения работы

творчеству А.А. Фета (Юбилей поэта).
Индивидуальная,
групповая

4

Литературный вечер, посвященный жизни и
творчеству О.В. Перовской.

Индивидуальная,
групповая

2

Экскурсия по родному городу.

32

Тема 7. Оформление литературных газет
и выставок

Индивидуальная,
групповая

2

Рассказы современных писателей о детях.

Учебный кабинет

Индивидуальная,
групповая

2

Сказки о приключениях детей.

Учебный кабинет

Индивидуальная,
групповая

8

Подготовка в выпуску литературной газеты

Учебный кабинет

Индивидуальная,
групповая

8

Выпуск литературной газеты

Учебный кабинет

Индивидуальная,
групповая

2

«Нет мамы милее на свете…». Создание
собственного текста к поздравлению ко
Дню Матери

Учебный кабинет

Индивидуальная,
групповая

2

Самопрезентация «Книга, которую советую
вам прочитать».

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы

Индивидуальная,
групповая

2

Оформление аннотаций на прочитанные
книги о ВОВ.

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы

Индивидуальная,
групповая

2

Книги о путешествиях и путешественниках,
настоящих и вымышленных. Групповые

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы
Творческие задания

Анализ
выполнения работы
Анализ
выполнения работы
Анализ
выполнения работы
Анализ
выполнения работы
Творческие задания

задания.
Индивидуальная,
групповая

2

Рассказы о писателях, о художникахиллюстраторах и о тех, кто книги печатает.
Оформление выставки книг
приключенческого жанра.

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы

Индивидуальная,
групповая

2

По страницам полюбившихся книг.
Эвристическая беседа.

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы

10

Тема 8. Мир энциклопедии, журнала,
справочника и словаря

Индивидуальная,
групповая

2

Детские энциклопедии.

Учебный кабинет

Индивидуальная,
групповая

2

По страницам детских журналов…

Учебный кабинет

Индивидуальная,
групповая
Индивидуальная,
групповая

2

Виды словарей. Работа со словарями.

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы
Анализ
выполнения работы
опрос

2

«Где, что, как и почему?». Книгисправочники и энциклопедии.

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы

Индивидуальная,
групповая

2

О чем рассказывают журналы? Отбор и
чтение материалов из периодики.

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы

12

Тема 9. Театр и литература

Индивидуальная,
групповая

2

Учебный кабинет

Индивидуальная,
групповая

2

Пьеса-сказка «Синяя птица» Мориса
Матерлинка.
Связь театра и литературы.

Анализ
выполнения работы
беседа

Учебный кабинет

Индивидуальная,
групповая

6

Индивидуальная,
групповая

2

Индивидуальная,
групповая

8
2

Индивидуальная,
групповая

2

Индивидуальная,
групповая

2

Индивидуальная,
групповая

2

Индивидуальная,
групповая

2
216

Подготовка к мини-спектаклю.
Выбор произведения, распределение ролей,
изготовление костюмов, заучивание текста
и т.п.
Мини-спектакль по выбранному
произведению.
Тема 10. Региональный компонент
Знакомство с писателями и поэтами
Ставрополья. И. Кашпуров «Ах,
Ставрополье».
Ставропольские детские писатели. Жизнь и
творчество А. Екимцева.
Ставропольские детские писатели, сказки Г.
Пухальской.
Обобщающее занятие по ставропольским
поэтам и писателям. Работа в группах.
Итоговая аттестация.
ИТОГО:

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы

Учебный кабинет

опрос

Учебный кабинет

Анализ
выполнения работы
Анализ
выполнения работы
Итоговая
диагностика

Учебный кабинет
Учебный кабинет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».